Электронный обмен данными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - комплексное изучение всех аспектов электронного обмена данными, а именно исследование понятия, теоретических особенностей, современных проблем и перспектив электронного обмена данными во ВЭД.
Для достижения указанной цели было необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теорию электронного обмена данными, его стандарты и технологию
- изучить историю развития электронного обмена данными, а также выявить области применения
- провести анализ эффективности электронного документооборота
- определить современные проблемы электронного обмена данными во ВЭД и пути их преодоления.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы электронного обмена данными 5
1.1 Понятие электронного обмена данными 5
1.2 История развития электронного обмена данными 11
1.3 Преимущества использования электронного обмена данными 14
2 Современное состояние электронного обмена данными во ВЭД 18
2.1 Ситуация в России 18
2.2 Совершение сделок путем электронного обмена данными 19
2.3 Электронный документооборот при выполнении внешнеторговых сделок 22
2.4 Анализ эффективности использования электронного документооборота 28
3 Направления развития электронного документооборота во ВЭД 31
3.1 Современные проблемы систем электронного документооборота 31
3.2 Перспективы применения электронного обмена данными 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

ЭОД.docx

— 192.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1 Теоретические  основы электронного обмена данными 5

1.1 Понятие  электронного обмена данными 5

1.2 История  развития электронного обмена  данными 11

1.3 Преимущества  использования электронного обмена  данными 14

2 Современное  состояние электронного обмена  данными во ВЭД 18

2.1 Ситуация  в России 18

2.2 Совершение  сделок путем электронного обмена  данными 19

2.3 Электронный  документооборот при выполнении  внешнеторговых сделок 22

2.4 Анализ  эффективности использования электронного  документооборота 28

3 Направления  развития электронного документооборота  во ВЭД 31

3.1 Современные  проблемы систем электронного  документооборота 31

3.2 Перспективы  применения электронного обмена  данными 32

Заключение 37

Список использованной литературы 39

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века, и это признано на международном уровне. Современное развитие указанных технологий привело к возникновению в мире различных технических, социальных и правовых феноменов. Одним из важнейших по значению является феномен постепенного перехода мирового сообщества во многих сферах общественной жизни от традиционного физического взаимодействия в реальном мире и реальном времени к электронному способу передачи информации по компьютерным сетям. Практической реализацией этого стало то, что в мировой торговой практике электронные сообщения начали вытеснять бумажную деловую документацию. Как отмечалось ещё в 1979 г. в Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН: «В настоящее время всё больше закрепляется тенденция, заключающаяся в отходе от письменных документов к электронным или другим автоматическим средствам передачи информации, подлежащей обмену»[1]. В правовой сфере данное явление проявилось под термином «электронный обмен данными», что означает передачу информации по электронной сети с помощью компьютерной и иной техники (факс, телетайп и прочее) с использованием согласованных процедур (стандартов). Особое значение сфера электронного обмена данными приобрела в 90-х годах XX века, в связи с широким использованием её в целях электронной коммерции. Всемирный объём сферы электронной коммерции огромен и растёт по экспоненте.

Указанные обстоятельства обуславливают  актуальность и практическую значимость темы исследования данной курсовой работы «Электронный обмен данными во внешнеэкономической  деятельности».

Предметом исследования является механизм осуществления  электронного обмена данными во внешнеэкономической деятельности.

Объектом исследования выступают  отношения, возникающие между участниками  внешнеэкономической деятельности в процессе  электронного обмена данными.

Цель данной курсовой работы - комплексное изучение  всех аспектов  электронного обмена данными, а именно исследование понятия, теоретических  особенностей, современных проблем  и перспектив электронного обмена данными  во ВЭД.

