Электронный обмен данными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - комплексное изучение всех аспектов электронного обмена данными, а именно исследование понятия, теоретических особенностей, современных проблем и перспектив электронного обмена данными во ВЭД.
Для достижения указанной цели было необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теорию электронного обмена данными, его стандарты и технологию
- изучить историю развития электронного обмена данными, а также выявить области применения
- провести анализ эффективности электронного документооборота
- определить современные проблемы электронного обмена данными во ВЭД и пути их преодоления.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы электронного обмена данными 5
1.1 Понятие электронного обмена данными 5
1.2 История развития электронного обмена данными 11
1.3 Преимущества использования электронного обмена данными 14
2 Современное состояние электронного обмена данными во ВЭД 18
2.1 Ситуация в России 18
2.2 Совершение сделок путем электронного обмена данными 19
2.3 Электронный документооборот при выполнении внешнеторговых сделок 22
2.4 Анализ эффективности использования электронного документооборота 28
3 Направления развития электронного документооборота во ВЭД 31
3.1 Современные проблемы систем электронного документооборота 31
3.2 Перспективы применения электронного обмена данными 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

ЭОД.docx

— 192.79 Кб (Скачать файл)

При этом все сообщения  передаются максимально оперативно и с уведомлениями о гарантированной  доставке.

В настоящее время доступны два варианта подключения (интеграции) к EDI: 
Полная интеграция учетной системы партнера с платформой провайдера. При этом предполагается автоматическая обработка входящих и генерация исходящих сообщений в учетной системе предприятия. Для интеграции необходимо разрабатывать и согласовывать форматы экспорта – импорта информации и технологию передачи сообщения в систему провайдера. При таком варианте возможно использовать преимущества EDI в полной мере. 
Второй вариант – частичная интеграция - использование Web-EDI. Взаимодействие с платформой EDI осуществляется через Web-браузер или специализированный Web-клиент, без непосредственной интеграции с учетной системой. Такой вариант работы не ведет к максимальному повышению эффективности, так как требует участия человека в приеме и передаче документов (ручной перенос данных из системы EDI в информационную систему и обратно), однако, характеризуется предельной экономичностью внедрения и использования[15].

1.2 История развития  электронного обмена данными

Как мы уже знаем, EDI – это передача электронным способом структурированных данных в виде стандартных сообщений между компьютерными приложениями при минимальном участии человека. Основные преимущества использования технологий EDI заключаются в автоматизации выполнения коммерческих транзакций, при которой на несколько порядков увеличивается скорость прохождения/обработки документов и одновременно сокращается количество ошибок ввода/вывода[2].

Рис.2. Процедура  выполнения заказа в EDI

Чтобы сделать коды EDI общедоступными в 1986 году был опубликован и начал  применяться первый международный  стандарт электронного обмена данными UN/EDIFACT. В 1996 году ООН рекомендовала  этот стандарт для повсеместного  использования. В качестве самого известного международного применения этого стандарта  можно привести его использование  в банковских системах обмена информацией SWIFT. В 1992 году основные стандарты UN/EDIFACT были переведены на русский язык и  изданы в виде двух ГОСТов. В 1993–1996 годах при МВЭС РФ действовал координационный совет и внедрением EDIFACT занимались Ассоциация ЮНИСКАН, ГТК, ЦБ РФ, МО и другие организации. Ряд проектов был успешно реализован и некоторые системы на основе UN/EDIFACT эксплуатируются в РФ до сих пор (ЦБ, ЮНИСКАН). В свое время МПС совместно с ГТК реализовало проект информационного взаимодействия на базе стандарта UN/EDIFACT. Кроме того, МПС развивало взаимодействие EDI-систем по грузоперевозкам с финскими железными дорогами, а ГТК разрабатывал проект обмена электронными документами с информационными системами портов стран Балтийского моря и Тихого океана в США[2].

История применения EDI как  технологии насчитывает уже более 50 лет: ее изобретателем считается  мастер-сержант армии США Эд Гилберт, который придумал, как оптимизировать оформление документов, сопровождающих поставки американской гуманитарной помощи для жителей Берлина. Он разработал стандартную систему коротких сообщений-накладных, предоставляющую возможность конвертировать документы, составленные на разных языках, и передавать их по телефону, телетайпу  и телексу. Эта система кодирования  операций стала предком современной EDI. Принцип, на котором она строится, весьма прост. Например, его же использовали биржевые маклеры, обменивающиеся информацией  с помощью пальцев, и тонущие  корабли, передающие сигналы в виде морзянки.

Начало коммерческого  использования EDI относится к 80-м  годам XX века. Пионерами применения EDI стали крупные розничные сети Швеции, Великобритании и США. С 1987 года началась реализация общеевропейского проекта EDI – EANCOM, позволившего связать  производителей, ритейлеров, брокеров, оптовиков, перевозчиков, таможенников, владельцев складов и т. д. EANCOM является подмножеством полного перечня  сообщений UN/EDIFACT – стандарта EDI, утвержденного  ООН в 1987 году, и ориентированного прежде всего на внешнеэкономическую  деятельность. В рамках этого стандарта  разработан определенный кластер сообщений  для транспортных и складских  компаний. Есть разные версии этого стандарта, хотя различия между версиями минимальны. В США существует также стандарт ANSI ASC X-12, который появился значительно раньше разработки ООН. И хотя он уже морально устарел, специальный комитет продолжает развивать его и сейчас. В США пользователи стандартами UN/EDIFACT и ANSI ASC X-12 делятся примерно поровну: по 500 тыс. С 1997 года в ООН действует Центр по упрощению процедур и практики в управлении, торговле и на транспорте (CEFACT), который занимается решением задачи совместимости международных стандартов со стандартами США и Европы. Следует также сказать еще об одном стандарте: в 1998 году 40 ведущих организаций мира в области IT основали некоммерческое объединение консорциум RosettaNet – один из самых масштабных проектов в области стандартизации обмена данными, который продолжает свое развитие. Он направлен на глобализацию цепочек поставок в индустрии IT и объединение компаний Америки, Европы, Японии, Кореи, Сингапура и Тайваня в единую электронную торговую сеть. В частности, Intel, используя общемировую инфраструктуру RosettaNet, сократил среднее время приема заказа от клиента с 12 часов до нескольких минут.

В России EDI начал использоваться с 2004 года, его "проводниками" на российский рынок стали крупные западные ритейлеры и ряд мультинациональных производителей, имеющих филиалы  в России. Еще раньше – в 2000 году – на технологию обратили внимание государственные службы: например, Государственный таможенный комитет (ГТК России) строит свое взаимодействие с Министерством путей сообщения (МПС) с помощью EDI.

Технология незаменима, когда  ритейлер планирует активное расширение: например, с ее помощью ритейлер может запускать новый магазин  в эксплуатацию в течение одного дня[16].

1.3 Преимущества  использования электронного обмена  данными

EDI представляет собой сочетание  трех направлений: бизнеса, обработки  и обмена данными. Системы EDI являются эффективным средством  взаимодействия бизнес-партнеров  (производителей, ритейлеров, брокеров, оптовиков, складов, перевозчиков, таможенников и др.), осуществляемого  путем передачи коммерческих  данных непосредственно из одной  компьютерной системы в другую. При этом взаимодействие происходит  на уровне приложений и без  участия человека. Кроме того, применение EDI освобождает компании от необходимости  задумываться о совместимости  их компьютерных систем.

Основа EDI — протокол прямого обмена деловыми и коммерческими документами  между вычислительными средами. Суть EDI заключается в создании стандартизованных  документов и представлении их в  виде, удобном для компьютерной обработки[17].

Одними из основных преимуществ EDI являются:

Конфиденциальность информации –  гарантия безопасности передачи коммерческой информации обеспечивается благодаря  шифрованию данных и использованию  интернет-стандартов для EDI – AS1 (позволяет  надежно передавать документы электронного обмена по сети интернет через протокол SMTP [e-mail]) и AS2 (объединяет EDI и интернет, позволяет обмениваться цифровыми  данными через протокол http);

Достоверность – обеспечивается использованием MDN (оповещений о местонахождении  сообщений) для контрольных сумм, поэтому полностью исключена  возможность внесения изменений  в документ без ведома получателя;

Гарантии доставки – отрицать получение  сообщения невозможно, поскольку  система автоматически оповещает  отправителя о доставке;

Экономичность — значительное снижение объемов бумаг, подлежащих обработке, приводит к снижению расходов на персонал и административное управление.

Оперативность — большие объемы коммерческих данных могут быть в  течение нескольких минут переданы из одного компьютера в другой. На них  будет получен ответ, что позволит немедленно удовлетворить запросы  клиентов.

Точность — система выступает  в качестве контролера: встроенные интеллектуальные механизмы обеспечивают обработку содержания передаваемых документов и при совершении ошибки в заполнении формы она мгновенно  об этом сообщает.

Кроме того, EDI позволяет компаниям  улучшить процессы управления и контроля в сферах производства, закупок и  материально-технического снабжения. EDI является ключевым компонентом стратегии  «точно в срок» (just-in-time), обеспечивающей оперативное удовлетворение запросов заказчика на участке «поставщик-клиент»  и значительное снижение расходов складского хранения.

