Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Первые правильные объяснения решения столь сложных и серьезных вопросов были представлены в работах Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса и в трудах представителей австрийской школы после Менгера. Эти работы произвели переворот, впоследствии получивший название «субъективной» революции, или революции «предельной полезности», в экономической теории. И сейчас я преследую цель: подробнее остановиться именно на теории маржинализма, а точнее его австрийской школе. Изучить ее особенности и значение.

Содержание работы

Введение
1. Определение и понятие маржинализма..........................................................4
а) Методологические принципы маржинализма...............................................6
б) Маржинальная революция………………………………………..………….7
2. Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма........9
а)Основные представители австрийской школы маржинализма…………....10
б)Особенности австрийской школы маржинализма.........................................17
Заключение
Список использованных ресурсов

Файлы: 1 файл

Bolshoy.docx

— 47.17 Кб (Скачать файл)

С этого времени маржинализм  становится популярным во многих странах. Главное достижение маржиналистов  на этом этапе – отказ от субъективизма  и психологизма. В результате представителей маржинальных идей стали считать  преемниками классической политэкономии  и называть неоклассиками, а их теория соответственно получила название «неоклассической».

Выразителями идей этого  этапа являются Альфред Маршалл (1842 1924) – профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского  университета, представитель американской школы маржинализма.

Заслугой маржиналистов  является обоснование совместного  изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам  производства).

Они сформулировали двухкритериальную  теорию стоимости, базой которой  явились как предельные издержки, так и предельная полезность.

Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне  ими применялось математическое моделирование процессов.

 

 

 

 

Становление и  развитие учения австрийской школы маржинализма.

 

Долгое время австрийская  школа рассматривалась в западной экономической литературе лишь как  одна из движущих сил маржиналистской  революции, которая достигла меньших  успехов, чем остальные, поскольку  не владела математическим аппаратом. Такая оценка сложилась в середине 30-х годов XX в. Но сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что по сравнению с лозаннской и кембриджской (англо-американской) школами маржинализма австрийская школа оказалась наиболее четко очерченной и долговечной.

Сильное влияние различные  идеи австрийской школы оказали  на англичан Л. Роббинса, Дж. Хикса и  Дж. Шэкла, шведа К. Викселля, голландца  Пирсона, итальянца М. Панталеони, американцев  Р. Эли, С. Паттена и др. Разумеется, австрийская исследовательская  традиция у различных ее представителей проявлялась в разных формах и  в разной степени, но во всех случаях  проследить ее влияние можно.

Согласно определениям, содержащимся в словарях и энциклопедиях Австрийская  школа в экономике  - это одно из основных  направлений маржинализма, созданное в Венском университете (Австрия) в конце XIX - начале XX веков и в последующем распространенное по всему миру.

Более точные, но менее распространенные названия этой школы:

- Венская школа экономики  (что точнее указывает место  ее возникновения);

- Субъективно-психологическая  или просто субъективная экономическая  теория (что достаточно точно  отражает мировоззренческую сущность  соответствующей экономической  системы).

Данная школа возникла в 70-е годы XIX века на кафедре политэкономии факультета юридических и политических наук Венского университета. В этот период там преподавал Карл Менгер. Его лекции привлекли слушателей-учеников и дали толчок ярким публикациям целой плеяды плодовитых и красноречивых последователей. Началом массированного проникновения идей австрийской школы в экономическую литературу принято считать середину 80-х годов XIX века, когда были опубликованы получившие широкую известность книги Фридриха фон Визера и Эйгена фон Бём-Баверка.

Первым изложением экономической  теории австрийской школы считается  опубликованная в 1871 году книга Менгера  «Основания политической экономии (Общая  часть)».

По рассказам самого Менгера  ход его мыслей, приведший к  открытию «теории предельной полезности», был примерно следующим.

Как-то, размышляя о положительном  всемирно-историческом влиянии человеческой «корысти», он усомнился в правильности концепции Аристотеля  и его  последователей, считавших, будто товары, обмениваемые друг на друга, имеют одинаковую ценность. «Нет! – сказал себе Менгер. – Каждый желает обмениваться с  выгодой, то есть получить при обмене нечто большее или лучшее (то есть более ценное!), чем отдает сам. Так  для господина, покупающего коробку  сигар за один талер, талер – дешевле  коробки, а для хозяина табачной лавки – наоборот: сигары – дешевле  полученных денег. Без такого различия в оценках – никакой обмен  невозможен, как невозможно движение тока без разницы потенциалов  на разных полюсах батареи».

