Эффективность национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, так как от функционирования национальной экономики зависит дальнейшее развитие государства, общества, производств.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
Рассмотреть понятие, цели и структуру национальной экономики;
изучить понятие и виды эффективности;
выделить основные качественные показатели эффективности;
раскрыть особенности национальной экономики.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие национальной экономики
1.1. Цели национальной экономики 5
1.2. Структура национальной экономики, ее виды 7
2. Сущность, типы, критерии и показатели эффективности национальной экономики 13
3. Пути повышения эффективности производства. Анализ основных показателей эффективности макроэкономики Республики Беларусь 20
4. Индивидуальное задание
4.1 Дать сравнительную характеристику функционирования экономики Республики Беларусь по отношению к другим странам 35
4.2 Отразить стратегические задачи правительства Республики Беларусь в области улучшения показателей эффективности национальной экономики 50
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение А Основные показатели развития экономики РФ 57

Файлы: 1 файл

титульный.docx

— 417.62 Кб (Скачать файл)

В целом объем ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной  способности, в отличие от конвертации  курсов национальных валют учитывает  разницу цен в странах и  позволяет точнее сравнить реальные размеры их экономик - объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег.

По расчетам специалистов Всемирного банка, объем среднедушевого ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 2005 г  составил 8,541 тысяч долларов (66-е  место в мире). В то же время  в текущих ценах объем ВВП  страны на душу населения составил 3,090 тысяч долларов (70-е место).

Согласно расчетам специалистов Всемирного банка, в 2005 г объем ВВП  Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной  способности, составил 83,5 млрд долларов (63-е место в мире), в то время  как в текущих ценах объем  ВВП равнялся всего 30,2 млрд долларов.

В 2006 г ВВП Беларуси возрос сразу на 10 % (в сопоставимых ценах), в 2007 году - еще на 8,2 %, а по итогам двух лет - более чем на 19 %. В текущих  ценах ВВП Беларуси в 2007 году составил 96,087 трлн бел. руб), что соответствует 44,7 млрд долл. 

Характеризуя современную  ситуацию, необходимо отметить следующее: объем валового внутреннего продукта в январе-октябре 2009 г. составил в  текущих ценах 111,9 трлн. рублей и  снизился по сравнению с январем-октябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 1%. А в январе-октябре 2010 года составил 106,8% к уровню января-октября 2009 года  при прогнозе на год  - 111-113%. По сравнению с январем-сентябрем т.г. прирост составил 0,2 процентного пункта.

Так же для анализа используется такой показатель как валовой национальный продукт. В отличие от валового внутреннего продукта (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП) отражает принадлежность произведенного продукта нации и отличается от ВВП на величину чистых факторных доходов из-за рубежа:

         ВНП = ВВП + YF, где: YF— чистые факторные доходы из-за рубежа.

Еще один важный обобщающий показатель — валовый национальный располагаемый доход (ВНРД). Он определяется следующим образом:

        ВНРД = ВВП + YF+ TR, где: TR - чистые трансферты из-за рубежа;

Помимо приведенных выше существует ряд других важных показателей:

Чистый национальный продукт можно получить вычитанием из ВНП амортизационных отчислений:

ЧНП = ВНП – А, где А - амортизация

Национальный доход (НД) — показатель, представляющий собой суммарный доход всех жителей страны. НД исчисляется как чистый национальный продукт минус чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу. Косвенные налоги на бизнес — это налоги, которые изымаются не из факторных доходов, а являются составляющими цены, т.е. увеличивают цену товара. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины, налоги на монопольные виды деятельности.

Личный доход определяется путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей.

Располагаемый личный доход исчисляется уменьшением личного дохода на сумму подоходного и других налогов с граждан и платежей государству [15, с 220].

        Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период. Он определяется по формуле:

Таким образом, реальный ВНП  будет равен отношению номинального ВНП к индексу цен, умноженному  на 100%.

 

Индекс Ласпейреса

    Индекс Ласпейреса определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора  потребительских благ по текущим ценам (ΣQ0 * Pt), к расходам на потребление базисного периода (ΣQ0 * P0):

.

Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного  периода Q0, индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замещения, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.

Индекс Пааше

   Индекс Пааше — один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода:

.

Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода (Qt), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста.

 

Индекс Фишера

С целью устранения недостатков, присущих индексам Пааше и Ласпейреса, рассчитывается их средняя геометрическая величина — индекс Фишера (IF):

.

 

   По данным  Белстата, средняя зарплата работников в июле 2010 г. возросла по сравнению с декабрем 2009 г. в реальном выражении (то есть с учетом роста инфляции) на 12,4% до рекордных 1282,8 тыс. руб., а в долларовом эквиваленте – на 11,1% (на 42,5 долл.) до 426,9 долл. (при расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару США в июле 3004,76 руб.).

В целом в настоящее  время в Беларуси средняя зарплата примерно в 1,62 раза меньше, чем в  России и в 2,9 раза ниже, чем в Польше.

В качестве положительной  тенденции можно выделить снижение уровня неполной занятости в экономике. Так, в первом полугодии 2010 г. 136,4 тыс. работников организаций (3,9% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в первом полугодии 2009 г. – 258,8 тыс. чел., или 7,2%).

      Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июля 2010 г. составила 37,8 тыс. чел., что на 11,3% меньше, чем в июле 2009 г. и на 2,9% меньше, чем в июне текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля текущего года составил 0,8% от экономически активного населения (на конец июля 2009 г. – 0,9%).

     В июле 2010 г. инфляция на потребительском рынке составила 0,3%, а в январе-июле текущего года – 4,4%. В годовом исчислении (то есть за последние 12 месяцев) инфляция в июне составила 6,8%.

    Дефлятор ВВП в январе-июле 2010 г. составил 108,6%, то есть средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси (включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др.) возрос на 8,6% по сравнению с январем-июлем 2009 г.

    По данным Министерства финансов Беларуси, в первом полугодии 2010 г. доходы консолидированного бюджета составили 22140 млрд. руб., или 31,8% к ВВП. В соответствии с Законом Беларуси «О республиканском бюджете на 2010 г.» в республиканский бюджет не включаются средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.

  В свою очередь, отдельно налоговые доходы увеличились на 1772,4 млрд. руб. по сравнению с январем-июнем 2009 г. (или на 9,6%) до 20251,6 млрд. руб., в том числе налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – сократились на 127,5 млрд. руб. (на 4,2%) до 2937,3 млрд. руб.

Поступления НДС в январе-июне 2010 г. по сравнению с январем-июнем 2009 г. возросли на 1451 млрд. руб. (или на 25,9%) до 7047,9 млрд. руб. (34,8% от общей суммы  налоговых поступлений).

При этом неналоговые доходы бюджета в первом полугодии текущего года сократились на 321,2 млрд. руб. (на 14,9%) до 1841,3 млрд. руб.

  По данным Минфина Беларуси, в первом полугодии 2010 г. зафиксировано снижение расходной части консолидированного бюджета на 4717,5 млрд. руб. (или на 16,2%) до 24343,7 млрд. руб.

    Несмотря на значительное сокращение расходов, консолидированный бюджет в анализируемом периоде исполнен с дефицитом минус 2203,7 млрд. руб., что составило минус 3,2% к ВВП. В первом полугодии 2009 г. дефицит консолидированного бюджета составлял минус 833,3 млрд. руб., или минус 1,4% к ВВП.

При этом Министерство финансов Беларуси планирует увеличить дефицит  бюджета в текущем году в два  раза – с 1,5% до 3% к ВВП. В 2011 г. также  планируется установить дефицит  госбюджета на уровне 3% от ВВП страны.

По данным Министерства финансов Беларуси, в первом полугодии 2010 г. долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, возрос на 2,936 трлн. руб. (или на 9,6%) до рекордных 34,116 трлн. руб. на 1 июля.

При этом внутренний государственный  долг Беларуси в первом полугодии  текущего года возрос на 433,2 млрд. руб. (на 5,5%) до 8,321 трлн. руб. на 1 июля 2010 г.

Внешний госдолг Беларуси по итогам шести месяцев 2010 г. увеличился в рублевом эквиваленте на 3,234 трлн. руб. (или на 14,3%) до рекордных 25,795 трлн. руб. В долларовом выражении внешний  госдолг страны составил 8541,5 млн. долл. (16,8% ВВП) на 1 июля при установленном  лимите на 2010 г. 10 млрд. долл.

По данным Нацбанка, в январе-июле 2010 г. золотовалютные резервы в определении ССРД МВФ сократились на 320,5 млн. долл. (или на 5,7%) до 5332 млн. долл. на 1 августа.

Структура золотовалютных резервов Беларуси выглядит следующим образом: резервные активы в иностранной валюте – 2947,2 млн. долл. (+17% в январе-июле 2010 г.), монетарное золото – 821 млн. долл. (минус 0,01%), специальные права заимствования – 559,9 млн. долл. (минус 3,2%), прочие активы – 1003,9 млн. долл. (минус 42,1%.) и резервная позиция в МВФ – 0,0 млн. долл. (нет изменений).

В январе-июле 2010 г. чистый спрос на иностранную валюту со стороны предприятий возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 12,8% до минус 3012,2 млн. долл. (против минус 2670,2 млн. долл. в январе-июле 2009 г.), что выглядит достаточно тревожно. Иными словами, в анализируемом периоде указанный показатель ухудшился на 342 млн. долл. Однако отдельно в июле 2010 г. чистый спрос предприятий на валюту снизился до минус 195,7 млн. долл. против минус 268,5 млн. долл. в июне 2010 г. и минус 504,5 млн. долл. в июле 2009 г.

В свою очередь, население  в текущем году продает валюты больше, чем покупает. В качестве положительной тенденции можно  отметить и снижение удельного веса депозитов населения в иностранной валюте до 50,2% на 1 августа 2010 г. против 57,7% год назад. Соответственно, доля рублевых вкладов физлиц возросла до 49,8% против 42,3% на 1 августа 2009 г.

По данным Нацбанка, в январе-июле 2010 г. рублевые вклады населения увеличились на 2734,8 млрд. руб. в абсолютном выражении (или на 34,1%) до рекордных 10747,3 млрд. руб. на 1 августа. В то же время, депозиты населения в иностранной валюте увеличились по итогам семи месяцев на 690,2 млрд. руб. (или на 6,8%) до 10830,9 трлн. руб. в эквиваленте. [18]

 

 

Экономика Беларуси в I полугодии 2010г., к аналогичному периоду предыдущего  периода

Показатель

I полугодие 2010г.

I полугодие 2009г.

ВВП, изменение, %

6,6

0,3

Промышленность, %

8,8

-3,6

Инвестиции в основной капитал, %

4,0

17,6

Ввод жилья, %

5,2

14,2

Сельское хозяйство, %

4,3

6,6

Грузооборот транспорта, %

12,5

-14,3

Розничный товарооборот, %

15,0

2,6

Индекс потребительских  цен, %

4,1

7,3

Экспорт товаров, за 5 месяцев, %

27,0

-48

Импорт товаров, %

14,1

-37,3

Реальные денежные доходы населения, %

6,9

5,5

Номинальная начисленная  среднемесячная зарплата, %

13,9

17,7


Источник: Белстат РБ 2009-2010гг.

 

 

 

 

 

 

4. Индивидуальное задание

4.1 Дать сравнительную характеристику функционирования экономики Республики Беларусь по отношению к другим странам

 

По данным Министерства экономики  Республики Беларусь в  январе-октябре 2010 года для социально-экономического развития страны характерной была следующая динамика макроэкономических показателей.

Темп роста валового внутреннего  продукта в январе-октябре 2010 года составил 106,8% к уровню января-октября 2009 года  при прогнозе на год  - 111-113%. По сравнению с январем-сентябрем т.г. прирост составил 0,2 процентного пункта.

Прирост к уровню трех кварталов  на 0,2 п. п. обусловлен более высокими темпами роста в январе-октябре  базовых отраслей: промышленность (110,5% против 110,3% в январе-сентябре); строительство (объем строительно-монтажных работ - 116 и 114,6%), а также сохранением  активности на потребительском рынке  республики.

Рисунок 1. Уровень ВВП к соответствующему периоду предыдущего года

Источник: Министерство экономики  РБ

Удельный вес в ВВП добавленной  стоимости промышленности составил 27,8%, сельского хозяйства – 8,3%, строительства  – 10,8%, транспорта и связи – 9,3%, торговли и общественного питания – 11%.

По итогам десяти месяцев 2010 года индекс физического объема производства продукции  промышленности по набору товаров-представителей к уровню аналогичного периода 2009 года составил 110,5%, превысив нижнюю границу  годовых прогнозных значений (110-112%). 

Информация о работе Эффективность национальной экономики