Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность таможенных пошлин;
- выявить влияние основных инструментов таможенной политики, в частности, таможенных пошлин, на состояние экономики страны;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Методология определения таможенных пошлин………………..5
1.1 Экономическая сущность таможенной пошлины..................................5
1.2 Принципы, факторы и критерии формирования таможенной
пошлины …………………………………………………………………..8
Глава 2. Таможенно-тарифное регулирование как способ прогрессивного развития ………………………………………………………………………10
2.1 Таможенные пошлины и таможенный тариф…………………………10
2.2 Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены……………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованных источников...……………………………………...27

Файлы: 1 файл

Реферат ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Лист


Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Методология определения таможенных пошлин………………..5

    1. Экономическая сущность таможенной пошлины..................................5
    2. Принципы, факторы и критерии формирования таможенной

пошлины …………………………………………………………………..8

Глава 2.  Таможенно-тарифное регулирование как способ прогрессивного развития ………………………………………………………………………10

2.1 Таможенные пошлины и таможенный тариф…………………………10

2.2 Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены……………………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………….25

Список использованных источников...……………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

     Превращение таможенного дела из незначительного и второстепенного вида деятельности в народном хозяйстве в многоотраслевой финансово-экономический комплекс было объективно обусловлено изменениями, происшедшими во внешнеэкономической деятельности в конце XX века и новыми задачами, поставленными перед таможенными органами в XXI веке.

      Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения. Немаловажную роль здесь играют и вопросы, связанные с порядком налогообложения внешнеэкономической деятельности. От государства в данной ситуации требуется создание таких условий функционирования, которые бы способствовали реализации целей внешнеэкономической политики страны.

     Грамотно  построенная налоговая система  в области внешнеэкономической  деятельности, ее структура, цели  налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. 
Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

     Цель данной работы – определить влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность таможенных пошлин;

- выявить влияние основных инструментов таможенной политики, в частности, таможенных пошлин, на состояние экономики страны;

- определить принципы, факторы и критерии формирования таможенной пошлины.

     Учитывая характер поставленных задач, работа включает в себя две главы. В первой главе рассмотрена методология определения таможенных пошлин. Во второй главе - взаимосвязь таможенных пошлин с понятием таможенный тариф и влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики.

     Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза).

Размер таможенной пошлины  определяется таможенным тарифом, который  содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

     В Российской  Федерации ставки таможенных  пошлин являются едиными и  не подлежат изменению в зависимости  от лиц, осуществляющих перемещение через таможенную границу РФ, видов сделок, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О Таможенном тарифе».

     Таможенная  пошлина - это одна из разновидностей  косвенных налогов, которым облагается  внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

1.1. Экономическая  сущность таможенной пошлины

     В настоящее время отсутствует четкое понимание экономической сущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов к определению категории "таможенная пошлина". Большинство исследователей определяют таможенную пошлину как налог. Налоговый кодекс Российской Федерации относит таможенную пошлину к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не дается определение категории налога. По существу, он трактуется только по своей форме – как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и, естественно, не должна подпадать под это определение.

     В Законе РФ "О таможенном тарифе" в редакции 1993 г. (ст. 5) таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

     В Федеральном законе от 08.11.2005 "О внесении изменений в Закон РФ "О таможенном тарифе" таможенная пошлина определяется как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

      Ввозная таможенная пошлина отражает  тот добавочный доход, который  должен был бы получить импортер  иностранного товара, приобретенного на мировом рынке по более низкой цене, чем та, по которой аналогичный товар может быть реализован отечественным производителем. Источником этого дохода является та часть вновь созданной стоимости, которая предназначена для удовлетворения потребности в этом товаре. Если товар, предназначенный для удовлетворения этой потребности произведен отечественным производителем, то осуществляется обмен вновь созданной стоимостью различных отечественных производителей. Если эта потребность удовлетворяется за счет товара, то вновь созданная стоимость, предназначенная для удовлетворения этой потребности, распределяется в пользу импортера, у которого она изымается полностью или частично в пользу государства через таможенные пошлины.

     Таким образом, государство аккумулирует у себя часть созданной стоимости, которая образовалась в результате того, что потребность была удовлетворена более дешевым иностранным товаром, а часть производственных ресурсов на удовлетворение этой потребности высвободилась. Следовательно, государство должно рационально использовать эту экономию, т.е., направить ее на ускорение coциально-экономического развития, а это во многом будет зависеть от квалификации высвобожденного труда и материально-вещественного состава высвобожденных ресурсов. Если эти ресурсы высвобождены из наиболее эффективных сфер, например, отраслей высоких технологий и они, естественно, не могут быть направлены в более эффективные сферы, а будут трансформироваться в менее эффективные сферы или изыматься из общественного производства.

      Иначе говоря, налог есть часть реализованной в процессе общественного воспроизводства вновь созданной стоимости, а таможенные пошлины есть часть нереализованной стоимости в процессе общественного воспроизводства, и здесь важное значение имеет то, насколько эффективно она может быть использована, реализована государством.

            Накопленная в государственном бюджете экономия общественного труда в виде таможенных пошлин, может быть вообще выведена из процесса воспроизводства и направлена на цели конечного потребления, выплату внешних долгов, вложения в ценные бумаги других государств.

       Если ставка установлена ниже  ее экономически обоснованного  уровня, то производственный капитал  определенных отраслей прекращает  функционирование и обесценивается, какая-то его величина в виде экономии потребителя передается в другие сферы, а остальная направляется в государственный бюджет.

       Таким образом, посредством  регулирования ставок таможенных пошлин достигаются определенные структурные сдвиги.

      Источником экспортной пошлины является мировая рента, формирующаяся за счет части вновь созданной стоимости потребителей этой продукции. Аккумулируемые через экспортные пошлины в государственном бюджете доходы должны являться источником ускорения социально-экономического развития. Занижение экспортных пошлин увеличивает доходы экспортеров, стимулирует поставки продукции на экспорт при одновременном занижении экспортных цен.

     Таможенная  пошлина отражает различия мировой  и национальной стоимостей. По своей форме она выступает в форме платежа, налога и может отклоняться, как и цена от своей основы.

       Из определения следует, что таможенная пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, т.е., при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в таможенных пошлинах этой разницы.

    Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают  непосредственное влияние на  экономические интересы импортеров  и экспортеров, хозрасчетную эффективность  ввоза и вывоза определенных  групп товаров. Таможенные пошлины  участвуют в формировании уровня  затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

1.2. Принципы, факторы и критерии формирования  таможенной пошлины

     Таможенные пошлины используются для достижения тех целей и решений задач, которые ставятся руководством страны на определенных этапах ее социально-экономического развития. Естественно, на каждом из этапов формируются и решаются тактические и стратегические цели и задачи.

     Отсюда  вытекает важнейший принцип формирования  таможенных пошлин – принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных задач.

     Принцип  научной обоснованности предполагает, что при определении таможенных пошлин необходимо учитывать действие экономических законов. Это, прежде всего, закон стоимости, который предусматривает необходимость эквивалентности обмена и является регулятором производства. При нарушении действия этого закона прекращается поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в обмене результатами труда между отдельными отраслями производства, в результате чего отдельные отрасли приходят в упадок.     Нарушение этого закона определило те тенденции, которые сформировались в ходе экономических процесса в 1992-2001 гг. Из принципа научной обоснованности следует, что в условиях рыночной экономики таможенные пошлины должны формироваться также с учетом закона соотношения спроса и предложения товаров. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Таможенные  пошлины и таможенный тариф

         Категория таможенной пошлины тесно связана с понятием таможенно-тарифного регулирования. Этот термин присутствует и в Таможенном кодексе РФ, и в иных правовых актах. В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" таможенно-тарифное регулирование названо одним из методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 12). При этом оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин (ст. 19). Иными словами, таможенно-тарифное регулирование представляет собой финансовый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике. Данный инструмент отличается экономической направленностью, а это означает, как указывает Т.Н. Трошкина, что такие меры по сути относятся к рыночным: "Они воздействуют на конкурентоспособность товаров с помощью ценового механизма". В отличие от административных методов таможенно-тарифное регулирование воздействует на такие факторы, как стоимость товара, финансовые издержки производства, прибыль организации и др.

Информация о работе Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренни