Опыт развитых стран 
показывает, что ключевая роль в 
поддержке и стимулировании франчайзинговых 
отношений принадлежит государству. 
Во-первых, в нашей стране государство 
создает благоприятную для развития 
франчайзинговых отношений крупного 
и малого бизнеса внешнюю среду: 
правовую, налоговую, таможенную и другие. 
    Во-вторых, оно 
оказывает целевую помощь (финансовую, 
информационно-поисковую, консалтинговую) 
конкретным фирмам-субъектам франчайзинговых 
связей.
    В-третьих, властные 
структуры создают институты 
и организационные структуры, 
нацеленные на стимулирование 
франчайзинга (этим, как известно, занимаются 
торгово-промышленные палаты, разного 
рода ассоциации, бизнес-центры, банки 
данных).
    Развитие системы 
франчайзинга в республике будет 
способствовать расширению производства 
и реализации новых прогрессивных 
видов продукции, а также освоению 
современных технологий зарубежных 
франчайзеров.
    Серьезное внимание 
использованию франчайзинга в 
республике должны уделять территориальные 
органы управления (акиматы) и 
созданные в городах и сельских 
районах Центры малого бизнеса. 
Развитие франчайзинговых отношений 
в республике сдерживается недостаточностью 
и несовершенством правовой базы, 
отсутствием должного информационного 
обеспечения, нехваткой специальных 
консультационно-посреднических структур, 
проблемами финансово-кредитного 
порядка.
    Создание и 
дальнейшее развитие отечественного 
франчайзинга требуют определенной 
правовой, экономической и культурно-этической 
базы. Должно быть изменено налоговое 
законодательство, не отражающее 
отношения франчайзинга и не 
дающее достаточно стимулов для 
его становления и развития. При 
создании необходимой законодательной 
базы следует учитывать международный 
опыт, этический кодекс Международной 
ассоциации франчайзинга. Образцом 
законодательства по франчайзингу 
могут служить США, Япония.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
 
