Малые 
и средние предприятия все 
более активно вовлекаются в 
кооперацию друг с другом, что 
связано с горизонтальным и 
вертикальным взаимодействием  
субпоставщиков  различных уровней 
при выполнении заказов головных 
компаний. Кроме  того, при производстве 
некоторых изделий крупные компании  
начинают  менять профиль производства 
и производить массовую продукцию, 
а малые и средние предприятия 
используют ее в производстве  
разнообразной конечной продукции.        
    Таким 
образом, сектор малого и среднего 
предпринимательства имеет ряд 
преимуществ  и особенностей. 
Во-первых, он обеспечивает необходимую 
мобильность в условиях рынка, 
создает глубокую специализацию 
и разветвленную кооперацию производства, 
без которых немыслима его 
высокая эффективность. Во-вторых, 
он способен не только быстро 
заменить образующие ниши в 
потребительской сфере, но и 
сравнительно быстро окупаться, 
применяя подчас самое современное 
оборудование и технологии. В-третьих, 
малое и среднее предпринимательство 
создает необходимую для рынка 
атмосферу конкуренции, многообразие 
форм, быстро возникающих  и 
исчезающих, обладает готовностью 
оперативно реагировать на любые 
изменения рыночной конъюнктуры. 
В-четвертых, развитие малого 
и среднего бизнеса является 
мощным экономическим и социальным  
противодействием нищете и безработице.  
И, самое главное, - малый и средний 
бизнес создает ту среду и 
дух предпринимательства, без  
которых ни одна рыночная  экономика, 
построенная на личной заинтересованности 
и инициативе производителей,  невозможна. 
Итак, обобщая вышесказанное, можно представить 
следующую таблицу сопоставительного 
анализа малого и среднего бизнеса  
с крупным, целью которой является не отказ 
от крупного бизнеса вообще, а демонстрация  
огромных преимуществ малого и среднего 
бизнеса для экономики.
 
Таблица 2 - Сопоставительный анализ малого 
и крупного бизнеса                                                                                                                             
 
|              
  Критерии | Крупный бизнес | Малый и средний      бизнес | 
| Отрасли производства и обслуживания | Промышленность, топливно-энергетический 
  комплекс, энергетики | Обеспечивающие производства, торговля, 
  сфера услуг | 
| Характер выпускаемой продукции | Массовое производство | Мелкосерийное или индивидуальное производство | 
| Восприимчивость к нововведениям | Менее восприимчивы к нововведениям | В 24 раза больше нововведений, чем в 
  крупных | 
| Изменение стратегии  | 6-10  лет | 0,5-1 год | 
| Сфера деятельности | Крупные города и промышленные комплексы | Как в крупных, так и малых городах | 
| Создание конкурентной среды | Ограничение конкуренции за счет захвата 
  значительной доли рынка | Усиление конкурентной среды | 
| Регистрация и создание предприятия     | Значительные финансовые затраты 
  и длительная процедура регистрации  | Минимальные первоначальные затраты 
  и регистрационные требования | 
| Создание новых рабочих мест | Темпы создания рабочих мест значительно 
  ниже | Рабочие места создаются более 
  быстрыми темпами       (в 3 раза) | 
| Возможность маневрирования рабочей 
  силой | Отсутствует из-за узкой специализации 
  работников | Имеется, благодаря высокой взаимозаменяемости 
  работников  | 
  
  Так, 
малые и средние предприятия 
и все, что связано с их 
деятельностью, составляют важный 
и органический элемент организационной 
структуры современного общественного 
производства. Поэтому малому и 
среднему предпринимательству сегодня 
отводится важное место в мировой  
экономике  и оказывается серьезная 
государственная поддержка в 
таких странах, как США, Япония 
и других участников мирового 
хозяйства.
 
1.3 Мировой опыт развития и поддержки 
предпринимательства
 
   Малые 
и средние предприятия во всем 
мире играют важную роль. В 
последние несколько лет в 
Западной Европе, США, Японии и 
странах Юго-Восточной Азии большое 
значение приобрел малый и 
средний бизнес. Здесь  он представлен 
совокупностью многочисленных малых 
и средних предприятий. Основная 
масса их – это мельчайшие 
предприятия, в которых работают 
не более 20 человек. В мировой 
хозяйственной системе, по данным 
ООН, малые и средние предприятия 
являются работодателями почти 
для 50% трудоспособного населения, 
что позволило сократить безработицу 
в этих странах. В зарубежных 
странах малый и средний бизнес 
способствует развитию инновационного 
потенциала экономики, поиску 
и внедрению новых форм деятельности 
производства, а также сбыта и 
финансирования. Во многих странах 
с переходной экономикой именно 
благодаря развитию малого и 
среднего бизнеса спад производства 
продолжался всего несколько 
лет. В отношении развития и 
поддержки малого и среднего 
бизнеса особо привлекают внимание 
такие страны, как США, Япония 
и Китай, которые рассмотрены 
далее.
     
Малый и средний бизнес в 
США охватывает более чем 23 
млн. компаний, производит  около 
50% ВНП страны и половину валового 
продукта частного сектора. На 
этих предприятиях сосредоточены 
54% занятых в частном секторе 
работников. Они обеспечивают создание 
и освоение нововведений в 
экономике США, относящихся к 
сфере научно-технического прогресса. 
По оценкам, сделанным Национальным 
научным фондом США, отмечается: 
«на каждый вложенный в НИОКР 
доллар фирма с числом занятых 
до 100 человек осуществила в 4 раза 
больше нововведений, чем фирмы 
с численностью 1000-10000 человек и 
в 24 раза больше, чем компании, 
где занято свыше 10000 человек. 
Многочисленные мелкие инновационные 
предприятия стали здесь своеобразным 
дополнением к научно-исследовательским 
и конструкторским комплексам 
промышленных корпораций, университетов, 
бесприбыльным исследовательским 
организациям, государственным лабораториям 
и различным целевым структурам. 
Существенно проигрывая подобным 
организациям по ресурсному обеспечению, 
мелкие и средние фирмы в 
сфере НТП выигрывают в возможности 
максимального раскрепощения творческого 
потенциала и инициативы научно-технических 
работников. 80-е годы отмечены 
в США резким ростом индивидуального 
инновационного бизнеса. Мелкое 
инновационное производство организовано 
на основе собственного труда ученых, 
инженеров, изобретателей – небольшие 
инновационные предприятия, базирующиеся 
на производстве, освоении, коммерциализации 
новых научно-технических идей. В конце 
80-х – начале 90-х годов в наукоемком секторе 
промышленности США насчитывалось от 
30-40 тысяч компаний с численностью занятых 
менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч 
ежегодно создаваемых в США новых фирм 
примерно 1/8 специализируется на производстве 
научно-технических нововведений. Широкое 
развитие получил франчайзинг – форма 
льготного партнерства крупных предприятий 
с малыми. Основная цель франчайзинга 
– широкое использование финансовых, 
материальных, информационных и людских 
ресурсов для развития малого бизнеса.   
      
В Америке существуют тысячи 
ассоциаций в разных сферах 
экономики, в том числе занимающихся 
малым и средним бизнесом. Так, 
первое по степени влияния 
лобби в Вашингтоне занимает 
Национальная ассоциация малого 
бизнеса. Данная ассоциация дает 
возможность объединиться, чтобы 
выражать интересы своей группы. 
США обладает большим опытом (даже 
по сравнению с Западной Европой 
и Японией) государственного регулирования 
и стимулирования деятельности 
малых предприятий. Достаточно 
сказать, что специальное федеральное 
ведомство, называемое Администрацией 
по развитию малого бизнеса 
(Small Business Agency,SBA)  было создано 50 лет 
назад и в настоящее время мощным, авторитетным 
и эффективным органом, важность которого 
определяется не столько его непосредственной 
помощью малому бизнесу, сколько организацией 
помощи с привлечением ресурсов всей страны: 
других ведомств, местных властей, исследовательского 
сектора, крупных компаний и бесприбыльных 
организаций. Она имеет более 100 отделений 
во всех штатах, около 1000 местных центров 
по оказании помощи субъектам малого и 
среднего бизнеса.  Так, благодаря деятельности 
Администрации ежегодно создается порядка 
500 тысяч новых рабочих мест, система мер 
данной организации обеспечила высокую 
выживаемость проблемных малых предприятий. 
Около 70% таких предприятий продолжают 
действовать после 3 лет с момента получения 
стартового кредита.  Кроме государства 
малому и среднему бизнесу призваны помогать 
и крупные фирмы, акционерные общества 
и концерны. Как в сфере самого производства, 
так и в создании системы обучения и переподготовки 
кадров малого бизнеса. Эта задача успешно 
решается в рамках правительственной 
программы «ментор-протеже», где ментор 
– это, как правило, крупная компания, 
а протеже – малое или среднее предприятие, 
получающее от нее помощь.[40, с. 127].
   В 
марте 2002 года  президент Буш 
подписал план увеличения занятости 
правительственной помощи предпринимательству. 
В рамках этого плана разработана 
президентская программа помощи 
малому бизнесу (The President׳s Small Business 
Agenda), принята в начале 2003 года, и призванная 
придать новый импульс развитию малого 
и среднего бизнеса. Администрация президента 
Буша предприняла важные шаги, взяв на 
себя большие объемы прямых расходов на 
развитие предпринимательства. Так, более 
90 млн. долларов направляется на укрепление 
и развитие уже действующих малых и средних 
предприятий. В целом, в течение последних 
10 лет помощь малому и среднему бизнесу 
из федерального бюджета (по программе 
Government Grants) превышает 500 млн. долларов. 
А согласно данным за 2004 финансовый год, 
расходы Администрации по развитию малого 
бизнеса на данные программы достигли 
уровня 5 млн. долларов в год. Из них на 
программы по инновационному исследованию, 
осуществляемые малыми предприятиями 
– 1,5 млн. долларов, а на программу взаимодействия 
с органами власти – 3,5 млн. долларов.      
    Таким 
образом, малый и средний бизнес 
составляют важный элемент экономики 
США, поэтому их развитию отводится 
особое место и оказывается 
серьезная государственная поддержка. 
Также большой опыт функционирования 
и государственной поддержки 
малого и среднего бизнеса 
накопили страны Азии, которые 
представлены далее Японией и 
Китаем.  
     
