Философские школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:55, шпаргалка

Описание работы

Таблица с основными школами.

Файлы: 1 файл

ТАБЛИЦА ФИЛОСОФИЯ.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)
Этапы философии Представители Сущность идей
 Новое  время:

Английский естественнонаучный материализм 17 в.

Ф. Бэкон, Т. Гоббс Склонность  к эмпиризму. Ориентация на гносеологические и методологические вопросы. Объектом познания выступает природа. Задача познания - исследование её законов, а цель познания - установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки кроется в отсутствии надежного метода. Истинное знание - это знание причин. Основа познания - опыт. Первичными являются телесные вещи, а познание начинается с ощущения чувственных вещей. Материя не исчезает и не создается, она вечна.
Французская рационалистическая философия 17 в. Р.Декарт, А.Гейлинкс и Н..Мальбранш. Рационализм. Логическое сцепление идей и фактическая  связь вещей тождественны. Истина должна быть абсолютной, вечной, общеобязательной и, следовательно, не может быть выведена из опыта. Её источником является разум. Только разум есть средоточие истины, которая выводится из него дедуктивным методом. Окказионализм. Он появился как реакция на неспособность декартовской философии решить проблему соотношения духовной и телесной субстанции. Если Декарт и картезианцы все же пытались найти точки соприкосновения души и тела, то окказионалисты исходили из убеждения, что это в принципе невозможно. Взаимодействие происходит только в результате божественного вмешательства в каждом конкретном случае и является не правилом, а случаем. Отсюда и название: в переводе с французского окказионализм означает "случай".
Немецкая  классическая философия

18- нач. 19 вв.

Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг В философии  Канта нашло свое выражение теоретическое  отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим  зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.
Древнерусская философия Киевской Руси

9-13 вв

Илларион, Владимир Мономах, Климент Смолятич Объяснение  мироздания  и истории исключительно  на жестко

канонизированных  христианских морально-назидательных  кодексах.

Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью. Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари. нравственные заветы: власть – ответственность; долг– справедливость; каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;

 к церкви  надо относиться с почтением,  но без подострастия.

Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)   С. Полоцкий, Филофей, Крижанич Согласно учениям  С. Полоцкого философия состоит  из трех частей: логики,физики и этики. Философские воззрения С. Полоцкого пронизаны верой в развитие и расцвет разума. Он отрицал существование врожденных идей, доказывая, что ум ребенка подобен чистой доске, на которой учитель пишет все, что хочет. Учение Филофея “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой. Мудрость Крижанич делил на  духовную и мирскую. Духовная мудрость – это богословие. Мирская мудрость – математика, механика,

философия. Философия включает в себя : логику (грамматика, диалектика, риторика, поэтика), физику (изучает все видимые вещи), этику (личная нравственность), экономию ( наука о ведении хозяйства), политику ( наука об управлении народом).

Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.) Радищев, Сковорода социологические проблемы, в особенности такие  как

«совершенствование  общества» и «разумное устроение» государства. Радищев: разрабатывает  учение о бытии, человека и его  душе: главное в его мировоззренческой  позиции- это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъект , весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи- движение. (В этом материализм), стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души, в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и

правовое уравнивание  людей. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии- путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно-

европейской рассудочностью и восточно- христианским иррациональным постижением

космических тайн и человеческой души.

Русская философия 19 - начала 20 века.                  Чаадаев, Славянофилы( Киреевский, Хомяков),

Западники( Герцен, Белинский, Грановский)

«По какому пути развития идти России?» русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:

1) философия  тотальности (коллективности, целостности)

2) философия  индивидуальности. Чаадаев стал  критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов,

жизнь по расчёту. Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должна

состоять в  том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок» По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественное откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению Царства Божия на земле. Для будущего «Царства Божьего» свойственны равенство, свобода и демократия. Именно поэтому оно может быть определено как социалистическое, ибо «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники».

Славянофильство- это философия религиозно окрашенного  коллективизма.

-Задачу последующего  развития России они видели  в том, чтобы дух православия 

пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в

развитии. Свобода  индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным

ценностям- авторитету религии и церкви, государству, своему народу. Западники: 1.Они активно  выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию

феодально- крепостнических  отношений и развитие общества по буржуазному пути.

2.Считали религию  и церковь тормозом общественного  прогресса.

3.Высоко оценивали  человеческий разум и науку,  уважительно

относились к  правовым нормам общества.

4.Основной ценностью общества для них является индивид, а

государство прозвано защищать его права и свободы.

5.В социальной  сфере они ориентировались либо  на конституционную монархию, либо  на социалистические или анархические  формы государственного правления.

     

Информация о работе Философские школы