В целом, малые и средние 
предприятия Японии являются 
активными участниками реструктуризации 
японской экономики, постоянно 
модернизируют свое производство 
и диверсифицируют торговую деятельность. 
Так, в развитых странах Восточной 
Азии эффективная государственная 
политика по отношению к малому 
и среднему бизнесу строится 
на содействии структурной адаптации 
к меняющимся условиям и нуждам 
самих компаний.  
       
По мере углубления реформ 
и все большей открытости китайской 
экономики роль малых и средних 
предприятий в стране возрастает. 
В Административном управлении 
промышленности и торговли КНР 
зарегестрировано свыше 10 млн. 
малых и средних предприятий. 
Они создают 60% валовой промышленной 
продукции, 40% прибыли в промышленности, 
их продукция составляет 60% общего 
объема экспорта. С 1990-х годов 
свыше 75% добавленной стоимости 
валового промышленного производства 
приходится на малые и средние 
предприятия, они обеспечивают  
75% рабочих мест в городах и 
поселках, вовлекая значительный 
приток рабочей силы из деревни. 
Большая часть малых и средних 
предприятий находится в восточных 
(42%) и центральных (42%) районах 
Китая. Они производят соответственно 
66 и 26% продукции малого предпринимательства. 
Так, благодаря увеличению количества 
малых и средних предприятий 
в китайской экономике в период 
реформ не возникло серьезных 
проблем в сфере занятости. 
В 1978 – 1996 годах из деревень 
в города мигрировало 230 млн. 
человек, в большинстве своем 
они были трудоустроены на 
малых предприятиях. Из примерно 
150 млн. человек, занятых в промышленности, 
более 100 млн. человек, или около 
70%, работают на малых и средних 
предприятиях. В последние годы 
по мере структурной перестройки 
китайской экономики и углубления 
реформ произошли огромные увольнения 
работников на государственных 
предприятиях. Практически они не 
могли повторно устроиться в 
этой сфере. Именно малые и 
средние предприятия создали 
большое количество мест для 
повторного трудоустройства увольняемых 
рабочих и служащих. В 1997 году 
в негосударственном секторе 
нашли себе новую 4,18 млн. уволенных 
рабочих и служащих. Активная 
поддержка и содействие  развитию 
малых и средних предприятий 
является важным курсом китайского 
правительства. Придерживаясь политики, 
«ухватившись за крупные, поддерживать 
малые», оно предприняло  целый 
ряд мер по развитию малых 
и средних предприятий. В системе 
управления совокупностью малых 
и средних предприятий в Китае 
уже длительное  время практикуется 
«многосубъектное управление». Единый 
орган управления отсутствует, 
созданы отраслевые органы управления 
и имеется специальный орган 
для согласования зарубежного 
сотрудничества малых и средних 
предприятий – Координационный 
центр зарубежного сотрудничества 
малых и средний предприятий Китая. 
В 1998 году, когда проводилась реформа правительственных 
органов, в рамках  Государственного 
торгово-экономического комитета был 
образован отдел малых и средних предприятий. 
Основные его функции сводятся к следующим: 
руководство проведением реформы на этих 
предприятиях; разработка политики их 
поддержки; стимулирование создания для 
них системы услуг; координация международного 
сотрудничества малых и средних предприятий. 
В 2000 году в рамках Государственного торгово-экономического 
комитета была создана Всекитайская рабочая 
руководящая группа по стимулированию 
развития малых и средних предприятий. 
В ее состав входят 12 финансовых, научно-технических, 
банковских и других организаций и учреждений. 
   Для 
стимулирования формирования системы 
кредитных гарантий, созванное в 
конце 2000 года Всекитайское рабочее 
совещание по малым и средним 
предприятиям поставило вопрос 
о создании системы ссудных 
гарантий для этих предприятий 
как важном направлении их 
деятельности на ближайшие годы. 
К концу июня 2001 года в 30 провинциях 
уже функционировали 260 организаций 
по созданию кредитных гарантий 
для малых и средних предприятий 
с  общей    суммой     
поручительского   капитала   
7,6 млрд. юаней. Сегодня к числу 
основных мер государства по 
поддержке малого и среднего 
предпринимательства относятся 
следующие:
- облегчение 
процедуры открытия нового предприятия 
– упрощение регистрации и 
снижение минимального уставного 
капитала до 1 тысячи юаней (в 
области информационных технологий 
и программного обеспечения – 
до 5 тысяч юаней);
-   льготное 
налогообложение: в первый год 
работы предприятие освобождается 
от уплаты налогов полностью, 
во второй и третий годы 
– от налога на предпринимательскую 
деятельность и подоходного налога 
с сотрудников;
-  государственное 
поощрение инноваций (опытного 
и серийного выпуска новой 
продукции), в том числе за счет 
предоставления им соответствующих 
дополнительных льгот и преференций;
-  информационное 
обеспечение малого и среднего 
предпринимательства, включая предоставление 
комплексной информации, полезной 
для развития бизнеса и повышения 
конкурентоспособности продукции, 
пропаганду достижений науки 
в сфере создания новых технологий;
- экспортная 
ориентация и поощрение развития 
внешнеэкономической деятельности, 
включая помощь в страховании, 
организации и участии в международных 
выставках, предоставление информации 
о рынке, содействие в поиске 
зарубежных партнеров. В 2000 году 
11 китайских корпораций вошли 
в число 500 крупнейших транснациональных 
компаний мира. С 2004 года, например, 
значительно снижен размер уставного 
капитала, необходимого для получения 
права на ведение внешнеэкономической 
деятельности, что позволит новому 
эшелону малых и средних предприятий 
впервые выйти на международный 
рынок.  
   Так, 
правительство Китая активно 
расширяет перечень услуг малым 
и средним предприятиям и поддерживает 
их развитие.        
         
Таким  образом, изучение опыта 
вышеуказанных стран осуществляется 
не с целью предложить повторение 
или копирование подходов, а с 
тем, чтобы  выявить  самые 
динамичные и перспективные аспекты 
государственной политики в области 
развития и поддержки малого 
и среднего бизнеса. Также, 
необходимо обратить внимание 
на новые перспективные возможности 
в этой области  для Республики 
Казахстан. А существующие условия 
и проблемы развития малого 
и среднего бизнеса непосредственно 
в Казахстане рассмотрены в 
следующей главе. 
 
1.4 Развитие предпринимательства 
в Республике Казахстан
 
С первых шагов перехода 
Казахстана к рынку развитие предпринимательства 
стало одним из приоритетных направлений 
экономической политики государства.
В области предпринимательства 
принят целый ряд государственных 
программ в 1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 
2001-2002 гг., направленных на развитие и 
поддержку частного предпринимательства 
в республике. Целями программы 2003-2005 
гг. стали увеличение доли малого и 
среднего предпринимательства (МСП) в 
структуре ВВП до 25% и уровня занятости 
в этой сфере до 1,6 млн. чел., а также 
обеспечение на этой основе устойчивого 
роста экономики.
Сегодня малый бизнес в 
Казахстане формирует 11% государ-ственного 
бюджета, а количество предприятий 
МСП составляет 112,2 тыс. (на 1 сентября 
2002 г., что на 15,8% выше, чем 1 сентября 
2001 г.). В числе позитивных факторов 
следует отметить следующее: сформирована 
нормативно-правовая база по предпринимательству, 
совместными усилиями государственных 
органов и предпринимателей она 
продолжает совершенствоваться; действуют 
порядка 200 общественных организаций, 
оказывающих предпринимательству 
поддержку, созданы консультативно-совещательные 
органы - Совет предпринимателей при 
Президенте, Комиссия при правительстве 
РК по вопросам поддержки малого предпринимательства, 
а также при местных исполнительных 
органах; оказывается содействие такими 
фондами, как Фонд развития малого предпринимательства, 
Национальный инновационный фонд Казахстана, 
фонд «Евразия», и другими; ряд банков 
второго уровня производит операции 
по открытию счета бесплатно (физическим 
и юридическим лицам). Осуществляется 
кредитование субъектов малого пред-принимательства 
по программам Европейского банка реконструкции 
и развития (ЕБРР), Центрально-азиатского 
американского фонда поддержки 
предпринимательства, Немецкой компании 
по инвестициям и развитию, действуют 
кредитные линии Азиатского банка 
развития (АБР), Международного банка 
реконструкции и развития (МБРР), 
Исламского банка развития (ИБР) посредством 
таких банков, как Банк «ТуранАлем», 
ОАО «Нурбанк», ОАО «Темирбанк», 
ОАО «Казкоммерцбанк». Период кредитования 
при этом варьируется от 1 месяца до 7 лет, 
а ставка процента от 16 до 27% в год.
Таким образом, система 
координат в области предпринимательства 
задана на достаточно неплохом уровне, 
тем не менее приведенные ниже 
данные свидетельствуют о том, что 
модель МСП в Республике Казахстан 
находится еще в стадии формирования 
(приложение В).
Подобная статистика позволяет 
говорить о необходимости дальнейшего 
интенсивного развития предпринимательства 
для обеспечения экономического 
роста. Развитие предпринимательства 
сдерживает несовершенство нормативно-правовой 
базы, проявляющееся в неоднозначности 
формулировок некоторых законов, несоответствии 
их интересам предпринимателей, неоткорректированности 
ряда процедур (регистрации, лицензирования, 
сертификации).
Так, например, затраты на 
процедуру регистрации все еще 
высоки: ставка сбора за государственную 
регистрацию при создании для 
бюджетных учреждений, казенных предприятий 
и кооперативов собственников помещений, 
их филиалов и представительств составляет 
один месячный расчетный показатель 
(МРП), в то время как для субъектов 
малого предпринимательства она 
в пять раз выше (5 МРП), не говоря 
уже о 20 МРП для остальных юридических 
лиц. К этому следует прибавить 
такое «новшество», как обязательное 
взимание пошлины частными нотариусами 
в размере не меньше установленного 
Налоговым кодексом, т. е. свидетельство 
верности копий документов и выписок 
из документов (за страницу) для физических 
лиц 0,05 МРП, для юридических лиц - 
1 МРП (а это непосредственно касается 
устава предприятия), удостоверение 
учредительного договора - 5 МРП, хотя субъекты 
малого предпринимательства могут 
использовать типовые уставы, упрощающие 
создание предприятия. Принятие законопроекта, 
предусматривающего внедрение принципа 
«одного окна», позволит не только уменьшить 
количество представляемых документов 
для регистрации предприятия, но 
и осуществлять ее в течение трех 
дней в одном органе. Развитие законодательной 
базы в Казахстане определяет не только 
приоритетность малых форм предпринимательства, 
но и серьезные изменения в 
отношении иных его форм. Так, Закон 
Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. 
№415-11 «Об акционерных обществах» 
предусматривает укрупнение акционерных 
компаний, что во многом усложняет 
их формирование и маневренность. Вместо 
упраздненных ЗАО и ОАО, минимальный 
уставный капитал которых составлял 
100 МРП и 5000 МРП соответственно, новым 
законом определяется форма «акционерное 
общество» (АО) с уставным капиталом 
не менее 50 000 МРП. Изменения коснулись 
и народного акционерного общества 
(ранее - открытое народное общество), собственный 
капитал которого должен быть не  
менее 
1 000 000 МРП, при сохранившемся 
численном составе работников 500 
человек и более. Подобный формообразующий 
патернализм, обеспечивший в свое 
время слияние и укрупнение 
финансовых институтов (пенсионных  
фондов, банков), наряду с концентрацией 
капитальных средств, совершенствованием 
законов  приводит к таким аберрационным 
явлениям, как не участвующий в оборотных 
средствах капитал, реорганизация большого 
количества предприятий, не набравших 
достаточной капитальной мощи, хотя таким 
предприятиям остается возможность для 
самоопределения в течение двух лет. С 
нашей точки зрения, способность к оперативным 
действиям предприятия, так необходимая 
в условиях жесткой конкуренции, во многом 
зависит от организационно-правовой формы, 
в которой оно осуществляет хозяйственную 
деятельность, и эта форма должна быть 
максимально адекватна и доступна.
До сих пор недостаточно 
развита инфраструктура поддержки 
предпринимательства, на периферии 
она фактически отсутствует, население 
плохо информировано о проводимых 
мероприятиях по поддержке малого и 
среднего бизнеса, об изменениях в законода-тельстве. 
Данные социологических исследований, 
проведенных Институтом экономических 
исследований в 2000 г., показывают, что 
треть предпринимателей не взаимодействуют 
с организациями по их поддержке, 
что говорит как о пассивности 
самих предпринимателей, так и 
о недостаточной активности этих 
организаций. К примеру, о программах 
Всемирного банка имеют представление 
80 % респондентов, в то время как 
пользуются его услугами лишь 2%, не 
знают 17%. Как известно, немаловажной 
проблемой для предпринимателей 
является большое количество проверок, 
приостанавливающих деятельность предприятий. 
На это неоднократно обращал внимание 
и Президент республики. По меньшей 
мере, можно выделить такие виды 
контроля, как административный, налоговый, 
финансовый, валютно-экспортный, пожарный 
и др. В этой связи правительством 
принят ряд постановлений и указов, 
обеспечивших единый статистический учет 
и регистрацию практически всех 
проверок в Центре правовой статистики, 
что обеспечивает контроль за деятельностью 
госорганов. Несмотря на некоторые 
отклонения в их реализации, положительным 
фактором следует считать мораторий 
на проверки субъектов малого предпринимательства 
с 1 января по 1 октября 2003 г., утвержденный 
постановлением правительства РК от 
27 декабря 2002 г. №1390, направленный на пресечение 
незаконных проверок и содействие развитию 
малого бизнеса. Основным фактором, обеспечивающим 
устранение противоречий между предпринимателем 
и госорганами, должен выступать 
перевод их взаимоотношений в 
плоскость права и закона посредством 
повышения образовательного уровня 
предпринимателей, их информированности 
в области действующего законодательства 
параллельно с совершенствованием 
инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Особенно остро на этапе 
организации собственного дела встает 
вопрос обеспечения кредитными средствами. 
Препятствиями в этом случае становятся 
как высокие ссудные проценты 
и короткие сроки погашения кредита, 
так и неликвидность залогового 
имущества в основном начинающих 
свое дело, стоимость процедуры аккредитации. 
В решении данного вопроса, по 
всей видимости, необходима дальнейшая 
государственная поддержка, стимулирование 
банков второго уровня для повышения их 
активности в кредитовании реального 
сектора экономики, снижении обязательной 
резервной нормы, учетной ставки процента 
по госкредитам и др.
Сырьевая ориентация, длительный 
период сопровождавшая Казахстан, а 
также ускоренный переход к рыночной 
экономике спо-собствовали развитию 
в республике определенных диспропорций 
в отраслевом и региональном разрезах. 
Так, в сложившихся условиях сохраняется 
превалирование предприятий в сфере 
торговли и услуг, существенно отставание 
сельского хозяйства и обрабатывающей 
промышленности. Статистические данные 
(на 1 июля 2002 г.) показывают, что торговлей, 
ремонтом автомобилей, бытовых изделий   
и   предметов   личного пользования 
занимается 40,1 % малых предприятий, 
в сельском хозяйстве, охоте и 
лесном хозяйстве — 6 и 11 % — в 
обрабатывающей промышленности. Несмотря 
на количественный рост (в сравнении 
с 1 июля 2001 г.) самыми низкими в процентном 
отношении среди малых предприятий 
остаются сферы рыболовства, рыбоводства 
(0,2 %) и горнодобывающей промышленности 
(0,6 %). Стремление к получению прибыли 
в краткосрочном периоде, во многом 
обусловливающее данную отраслевую 
структуру, связано с трудностями 
в сбыте производимой продукции. 
Причин здесь видится несколько 
— это несоответствие качества товаров 
требованиям мирового рынка, высокие 
таможенные тарифы, себестоимость продукции 
в сравнении с ввозимым импортом, 
а следовательно, и низкая конкурентоспособность 
товара по цене. Региональная неравномерность 
размещения предприятий обусловлена 
их ориентацией на крупные рынки 
сбыта, источники ресурсов, низкой плотностью 
населения. Так, наибольшее количество 
активных малых предприятий сосредоточено 
в г. Алматы -29,2 % и г. Астане - 8,6, далее 
следуют Карагандинская - 7,7, Восточно-Казахстанская 
- 7,6 и Южно-Казахстанская - 7,4 % области.