Эффективность национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, так как от функционирования национальной экономики зависит дальнейшее развитие государства, общества, производств.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
Рассмотреть понятие, цели и структуру национальной экономики;
изучить понятие и виды эффективности;
выделить основные качественные показатели эффективности;
раскрыть особенности национальной экономики.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие национальной экономики
1.1. Цели национальной экономики 5
1.2. Структура национальной экономики, ее виды 7
2. Сущность, типы, критерии и показатели эффективности национальной экономики 13
3. Пути повышения эффективности производства. Анализ основных показателей эффективности макроэкономики Республики Беларусь 20
4. Индивидуальное задание
4.1 Дать сравнительную характеристику функционирования экономики Республики Беларусь по отношению к другим странам 35
4.2 Отразить стратегические задачи правительства Республики Беларусь в области улучшения показателей эффективности национальной экономики 50
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение А Основные показатели развития экономики РФ 57

Файлы: 1 файл

титульный.docx

— 417.62 Кб (Скачать файл)

1. наличие организаций  реального сектора экономики,  имеющих неудовлетворительные результаты  финансово-хозяйственной деятельности;

2. относительно высокая  материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

3. слабая инновационная  активность;

4. дифференциация оплаты  труда по комплексам, отраслям  и сферам экономики; 

5. недостаточно высокий  уровень пенсий, стипендий и других  социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания  производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения  современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической  ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

1. рост реальных денежных  доходов населения, в том числе  заработной платы, пенсий, стипендий,  пособий и других социальных  выплат;

2. работу органов государственного  управления в интересах человека  с целью удовлетворения его  потребностей;

3. благоприятные условия  для интеллектуального, творческого,  трудового, профессионального и  физического совершенствования  человека;

4. опережающее развитие  сферы услуг, и прежде всего  образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого  капитала;

5. внедрение повышенной  системы социальных стандартов  во всех сферах жизни общества;

6. осуществление мер по  улучшению демографической ситуации  в стране;

7. повышение эффективности  агропромышленного комплекса, дальнейшее  развитие социальной инфраструктуры  села;

8. инновационную направленность  развития экономики, более действенный  механизм стимулирования разработки  и реализации эффективных инвестиционных  проектов и на этой основе  повышения уровня конкурентоспособности  экономики, включая структурную  перестройку, технико-технологическое  перевооружение и реструктуризацию  производств;

9. расширение взаимовыгодных  экономических связей со странами  ближнего и дальнего зарубежья,  прежде всего с Россией, другими  странами СНГ, а также ЕС;

10. национальную безопасность  страны.

 

Функционирование экономики Российской Федерации

В целом в начале 2010 года продолжилась тенденция восстановления экономики, начавшаяся с середины прошлого года. В I квартале 2010 года рост ВВП несколько замедлился в результате слабого инвестиционного спроса, однако уже в апреле ускорение роста наблюдалось по большинству макроэкономических показателей. В годовом исчислении ВВП в I квартале 2010 года, по предварительной оценке Росстата, вырос на 2,9% против падения на 3,8% в IV квартале 2009 года, а за январь-апрель, по оценке Минэкономразвития России, ВВП увеличился на 3,5% к соответствующему периоду прошлого года.

Динамика большинства  показателей в начале 2010 года по отношению к прошлому году приняла  положительные значения.

Промышленное производство в январе-апреле превысило уровень  января-апреля 2009 года на 6,9%, в том  числе в апреле выпуск промышленного производства, очищенный от  сезонного и календарного факторов, увеличился на 1,8% по отношению к марту. Выпуск обрабатывающих производств за четыре месяца увеличился на 8,3% к соответствующему периоду 2009 года (сезонно-выровненный рост в апреле составил 2,9 процента). Наибольший рост отмечен в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химическом производстве, производстве транспортных средств.

В сельском хозяйстве за период с начала года к соответствующему периоду 2009 года рост составил 3,6 процента.

На протяжении четырех месяцев  наблюдается рост потребительского спроса. Оборот розничной торговли с начала года увеличился на 2% по сравнению  с январем-апрелем прошлого года, объем платных услуг населению  – на 0,2 процента. Рост оборота розничной  торговли со снятой сезонностью составил в 1 квартале 0,9% и в апреле – 0,4 процента.

Расширению потребительского спроса способствует увеличение доходов  населения, улучшение ситуации на рынке  труда. По итогам января-апреля рост реальных располагаемых доходов населения  составил 6,5% к соответствующему периоду 2009 года, реальная заработная плата  выросла за этот период на 3,8 процента.

К концу апреля уровень  безработицы снизился до 8,2% экономически активного населения против 8,8% в  апреле прошлого года.

По итогам января-апреля инвестиции остаются ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 2,3 процента. Вместе с тем, после спада в  январе и феврале, в марте и  апреле возобновился помесячный рост инвестиционной активности: с исключением  сезонности в апреле прирост составил 0,9% по отношению к марту (в марте  – 1,9% к предыдущему месяцу). В  результате в марте-апреле текущего года инвестиции в основной капитал  превысили уровень прошлого года.

Замедляются темпы сокращения объемов  строительных работ. В апреле снижение составило 2,4% по отношению к апрелю прошлого года, за период с начала года к соответствующему периоду прошлого года – 6,2 процента, а с исключением сезонности второй месяц подряд отмечается их рост, при этом в апреле рост ускорился до 3,4% по отношению к предыдущему месяцу (в марте – 1,4 процента).