Среди развитых стран Восточной 
Азии наиболее длительный исторический 
период развития политики, стимулирующей 
образование и функционирование 
малого и среднего предпринимательства, 
имеет Япония. Белая книга по 
малым и  средним  предприятиям   
Японии относит  компании  с  
капиталом  от  10   до 100 млн. 
йен к малым и средним. Доля 
малых и средних предприятий 
в производстве промышленной 
продукции Японии в середине 90-х 
годов превышала 60%, а в занятости 
населения – более 70%. Япония 
начала активно осуществлять 
государственную поддержку малого 
и среднего предпринимательства 
с основания в 1948 году Управления 
малого бизнеса. В послевоенный 
период малое и среднее предпринимательство 
особо нуждались в правительственной 
поддержке и с этой целью 
Япония учредила Финансовую корпорацию 
малого предпринимательства и 
ряд других структур. В 1963 году 
был принят Основной закон 
о малом и среднем предпринимательстве 
и был взят курс на модернизацию 
оборудования, улучшение технологии, 
на структурные преобразования. 
При поддержке правительства 
малые и средние предприятия 
охватили большую сферу производства. 
   Новым 
элементом государственной политики 
стало поощрение прямых иностранных 
инвестиций в японский малый 
и средний бизнес. Чтобы помочь 
в реструктуризации малых и 
средних предприятий, японское 
правительство создало промышленные 
парки, стало помогать в строительстве 
физической инфраструктуры и 
служб информационного обеспечения 
малого и среднего предпринимательства.   
В Японии мелкие и средние 
предприятия в 1986 году составляли 
99,3% всех частных фирм обрабатывающих 
отраслей промышленности. Следует 
отметить высокую эффективность 
и рациональность японской системы 
управления производством. Она 
сочетает в себе развитие предпринимательства 
и нововведений, высокую прибыльность 
с заботой о работниках. Всего 
за 1975 – 1990 года объем инвестиций 
в оборудование на малых и 
средних предприятиях увеличился 
почти в 3 раза при среднегодовых 
темпах роста 12,6%. Число малых и средних 
предприятий, ведущих НИОКР, постоянно 
растет. Так, на исследования, требующие 
менее 1 года, приходится 2/3 тем на малые 
и средние предприятия  и 1/3 – на крупных, 
на исследования, занимающие более 5 лет, 
- соответственно 3 и 11%. Проекты стоимостью 
менее 5 млн. йен на малые и средние предприятия 
составляют 58% их общего числа, на крупных 
же – всего 16%.    
  В  
целом в 1990-х годах государственная 
политика поощрения деятельности 
малых и средних предприятий 
продолжается, она становится комплексной, 
многоплановой, особое внимание 
обращается на структурные и 
социальные сдвиги в обществе. 
Развитые страны Восточной Азии 
в политике поощрения малого 
и среднего бизнеса прошли 
сходный эволюционный путь: от 
первоначальных шагов по созданию 
обучающих программ и налоговых 
стимулов  до комплексных программ 
освоения новых технологий, сферы 
услуг, информационных систем. Так, 
японские малые и средние предприятий 
имеют более длительную историю 
развития и играют более важную 
роль, чем малый и средний бизнес 
в Корее, они в большей степени 
связаны с Транснациональными 
компаниями и владеют высокими 
технологиями, более конкурентоспособны. 
Экспорт малых и средних предприятий 
Японии стал развиваться более 
100 лет назад. Правительство Японии 
постоянно обеспечивало существование 
баланса в развитии малого 
и среднего бизнеса и крупных 
компаний, большинство транснациональных 
корпораций устанавливали связи 
с малым и средним предпринимательством, 
как в сфере производства, так 
и торговли. Это позволяло малым 
и средним предприятиям производить 
товары с низким потребительским 
спросом, где не участвовали 
крупные фирмы, или выступать 
в качестве субподрядчиков крупных 
компаний. Крупные торговые и 
инвестиционные компании, которые 
имели значительные объемы сделок 
с товарами широкого потребления 
на мировом рынке, были определены 
в Японии как общие торговые 
компании. Помимо сотрудничества 
с общими торговыми компаниями 
малые и средние предприятия 
Японии вертикально объединены (в 
качестве субподрядчиков) с транснациональными 
компаниями и интегрированы в 
их производство. В целом японские 
малые и средние предприятия 
смогли увеличить свою долю 
в экспорте Японии с 11,6 до 12,2% 
с начала до середины 1990-х годов.
  На конец 
2003 года внешние активы Японии 
составили 172,82 трлн. иен (около 
1,5 трлн. долларов), снизив на 1,4% по 
сравнению с 2002 годом. Тем не 
менее общий баланс, исчисляемый 
общими активами японского правительства, 
малыми и средними предприятиями 
за вычетами их долгов, уже 
тринадцатый год подряд остается 
самым высоким в мире. На втором 
месте стоит Швейцария. Так, 
в 2004 году в данной стране 
доля малого и среднего предпринимательства 
в общей численности занятых 
составляла 80%, доля же в ВВП 
– 54%. Министерство экономики, 
торговли и промышленности Японии 
определило направление, в котором 
необходимо развиваться японской 
экономике XXI века. Кроме действий по 
завоевыванию лидирующих позиций на мировом 
рынке в таких областях, как «умная» бытовая 
электроника, были намечены еще несколько 
областей, такие как здравоохранение и 
поддержка малого и среднего бизнеса. 
В области поддержки малого и среднего 
бизнеса до 2010 года на функционирование, 
развитие и реорганизацию малых и средних 
предприятий планируется выделить 107 трлн. 
иен.