И тут же пришло в голову то, что принято называть «решающим  влиянием предельной полезности». Дескать, всякая корысть имеет свои пределы: высший и нижний. А именно: блага, имеющиеся в избытке, ценятся  предельно низко, а самые редкие, предельно недоступные блага  – максимально высоко. А между  этими пределами наблюдается  следующая закономерность: люди склонны  сбывать дешевле то, что ближе  к нижнему пределу, и дороже –  приближающееся к верхнему.

Следовательно, покупатель за каждую новую единицу одного того же товара склонен платить все  меньше и меньше, а продавец по мере истощения товарных запасов ценит  каждую единицу продаваемого товара все дороже и дороже. Когда оценка покупателя снижается, а оценка продавца повышается до одного и того же уровня - обмен прекращается, поскольку  меняться без выгоды – пустая морока. Вот так постепенно сближаясь, два  предела могут дать равновесие - приблизительное равенство оценок продавцов и покупателей –  сбившее с толку всех, начиная  с Аристотеля».

 

Основные представители австрийской школы маржинализма.

 

Австрийская школа маржинализма получила большое признание, но наиболее яркими и выдающимися ее представителями  являются: Карл Менгер (1840-1921), Ойген  фон Бем-Баверк (1851-1914), Фридрих фон  Визер (1851-1926). На них и их достижениях  я остановлюсь подробнее.

Фри́дрих Ви́зер (нем. Friedrich von Wieser; 10 июля 1851, Вена — 22 июля 1926, Бруннвинкель (англ.)русск.) — экономист, представитель австрийской школы в политической экономии.

С 1903 профессор политэкономии  в Венском университете. Совместно  с К. Менгером и Э. Бём-Баверком разрабатывал теорию предельной полезности и ввёл этот термин. Опровергал марксистскую теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости. Создал теорию вменения, согласно которой каждому из трёх факторов производства — труду, земле и капиталу — вменяется определённая часть ценности созданного ими продукта. Выдвинул теорию денег, определяя их ценность в зависимости от соотношения денежных и реальных доходов.

Описал теорию альтернотивных издержек в монографии «Теория общественного  хозяйства» 1914 года.

«Теория общественного хозяйства» Ф. фон Визера (1914) занимает в истории  австрийской школы примерно такое  же место, как «Основы политической экономии» Дж. С. Милля в истории  английской классической политэкономии. Это «завершение системы», упорядочивание различных идей разных авторов, эклектическое  стремление к компромиссам, максимальное расширение объекта исследования, иногда за счет меньшей глубины исследования (особенно по сравнению с менгеровскими  «Основаниями»). Все достижения Визера идут по линии приближения абстрактного менгеровского анализа к хозяйственной  практике. Так, именно из этих соображений  Визер решительно отвергает аддитивный способ определения суммарной полезности данного запаса благ, когда каждая единица его имеет различную  предельную полезность, и отстаивает мультипликативный способ, когда  предельная полезность просто умножается на количество однородных благ. Далее, обращает на себя внимание детальная  проработка соотношения между собственной  предельной полезностью продукта и  издержками по его производству (понимаемые как наибольшая полезность других благ, которые могли быть произведены  с помощью данных средств производства). Визер доказывает, что в большинстве  случаев эти величины достаточно близки и взаимозаменяемы, однако бывают случаи, когда резкое изменение наличного  запаса благ или потребности в  них может привести к их резкому  расхождению. В этих случаях ценность определяется не издержками, а собственной  предельной полезностью блага.

Согласно с   «Теорией общественного хозяйства»:

• производительные блага представляют собой будущее. Их ценность зависит от ценности конечного продукта

• ограниченность ресурсов определяет конкурентность и альтернативность способов их использования

• издержки производства имеют субъективный характер и зависят от альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать при производстве некоего блага

• действительная стоимость (полезность) любой вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены с помощью других ресурсов, истраченных на производство данной вещи. Данное положение известно также как закон Визера

• вменение осуществляется на основе альтернативных издержек — издержек утраченных возможностей

Вклад теории альтернативных издержек фон Визера в экономическую  науку состоит в том, что она  является первым описанием принципов  эффективного производства.