Улучшилась ситуация в жилищном строительстве: по сравнению с апрелем  прошлого года ввод общей площади  жилых домов увеличился на 16,2 процента. Однако рост в апреле не компенсирует мартовский провал в строительстве  жилья, по итогам четырех месяцев  с начала года снижение составило 2,4% по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года.

Экспорт, по оценке, вырос по сравнению  с январем-апрелем прошлого года в 1,6 раза и составил 126,3 млрд. долларов США. Увеличение стоимостного объема экспорта связано с ростом цен на основные товары российского экспорта, прежде всего, цен на нефть.

Импорт в январе-апреле 2010 года вырос по сравнению с январем-апрелем  прошлого года, по оценке,  на 21,5% и  составил 64,6 млрд. долларов США.

Продолжается последовательное замедление инфляции. В апреле инфляция на потребительском  рынке составила 0,3% против 0,6% в марте 2010 года и 0,7% в апреле 2009 года. За четыре месяца с начала года прирост цен  составил 3,5% (годом  ранее – 6,2%), за годовой период к третьей декаде мая рост цен снизился до 5,7 процентов. Годовая оценка инфляции ожидается  на уровне 6% или несколько ниже.

При восстановлении в 2010 году как внутреннего, так и внешнего спроса главным фактором роста экономики  остается внутренний спрос. Динамика внутреннего спроса будет определяться восстановлением запасов, ростом потребительского спроса при положительных, но более низких темпах инвестиционной активности.

Восстановление роста  запасов в 2010 году (после спада  в 2009 году) будет играть определяющую роль в росте валового накопления и, как следствие, в росте ВВП.

В условиях умеренного роста  доходов, связанных во многом с ростом пенсионных выплат, будут происходить  изменения в структуре расходов населения. Большая часть доходов  населения будет расходоваться  на потребление, сократится склонность населения к сбережению, что при  постепенном восстановлении потребительского кредитования обеспечит увеличение розничного товарооборота в 2010 году до 4,4% по базовому варианту.

Рост производства в целом  за год прогнозируется на уровне 1,9-2,7%, в том числе в обрабатывающих производствах 2,3-3 процента. Наибольший рост ожидается в машиностроительных отраслях, пищевой и легкой промышленности, в химическом производстве. После  резкого сжатия выпуска инвестиционных отраслей (около 30% по итогам 2009 года) стагнация  производства ожидается в промышленности строительных материалов, оживление  – в машиностроении. В результате реализации мер по поддержке автопроизводителей рост выпуска транспортных средств по итогам 2010 года оценивается на уровне 8 процентов.

В 2010 году не ожидается значительного  роста инвестиционной активности. При  предполагаемых темпах роста ВВП  на уровне 3,1-4%, рост инвестиций оценивается  в 2,4-2,9 процента.

В сельском хозяйстве сохранится тенденция роста производства продукции  с темпом на уровне 2,7 процента.

Чистый экспорт начнет вносить отрицательный вклад  в рост ВВП, динамика импорта будет  опережать динамику экспорта, но при  этом профицит сальдо торгового баланса расширится до 136 млрд. долларов США [20].

Основные показатели развития экономики РФ представлены в приложении А.

4.2 Отразить стратегические задачи правительства Республики Беларусь в области улучшения показателей эффективности национальной экономики

 

Устойчивое развитие страны рассматривается  как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей  и задач, принципов и направлений  развития.

Стратегическая цель устойчивого  развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы  страна не позднее 2015 года вошла в  число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого  потенциала.

В стране изменится технологическая  и отраслевая структура экономики  — она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей  доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным  в результате создания национальной инновационной системы. В экономике  произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более  трети существующих и создание около  одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места  позволят всем трудоспособным гражданам  раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить  свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд.

Все это повысит долю производств с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

В предстоящей пятилетке до 2015 года предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза [19].

Достижение намеченных целевых  ориентиров призвано увеличить объем  ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 — 27 тыс. в 2015 году, производительность труда  в расчете на одного занятого —  с 26,2 тыс. до 49 — 51 тыс. долларов США.

Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет  сопоставимым со средней европейской  страной. 
Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела».

Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку  стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в  том числе привлекательными и  для зарубежных инвестиций. 
Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов.

Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Это значит, что, как  бы ни было трудно, государство всегда будет стоять на защите интересов  людей, гарантируя поддержку тем, кто  не может без нее справиться. 
Намеченные меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза. 
Уровень обеспеченности жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27 — 28 кв. метров в 2015 году, цены на услуги жилищно–коммунального хозяйства будут расти в жесткой увязке с ростом доходов населения.

В демографической сфере  главным приоритетом государства  останется повышение уровня рождаемости  при одновременном увеличении продолжительности  жизни, снижении материнской и детской  смертности. 
Образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения в Беларуси.

Доступность услуг здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта обеспечат возможности для всестороннего  развития человека — физически здорового, духовно богатого, грамотного, восприимчивого к научно–техническим нововведениям  — независимо от места его жительства. Привлекательность жизни населения  в любом уголке страны также повысится  за счет выравнивания жилищных условий, качества и скорости транспортных путей  сообщения, обеспеченности услугами современной  связи.

Информация о работе Эффективность национальной экономики