В результате исследования 
проблем и перспектив развития малого 
и среднего бизнеса в Республике 
Казахстан можно  сформулировать 
следующие выводы:
Малый и средний бизнес 
является реальным сектором экономики. 
Существующие сегодня малые и 
средние предприятия с каждым 
годом увеличивают объем выпускаемой 
продукции. Президент Республики Казахстан 
Нурсултан Назарбаев считает 
развитие малого и среднего предпринимательства 
стратегически важным для страны. 
«Если бы удалось занять порядка 
4-5 миллионов человек в этой сфере, 
нам были бы не страшны никакие 
кризисы», - заявил он на открытии седьмого 
форума предпринимателей Казахстана. 
Делая ставку на развитие малого и 
среднего бизнеса, Казахстан никаких 
Америк не открывает. Это – мировой 
опыт. В любой промышленно-развитой 
стране основу процветания, благополучия 
представляют именно малые и средние 
предприятия. Поэтому Президент 
Казахстана на форуме предпринимателей 
заявил, что «всегда поддерживал, 
и будет поддерживать» эту 
сферу экономики, поскольку именно 
там зарождается средний класс, 
«заинтересованный как в политической, 
так и в экономической стабильности 
государства». 
В ходе изучения состояния 
развития малого и среднего бизнеса 
были выявлены следующие проблемы:
- несовершенство нормативно-правовой 
базы;
- несовершенство налоговой 
системы;
- ограниченная доступность 
к кредитным ресурсам;
- административные барьеры, 
усложняющие вход на рынок 
для субъектов малого и среднего 
бизнеса.
    Все данные 
проблемы взаимосвязаны и исходят 
одна из другой. Так, для обеспечения 
доступа субъектов малого и 
среднего бизнеса к финансово-кредитным 
ресурсам необходимо совершенствование 
нормативно-правовой базы по регулированию 
деятельности кредитных товариществ, 
а также формирование законодательной 
основы для создания и развития 
обществ  взаимного кредитования 
в сфере малого и среднего 
бизнеса. Ограниченный доступ 
к финансово-кредитным ресурсам 
вынуждает большинство предпринимателей 
работать в секторах с низкой 
наукоемкостью. Основная масса 
субъектов малого и среднего 
бизнеса занимается торговлей 
и оказанием услуг. Именно поэтому 
нужны альтернативные кредитные 
организации в стране – общества 
взаимного кредитования, обладающие 
рядом преимуществ по сравнению 
с банками. 
    Так же, необходимо 
преобразование форм налоговой 
отчетности; определить порядок 
информирования вновь зарегистрированных  
юридических лиц о необходимых 
формах и сроках сдачи налоговой 
и статистической отчетности, обязательных 
непосредственно для их вида 
деятельности, то есть для совершенствования 
налоговой системы.
    Все данные 
проблемы взаимосвязаны и исходят 
одна из другой. Так, для обеспечения 
доступа субъектов малого и 
среднего бизнеса к финансово-кредитным 
ресурсам необходимо совершенствование 
нормативно-правовой базы по регулированию 
деятельности кредитных товариществ, 
а также формирование законодательной 
основы для создания и развития 
обществ  взаимного кредитования 
в сфере малого и среднего 
бизнеса. Ограниченный доступ 
к финансово-кредитным ресурсам 
вынуждает большинство предпринимателей 
работать в секторах с низкой 
наукоемкостью. Основная масса 
субъектов малого и среднего 
бизнеса занимается торговлей 
и оказанием услуг. Именно поэтому 
нужны альтернативные кредитные 
организации в стране – общества 
взаимного кредитования, обладающие 
рядом преимуществ по сравнению 
с банками. 
    Так же, необходимо 
преобразование форм налоговой 
отчетности; определить порядок 
информирования вновь зарегистрированных  
юридических лиц о необходимых 
формах и сроках сдачи налоговой 
и статистической отчетности, обязательных 
непосредственно для их вида 
деятельности, то есть для совершенствования 
налоговой системы.
    Очень важно 
преодоление административных барьеров, 
которые возникают в следующих 
областях, как инспектирование предприятий, 
лицензирование и стандартизация, 
государственные сборы.  Поэтому 
для преодоления различных барьеров 
и упрощения входа субъектов 
малого и среднего бизнеса, 
предлагается франчайзинг. Развитие 
франчайзинга в Казахстане является 
перспективным направлением для 
малого и среднего предпринимательства. 
По сравнению с мелкими предприятиями, 
самостоятельно открывающими собственное 
дело, франчайзи обладает рядом 
существенных преимуществ. К ним 
относятся: готовая ниша рынка, 
что дает возможность в кратчайшие 
сроки развернуть дело; полный 
пакет четких инструкций, содержащий 
информацию о материалах, сырье, 
оборудовании, поставщиках, системе 
сбыта, методах и приемах работы; 
работа под известной и уважаемой 
торговой маркой; получение относительно 
дешевой и качественной рекламы 
различного масштаба – от местной 
до международной; информация 
по наилучшему территориальному 
размещению бизнеса; возможность 
покупки у франчайзера необходимого 
оборудования и материалов со 
скидками; приобретение навыков 
работы по стандартам высокого 
качества. Развитие франчайзинга 
будет способствовать увеличению 
занятости населения, увеличению 
перечня качественных товаров 
и услуг и, соответственно, налоговых 
отчислений в бюджет. Создание 
и дальнейшее развитие отечественного 
франчайзинга требуют определенной 
правовой, экономической и культурно-этической 
базы. 
    Тем не менее, 
в Казахстане  осуществляется 
государственная поддержка, способствующая 
развитию малого и среднего 
бизнеса страны. Государственная 
поддержка обеспечивается не 
только содействием в решении 
конкретных проблем регистрации, 
налогообложения, кредитования и 
других вопросов деятельности 
субъектов малого и среднего 
бизнеса, но и регулированием 
в законодательном порядке социально-правовых 
и экономических вопросов деятельности 
представителей среднего класса. 
Для обеспечения стабильного 
и полноценного развития отечественного 
предпринимательства, государство 
помимо общеизвестных мер должно 
использовать и качественно новые 
методы содействия развитию малого 
и среднего предпринимательства 
в республике. Например, ознакомить 
предпринимателей с зарубежным 
опытом использования информационных 
технологий для создания сетей 
малого и среднего бизнеса. 
Суть заключается в том, что 
малые и средние предприятия 
объединяются в единую сеть 
с помощью информационных технологий, 
что облегчает процесс переговоров, 
совершения сделок и других 
операций между ними. Ознакомление 
с сетями малого и среднего 
бизнеса, проблемами и перспективами 
данного сектора представляет 
собой практическую ценность 
данной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
 
        - Предпринимательство 
        в конце XX века / А.А. Дынкин, А.Р. Стерлин, 
        А.Р. Тулин и др. — М.: Наука, 1992.
- Шумпетер 
        Й. Теория экономического развития (исследование 
        предпринимательской прибыли, капитала, 
        кредита, процента и цикла конъюнктуры). 
        — М.: Прогресс, 1982.
- Бусыгин 
        А. В. Предпринимательство. Основной курс: 
        Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1998.
- Половинкин 
        П.Д., Савченко В.Е. Проблема определения 
        эко-номической сущности и содержания 
        предпринимательства // Вестник  Московского 
        университета. Сер. 6, Экономика. - 1996. - № 
        2. -С. 3-15.
- Агентство 
        Республики Казахстан по статистике. О 
        развитии малого предпринимательства 
        в I полугодии 2004 года. № 02-1 а-63 - 2004.
- Туржанов 
        С. Анализ основных проблем развития малого 
        и среднего бизнеса в Республике Казахстан. 
        // Экономика и статистика. -2004. -№ 4.
- Агентство 
        Республики Казахстан по статистике. Финансово-   
        хозяйственная деятельность малых предприятий 
        в 2003 году. № 03-2а-8 - 2004.
- Региональная 
        программа развития и поддержки предпринимательства  
        на 2003-2005гг. / Управление по поддержке предпринимательства  
        - 2002 г.
- Указ Президента 
        РК от 06.03.1997г "О мерах по усилению государственной 
        поддержки и активизации развития малого 
        предпринимательства".
- Сабден 
        О.С, Токсанова А.Н. Управление малым предпринимательством 
        : вопросы теории и практики - Астана "Елорда", 
        2001.
- Государственное 
        регулирование рыночной экономики: Уч. 
        Пособие. -М.:Дело,2001-280с.'
- Орешин 
        Н.В. Государственное регулирование национальной 
        экономики. - М.: Юрист, 2002.
- Государственное 
        регулирование экономики в современных 
        условиях. - М.:— ИЭ РАН, 1997.
- Предпринимательство 
        в конце XX века / А.А. Дынкин, А.Р. Стерлин, 
        А.Р. Тулин и др. — М.: Наука, 1992.
- Шумпетер 
        Й. Теория экономического развития (исследова-ние 
        предпринимательской прибыли, капитала, 
        кредита, процента и цикла конъюнктуры). 
        — М.: Прогресс, 1982.
- Бусыгин 
        А. В. Предпринимательство. Основной курс: 
        Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1998.
- Половинкин 
        П.Д., Савченко В.Е. Проблема определения 
        эко-номической сущности и содержания 
        предпринимательства // Вест-ник  Московского 
        университета. Сер. 6, Экономика. - 1996. - № 
        2. -С. 3-15.
- Агентство 
        Республики Казахстан по статистике. О 
        развитии малого предпринимательства 
        в I полугодии 2004 года. № 02-1 а-63 - 2004.
- Туржанов 
  С. Анализ основных проблем развития малого 
  и среднего бизнеса в Республике Казахстан. 
  // Экономика и статис-тика. -2004. -№ 4.
- Агентство 
  Республики Казахстан по статистике. Финансово 
  -хозяйственная деятельность малых предприятий 
  в 2003 году. № 03-2а-8 - 2004.
- Региональная программа развития и поддержки 
  предпринимательства  на 2003-2005гг. / Управление 
  по поддержке предпринимательства  
  - 2002г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение А
 
Основные макроэкономические 
показатели в 2004 году
 
| Основные показатели | Значения | 
| Валовый внутренний продукт 
  в реальном выражении, в% к предыдущему 
  году | 9,3 | 
| Объем промышленной продукции 
  (работ, услуг) в реальном выражении, 
  в% к предыдущему году | 2,5-3 | 
| Валовая продукция сельского 
  хозяйства в реальном выражении, 
  в% к предыдущему году | 9-10,1 | 
| Инвестиции в основной 
  капитал, в % к предыдущему году | 110,6 | 
| Экспорт, млн. долл. США | 18 | 
| Импорт, млн. долл. США | 11,5 | 
| Поступление республиканского 
  бюджета в % к ВВП | 19,9 | 
| Расходы республиканского 
  бюджета в % к ВВП | 4-6 | 
| Дефицит республиканского 
  бюджета в % к ВВП | 6-6,5 | 
| Базовая инфляция, % | 6,3 | 
| Валовые золотовалютные резервы, 
  млн. долл. США | 411 | 
| изменение в % | 31,6 | 
| Денежная база, млрд. тенге | 29,1 | 
| Депозиты резидентов в 
  банковской системе, млрд. тенге | 24,6 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение Б
 
Система целей 
в государственной поддержке 
малого предпринимательства