В последние годы жизни  Визер занялся изучением социологии. Проблемы социальной экономики описаны  в монографиях «Теории общественного  хозяйства» и «Законе власти». Он пытался объяснить социальную эволюцию экономическими силами, воздействием экономического интереса отдельных  индивидов на процессы развития общества. Учёный отмечает, что основополагающим фактором развития является появление  частной собственности на такие  блага, для которых существенно  соотношение между их потребностью с наличием. При появлении частной  собственности разгорается «борьба  за владение», которая приводит к  войнам и различным преступлениям. Противодействие им является стимулом формирования соответствующего законодательства (гражданского, торгового, вексельного, уголовного и др. видов права). "С  тех пор как свобода личности гарантирована юридически, борьба за личную свободу превратилась в борьбу за продукт труда, и в этой форме  она дошла до наших дней."

Наиболее существенным вкладом  Визера в экономическую теорию австрийской  школы является его решение проблемы распределения доходов. Для того чтобы разрешить эту проблему, Визер создает теорию вменения. Она  заключется в том, что мы должны найти  несколько родственных продуктов (т. е. производимых с помощью одних  и тех же производительных благ), оцениваемых на рынке по предельной полезности, и построить систему  уравнений ценности, в которой  количество уравнений (продуктов) будет  равняться количеству неизвестных  факторов производства. Решая эту  систему, наблюдатель теоретически (а производитель − практически) сможет определить сравнительную предельную производительность факторов производства.

Большое внимание Визер уделяет  также разделению производительных благ на общие и специфические  и различным правилам вменения в  каждом из этих случаев: специфическому производительному благу доход  вменяется по остаточному принципу.

Эта идея Визера получила дальнейшее развитие в современных теориях  прав собственности, в которых понятие  собственности на предприятие и, соответственно, права на остаточный доход связывается именно с правом распоряжаться специфическим средством  производства.

 

Ойген фон Бём-Ба́верк (1851—1914) — представитель австрийской школы маржинализма. Родился в Брюнне (в прошлом Австрия, ныне г. Брно, Чехия).

В возрасте тридцати лет  Б.-Б. становится профессором университета в Инсбруке. В 1882 входит в налоговую  администрацию, позднее он станет экспертом  министра финансов по реализации проекта  реформ прямого налога (1889). Можно  сказать, что Б.-Б. является одним  из создателей современного подоходного  налога. Трижды он занимал пост министра финансов — в 1895, 1900 и 1905, где подтвердил высокую квалификацию в государственном  управлении налоговыми процессами. С 1905 Б.-Б. вновь занимает кафедру в  университете в Вене.

Два аспекта отличают теорию Б.-Б. С одной стороны, это критика  работ К. Маркса. Он анализирует марксистскую теорию труда как единственного  источника прибыли и капитала. Полемизируя с Марксом, Б.-Б. показывает, что лишь полезность служит основой  стоимости.

С другой стороны, Б.-Б. разрабатывает  теорию дохода и капитала в маржиналистской  теории. В двух своих основных трудах — «Критическая история теорий дохода с капитала» (1884) и особенно в «Позитивная  теория капитала» (1889) — Б.-Б. стремится  доказать прежде всего, что «капиталистическое производство» (производство с участием капитала) позволяет достичь большей  производительности, но что оно требует  бол ьших затрат времени. Понятие  «средний период производства» является ключевым в концепции Б.-Б. Оно  дает возможность определить длительность производственного цикла. И наконец, в этой книге содержится фундаментальная  идея, согласно которой капитал не является фактором производства, но возникает  в результате накопления и производства. «Все, что мы получаем в процессе производства, является результатом  двух — и только двух — основополагающих производительных сил: природы и  труда».

Работа Е. Бем-Баверка  «Основы теории ценности хозяйственных  благ» впервые была опубликована в 1886 г. в немецком журнале «Conrads Jahrbucher fur Nationalokonomie und Statistik». С первых же страниц хорошо заметно стремление Бем-Баверка навести более прочные мосты между теорией субъективной ценности Менгера-Визера и объективными ценовыми пропорциями, складывающимися на рынке. Для этого Бем-Баверк называет меновую ценность объективной ценностью, присущей самим материальным благам.

Информация о работе Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк