Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 02:47, курсовая работа
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах. Вторичное  обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах специально организованных курсах и семинарах, на предприятиях и в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.
ВВЕДЕНИЕ
1.	Понятие, виды и характеристика обучения персонала
2.	Методы обучения персонала на рабочем месте
3.	Методы обучения персонала вне рабочего места
4.	Сравнение современных методов обучения персонала в России и за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Практические занятия (кейсы) 
- данный метод обучения предполагает 
анализ и групповое обсуждение гипотетических 
или реальных ситуаций, которые могут 
быть представлены в виде описания, видеофильма 
и т.д.  
Использование данного метода позволяет 
участникам обучения познакомиться с 
опытом других организаций, развить навыки 
анализа принятия решений, разработки 
стратегии и тактики.
Деловые игры – это метод обучения, 
наиболее близкий к реальной профессиональной 
деятельности обучающихся. Его цель — 
найти коллективно путь выхода из сложного 
жизненного положения путем обогащения 
мыслей, подходов, идей как индивидуумов, 
так и групп слушателей. Деловую игру можно 
провести, имитируя любой уровень управления. 
Кроме того, за несколько часов, отведенных 
на деловую игру, возможно имитировать 
процесс, который длится в реальной жизни 
месяцы и годы. Каждый участвующий в игре 
видит процесс в динамике, а также последствия 
принимаемых решений.  Деловые игры 
дорогостоящие; необходим тщательный 
разбор игры; подбор специально подготовленных 
модераторов. 
 
Тренинги являются методом обучения, обеспечивающим 
активное усвоение учебного материала, 
формирование практических навыков, снятие 
стереотипов поведения, создание психологической 
готовности к деятельности. Различают 
функционально-поведенческие тренинги. 
Их задачей является воспроизводство 
и усвоение уже известного профессионального 
опыта. А также существуют консультативные 
тренинги, имеющие преобразующую направленность 
на развитие нового профессионального 
опыта. Наиболее распространенные тренинговые 
области: 
Самостоятельное обучение - самый простой вид обучения, требующий только желания и возможностей обучающихся. Эффективно использование вспомогательных средств: аудио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ, в том числе компьютерных. Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Но индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности - обратной связи.
4. СРАВНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
В современной рыночной среде организация может добиться успеха только , если ей удастся поднять методы своей работы на новый уровень. Компания вынуждена работать гибко, тем самым создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать стратегии, пересматривать приоритеты в развитии организации.
Большинство методов обучения, которые используются в России или которые начинают применяться, изначально появились на Западе, поэтому для успешной работы тех или иных методов российские специалисты опираются на опыт западных коллег.
Таблица 5: Современные методы обучения персонала
| Название | Российские компании | Западные компании | 
| Модульное обучение | 83% | 81% | 
| Дистанционное обучение | 37% | 54% | 
| Наставничество | 78% | 72% | 
| Рабочие группы | 60% | 65% | 
| Метафорическая игра | 45% | 15% | 
| Обучение методом «Shadowing» | 1% | 71% | 
| Обучение методом «Secondment» | 1% | 65% | 
| Обучение методом «Buddying» | 5% | 85% | 
| Обучение действием | 56% | 70% | 
К числу методов, которые «пришли» в Россию с Запада относятся: модульное обучение, дистанционное обучение, наставничество, обучение действием, обучение в рабочих группах, метафорическая игра, обучение по методам «Shadowing», «Secondment», «Buddying».
Обучение по методу «Shadowing» . Этот метод активно используется 71% английских компаний. В переводе «Shadowing» означает «быть тенью». Этот метод можно использовать, если необходимо переквалифицироваться на другую специальность. Данную форму обучения можно использовать в процессе адаптации новых сотрудников. Преимуществом использования метода Shadowing является:
Обучение по методу «Secondment». Метод также используется в английских организациях. Перевод термина «secondment» - командирование. Такая форма является разновидностью ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы, на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям. Этот метод приветствуется компаниями с плоской структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников. Преимущества применения метода Secondment:
Обучение методом «Buddying». Метод основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с выполнением текущих профессиональных обязанностей. Преимущества применения метода Buddying:
На сегодняшний день быстро меняются и внешние, и внутренние условия функционирования организации; эти изменения вынуждают многие компании подготавливать персонал в новых условиях.
Работодатели больше заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, который способен создавать товары и услуги, которые могли бы конкурировать с товарами и услугами с Запада и Востока. Обучение позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которая соответствует сегодняшним реалиям.
Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и поведение организационных изменений требуют более высокого уровня профессиональной подготовки персонала и хорошо спланированной, четко организованной работы по обучению персонала. При этом обучение не должно ограничиваться лишь передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков.
Удачная классификация методов обучения и развития сотрудников предложил Дипломированный институт развития персонала (CIPD), который проводит ежегодные исследования частоты использования этих методов HR- и T&D- менеджеров в Велликобритании. По данным опроса были получены такие результаты:
Западные специалисты также выделяют такой метод как «неформальное обучение» на работе. Это поиск информации в Интернете, общение с более опытными коллегами и другими сотрудниками кросс-функциональных или кросс-культурных проектных группах, участие в профессиональных ассоциациях. Большинство этих методов известны и в России, но ни одно российское исследование, которое касается обучения и развития персонала не дает вразумительного ответа на вопрос, какой процент компаний использует в своей практике тот или иной способ. Недавно были опубликованы данные, согласно которым 63% опрошенных торгово-производственных предприятий применяет наставничество. И хотя число респондентов было невелико, а тематика исследования узка, на сегодняшний день даже эти данные представляют собой большую ценность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая данную работу в первую очередь, стоит отметить, что при выборе методов обучения персонала руководители организации смотрят на эффективность их воздействия на группу обучающихся. Для того, чтобы персонал был высококвалифицированным и развивался обучение должно быть непрерывным, так как постоянно внедряются новых технологии, новая техника. Профессиональное обучение осуществляется в соответствии с такими принципами как:
При выборе методов обучения основным является мнение самих сотрудников. Возможность получить новые знания, овладеть новыми навыками, совершенствоваться, переквалифицироваться позволяет работникам быть готовыми к переменам на рынке труда, а организациям – к динамике внешней среды. Но обучение необходимо не только персоналу, а управленческой команде и ее руководителю также.
Различают два основных метода обучения персонала: обучение на рабочем месте и обучение вне рабочего места.
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с повседневной работой. Оно является более дешевым и оперативным, а также может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников. А методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. У обоих методов есть свои достоинства и недостатки, которые были рассмотрены в ходе работы.
Таким образом, из данной курсовой работы можно сделать вывод, что универсальных методов профессионального обучения не существует. В каждом методе присутствуют свои плюсы и минусы и их сочетание необходимо и неизбежно. Многие успешные компании используют в процессе своей деятельности промежуточные модели обучения.
ЛИТЕРАТУРА