Для достижения указанной  цели было необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть теорию электронного обмена данными, его стандарты и технологию

- изучить историю развития  электронного обмена данными,  а также выявить области применения 

- провести анализ  эффективности электронного документооборота

- определить современные  проблемы электронного обмена  данными во ВЭД и пути их  преодоления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы электронного обмена данными

1.1 Понятие электронного  обмена данными

Электронный обмен  данными (Electronic Data Interchange) – это система электронного безбумажного оборота коммерческих документов и других данных. Ее основой являются согласованные стандарты, с помощью которых структурируются документы и другая информация и осуществляется их обмен, обработка и хранение. Основная работа в этой области сконцентрирована в Европейской экономической комиссии ООН, которая ведет систематическую работу по подготовке руководящих принципов, справочников, стандартов для электронного обмена данными между автоматизированными информационными сетями. Эти правила согласованы на международном уровне и известны как правила ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте – ЭДИФАКТ (UN Electronic Data Interchange for Administration, Commerceand Transport (EDIFACT))[2].

Основная задача EDI — стандартизовать обмен транзакционной цифровой информацией, обеспечить возможности программного взаимодействия компьютерных систем различных сегментов, организаций, предприятий.

На современном этапе  развития технологии EDI позволяют не просто экономить деньги, но и упростить  и оптимизировать процессы управления и принятия решений, и в целом  оптимизировать и повысить эффективность  бизнеса.

Базовые принципы EDI :

- Стандартизованность

- Структурированность

Стандарты EDI

При разработке стандартов EDI было исследовано  использование всех данных «бумажных» документов во внешнеэкономической  деятельности. Как выяснилось, большинство  документов содержат не только повторяющиеся  данные, но и целые группы данных (например, данные фирмы-отправителя в счете-фактуре, транспортных накладных, коносаменте, в таможенной декларации и т.п.). Были выделены наиболее повторяющиеся группы данных и поля данных. Оказалось, что данные так часто повторяются, что для их заполнения пришлось разработать несколько десятков специальных кодировочных таблиц, так называемых справочников данных[15].

EDI базируется на следующих основных  стандартах:

- UN/EDIFACT - "Правила ООН электронного обмена документами для гос. управления, торговли и транспорта" – основополагающий глобальный избыточный стандарт, содержащий наиболее общие справочники международных кодов и форматов сообщений, расширенных для удовлетворения всех возможных запросов пользователей.

- (UN/CEFACT) – адаптированный Центром  ООН по упрощению процедур  международной торговли и электронному  бизнесу (CEFACT) стандарт UN/EDIFACT

- GS1 EANCOM – подмножество EDIFACT для  розничной торговли - разработан  международной ассоциацией GS1 и  дополнен использованием ключевых  идентификаторов системы GS1,

- GS1 XML – современный формат сообщений,  используемых при обмене данными  в цепях поставок в системе  GS1.

Система GS1 – это международная глобальная многоотраслевая система стандартов, охватывающая более 100 стран. Система GS1 является самой широко используемой международной системой стандартов в цепях поставок.

В основе архитектуры системы GS1 лежат  ключевые идентификаторы, основными  из которых являются:

- GTIN (GlobalTrade Item Number) – глобальный номер торговой единицы (предмета торговли) – уникальный идентификационный номер торговой единицы в системе GS1. Этот идентификатор представлен в виде символа штрихового кода на упаковке товара

- GLN (GlobalLocationNumber) – глобальный номер  места нахождения – уникальный  номер в системе GS1 для идентификации  участников цепи поставки и  их материальных, функциональных  или юридических объектов (подразделений) (филиалы/офисы/склады/рампы и т.д.). Используется главным образом  в EDI для эффективной идентификации  всех объектов, касающихся поставок.

- SSCC (SerialShipingContainerCode) – серийный  код транспортной упаковки (СКТУ) – уникальный идентификатор логистической  (транспортной) единицы. SSCC очень удобен  для маркировки грузов, подлежащих  транспортировке.

Ключевые идентификаторы системы GS1 являются:

- уникальными - способ формирования  номеров обеспечивает уникальность  каждого номера;

- международными - данные номера  являются уникальными во всем  мире;

- многоотраслевыми - не значимый  характер номеров позволяет последовательно  идентифицировать любой объект, независимо от вида предпринимательской  деятельности;

Простая структура номеров позволяет  автоматизировать обработку и передачу данных[2].

Рис.1 Назначение сообщений EANCOM

Номер GLN – это глобальный уникальный цифровой код, идентифицирующий участника в цепи поставок (контрагента  или его структурное подразделение  или объект). Присвоение идентификационных  номеров GLN регулируется стандартами  системы GS1 для того, чтобы гарантировать  уникальность каждого отдельного номера во всем мире. Для получения GLN-номера предприятие должно стать членом национальной ассоциации GS1 (в РФ такой  организацией является GS1 Russia – ГС1 РУС.). Идентификационные номера GLN ежедневно  широко используются более чем 200.000 компаний, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности.

Использование идентификационных  номеров GLN обеспечивает компаниям  универсальный метод идентификации  объекта как внутри, так и за пределами компании.

При полном соблюдении стандартов GS1 по номеру GLN становится возможным  извлечение из глобального регистра участников системы GS1 (GEPIR) следующей  информации:

      • тип объекта (производственный центр, складское помещение, торговый офис, офис компании и т.д.);
      • регион;
      • почтовый адрес;
      • номер телефона, факса;
      • контактное лицо;
      • информация о банковских реквизитах;
      • требования и ограничения доставки и пр.

Технология EDI

Технология EDI предполагает использование единого способа  идентификации товаров и контрагентов на базе стандартов GS1: идентификация  товарных позиций ведется с использованием кодов GTIN (штриховых кодов), идентификация контрагентов ведется с использованием GLN-номеров. Присвоение кодов GTIN и GLN номеров осуществляет национальная ассоциация GS1 (в РФ - Ассоциация Автоматической Идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС).

Для перехода к использованию  технологии EDI необходимо подключение  партнеров к специализированной платформе обмена коммерческими  сообщениями (платформа электронной  коммерции), использование средств  преобразования сообщений к стандартному формату и передачи «стандартизированных»  сообщений адресату. Такая схема  взаимодействия позволяет один раз  подключиться к EDI и единообразно обмениваться сообщениями со всеми партнерами, а не создавать и настраивать  способ обмена документами с каждым контрагентом.

Интеграцию систем, преобразование и передачу сообщений между партнерами осуществляют специализированные компании – авторизованные провайдеры EDI. Провайдер  предоставляет своим клиентам надежный канал передачи сообщений всем контрагентам (доступ к своей платформе обмена коммерческими сообщениями) и поддерживает оговоренный уровень сервиса. Важно  участие именно авторизованного  провайдера, т.к. это гарантирует  как высокий технический уровень  предоставляемых услуг и уровень  сервиса, так и соответствие услуг  стандартам GS1, что в свою очередь  дает возможность осуществлять роуминг с другими провайдерами (в том числе и с международными).

Первоначально сообщения  передавались по специализированным (частным) сетям и каналам связи, что  могли позволить себе лишь крупные  компании. Появление Интернет и возможность  использования его в качестве канала передачи EDI-сообщений произвело  революцию и EDI стал доступен малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям.

Типичная цепочка взаимодействия контрагентов при использовании EDI выражается следующей схемой:

1. Покупатель высылает  поставщику заказ;

2. Поставщик автоматически  загружает заказ в свою учетную  систему;

3. Поставщик после корректировки  по реальным остаткам на складе  отсылает подтверждение заказа  и формирует внутреннюю накладную  на отгрузку;

4. Поставщик после отгрузки  одним нажатием формирует и  отсылает покупателю уведомление  об отгрузке;

5. Покупатель после приемки  по уведомлению об отгрузке  автоматически формирует и высылает  поставщику уведомление о приемке;

6. Поставщик на основании  уведомления о приемке автоматически  формирует расходную накладную;

7. Поставщик выгружает  покупателю электронный вариант  расходной накладной;

8. Покупатель загружает  в свою учетную систему расходную  накладную поставщика;

Информация о работе Электронный обмен данными