Системы EDI имеют одно коренное отличие  от систем корпоративного электронного документооборота. EDI — межкорпоративные системы обмена электронными документами, составленными по строго стандартизированным  правилам. А в системах электронного документооборота, разрабатываемых, как правило, в рамках корпорации или предприятия, обмен данными осуществляется через распределенную реляционно-ориентированную СУБД и в произвольном формате. Внедрение EDI не означает замены действующей информационной системы компании, необходимо лишь настроить систему в соответствии с требованиями EDI.

Корректное внедрение EDI позволяет  минимизировать расходы, связанные  с составлением и передачей документов. Благодаря применению EDI поставщик  имеет возможность оперативно реагировать  на потребительские запросы, оптимизировать процессы планирования производства и управления товарными запасами. Небольшим компаниям не требуется крупного вложения средств в EDI, поскольку уже существуют решения, позволяющие осуществлять обмен данными на базе того программного обеспечения, которым оснащена компания-пользователь. Следует отметить, что во взаимодействии с помощью рассматриваемых систем заинтересованы не только коммерческие организации, но и контролирующие органы, такие, как таможня, налоговая служба и другие. Очевидно, что государство заинтересовано сделать финансовые потоки безналичными, прозрачными и контролируемыми, а также стимулировать быстрое обращение денег в экономике и уменьшить накладные расходы на их обслуживание и функционирование фискальных систем.

С помощью технологий EDI данные из корпоративных информационных систем переводятся на понятные другим системам стандарты и передаются по защищенным каналам связи. И здесь особую важность приобретают вопросы, связанные  с организацией EDI, такие, как стандартные  форматы, безопасность соединения и  организация специализированных сетей. В связи с этим сегодня интернет становится не просто транспортной средой, на его основе возникают качественно  иные формы взаимодействия.

Использование EDI позволит торговым компаниям  оптимизировать процессы управления ассортиментом  продукции и услуг, добиваясь  тем самым сокращения расходов на использование складских и торговых площадей. А определение оптимального предложения товаров будет способствовать достижению основной цели — увеличению прибыли как предприятий розничной  и мелкооптовой торговли, так и  поставщиков и производителей товаров, а также удовлетворению потребностей клиентов.

Однако преимущества EDI напрямую связаны  только с теми процессами, для которых  эта технология используется: оформление заказов, контроль входящих счетов, условия  контрактов, финансовые транзакции, каталогизация  и т. д. Решить все проблемы предприятия "одним ударом" с помощью EDI не удастся: в ее основе лежит диверсифицирующий подход и понимание взаимосвязи отдельных бизнес-процессов[17].

В этой главе мы рассмотрели теорию электронного обмена данными, его стандарты  и технологию. Рассмотрели историю  развития электронного обмена данными. Основные преимущества использования технологий EDI заключаются в автоматизации выполнения коммерческих транзакций, при которой на несколько порядков увеличивается скорость прохождения/обработки документов и одновременно сокращается количество ошибок ввода/вывода.

 

2 Современное состояние электронного обмена данными во ВЭД

2.1 Ситуация  в России

В европейских странах технология EDI, программное обеспечение, процедуры  и базы данных гарантируют подлинность  и достоверность первичных документов, невозможность их фальсификации. Если налоговую инспекцию интересуют детали отдельных счетов, в том  числе ставки НДС, то последние извлекаются  из электронного архива. Местное законодательство позволяет проводить полный электронный  документооборот без бумажных первичных  документов.

История применения EDI в европейской  торговле насчитывает уже более 15 лет.  Европейские телекоммуникационные провайдеры предлагают свои каналы технически продвинутым сетевым торговцам для того, чтобы они самостоятельно передавали данные. При таком уровне развития технологической культуры бизнеса для внедрения EDI необходим лишь провайдер каналов передачи данных: торговая компания использует их, самостоятельно осуществляя транзакции.

В России западные компании избрали  несколько иной путь для развития EDI, чем в Европе. Причины заключаются  как в неразвитости данных услуг, сильной фрагментации рынка поставщиков, так и в нашем законодательстве. Средний уровень развития ИТ российских компаний гораздо ниже, чем в Европе. В России много компаний, особенно среди поставщиков, которые никогда  не слышали про EDI. Необходимо находить потенциальных заказчиков услуг, пропагандировать технологию, показывать, как она  применяется, в чем ее плюсы-минусы и где лежат «подводные камни». Эффективно сделать это может  компания, профессионально внедряющая EDI, то есть специализированный провайдер. Для поставщиков FMCG преимущество EDI становится ощутимым только тогда, когда  обеспечена интеграция электронного обмена данными с ИТ-инфраструктурой. Например, когда заказ сразу загружается  в информационную систему. Не каждая компания может сделать это самостоятельно. В этом случае поставщику необходим консалтинг по интеграции ИТ-систем.

Информация о работе Электронный обмен данными