Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Первые правильные объяснения решения столь сложных и серьезных вопросов были представлены в работах Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса и в трудах представителей австрийской школы после Менгера. Эти работы произвели переворот, впоследствии получивший название «субъективной» революции, или революции «предельной полезности», в экономической теории. И сейчас я преследую цель: подробнее остановиться именно на теории маржинализма, а точнее его австрийской школе. Изучить ее особенности и значение.

Содержание работы

Введение
1. Определение и понятие маржинализма..........................................................4
а) Методологические принципы маржинализма...............................................6
б) Маржинальная революция………………………………………..………….7
2. Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма........9
а)Основные представители австрийской школы маржинализма…………....10
б)Особенности австрийской школы маржинализма.........................................17
Заключение
Список использованных ресурсов

Файлы: 1 файл

Bolshoy.docx

— 47.17 Кб (Скачать файл)

Достаточно указать на структуру книги, в которой автор  выделяет две части: теорию субъективной ценности и теорию объективной меновой  ценности. Рассуждая об иерархической  шкале потребностей, он усиливает  ее реалистичность тем, что делает в  таблице пропуски, поскольку некоторые  потребности могут удовлетворяться  только целиком, а не частями (это  следующий за Менгером шаг, удаляющий  австрийскую теорию ценности от математической версии маржинализма). Бем-Баверк дает четкое определение субъективной ценности благ через ее предельную пользу.

Стараясь приблизить теорию субъективной ценности к условиям «развитых  меновых отношений», Бем-Баверк привлекает для объяснения отдельных трудных  случаев понятие субституционной  предельной пользы. Автор приходит к выводу, что ценность для человека потерянного зимнего пальто в  большинстве случаев измеряется не его предельной полезностью, а  предельной полезностью других благ, которые придется не покупать или  продавать, чтобы купить пальто взамен потерянного. Она же в свою очередь  зависит от цены пальто на рынке (чем  оно дороже, тем больше потери других благ). Таким образом, в конечном счете, субъективная ценность данного  товара определяется его же ценой. Этот логический круг с давних пор представлял  собой основную мишень для марксистских критиков австрийской теории (начиная  с Гильфердинга и Бухарина). К  Менгеру же подобная критика неприменима, так как у него ценность благ определяется только интенсивностью потребности  и наличием блага и никак не зависит от цены.

То же самое можно сказать  и о зависимости у Бем-Баверка  ценности от «отношения между спросом  и предложением», богатства или  бедности человека.

Главный вклад Бем-Баверка  в мировую науку − идея о  том, что постоянно существующая разность между ценностью продукта и определяемых ее величиной полных издержек производства (т. е. прибыль) зависит  от продолжительности производственного  периода. На этом тезисе построена Бем-Баверком теория капитала, прибыли и процента в его работе «Капитал и прибыль»

Большой интерес представляет также попытка Бем-Баверка объединить закон субъективной ценности с законом  издержек производства. Автор признает за законом издержек статус правила, с помощью которого в частном  случае неограниченных возможностей увеличения производства действительно можно  измерить ценность «высокополезного»  продукта, хотя сами издержки в конечном счете определяются ценностью наименее полезного (предельного) продукта.

Бем-Баверк рассматривает  ситуацию развитого товарного обмена, опосредуемого деньгами, он включает в рассмотрение субъективную ценность денег для покупателей, различающихся  по уровню состоятельности (относительно имеющихся у них потребностей). Две заключительные главы работы Бем-Баверка посвящены весьма изобретательным  попыткам встроить в австрийскую  теорию субъективной ценности другие, альтернативные объяснения этого же феномена: «закон предложения и спроса»  и «закон издержек производства». Бем-Баверк вносит полезные уточнения в понятия  спроса и предложения: классическая теория понимала их как простые количества товаров, он же считает необходимым  корректировать эти количества, учитывая интенсивность желания купить товар  даже за высокую цену и желания  его продать даже по низкой цене.

Карл Ме́нгер (нем. Carl Menger; 23 февраля 1840, Нёй-Сандец, Галиция, Австрийская империя (ныне Новы-Сонч, Польша) — 27 февраля 1921, Вена, Австрия) — австрийский экономист, основатель австрийской школы.

Карл Менгер внёс вклад  в экономическую теорию, методологию  экономических исследований и политическую философию.

Карла Менгера заслуженно считают основателем Австрийской  школы в экономической теории.

Основной работой по экономической  теории являются «Основания политической экономии» (нем. «Grundsätze der Volkswirtschaftslehre», 1871).

Менгер наряду с Уильямом Стенли Джевонсом и Леоном Вальрасом  считается творцом маржиналистской  революциив экономике.

Книга К. Менгера «Основания политической экономии» состоят  из трех больших разделов. Первый из них (главы первая − третья) посвящен краеугольному камню австрийской  теории − учению о субъективной ценности. Менгер подчеркивает важность познания человеком их полезных свойств. Особенностью последних является их редкость, но любопытно, что Менгер избегает произносить этот термин, поскольку экономическим благо  делает не абсолютная редкость, а превышение планируемой надобности в благе  или «нужного количества» (специфически менгеровская категория, обозначающая количественно определенную потребность  индивида на некоторый обозримый  период) над количеством этого  блага, которое, как ожидает индивид, будет ему доступным.

Глава третья − центральная  во всей книге, она содержит теорию субъективной ценности. В отличие  от других маржиналистов Менгер определял ценность благ не по количеству приносимой ими пользы, а по важности удовлетворяемых ими потребностей. Это, казалось бы, незначительное различие на самом деле играет важную роль. Оно свидетельствует о том, что Менгер: 1) разрабатывает теорию, которая позднее получила название ординалистской версии маржинализма: нужность каждого блага не имеет абсолютной величины, а выражается лишь в сравнении с полезностью другого блага (цифры в его таблицах носят условный характер и выражают не величину, а иерархию потребностей); 2) не связывает в отличие от Джевонса свою теорию ценности с гедонистическим толкованием природы человека, восходящим к Бентаму (за это маржиналистам, претендовавшим на объяснение «психологии» хозяйствующего субъекта, сильно досталось от современников-психологов.

В своей теории ценности производительных благ Менгер делает еще один смелый шаг − отказывается от разграничения трех основных факторов производства: земли, труда и капитала. Эту давнюю традицию он нарушает на том основании, что ценность всех видов благ, включая землю и  труд, определяется на основе одного и  того же сформулированного им принципа − ценности их продуктов.

Второй раздел «Оснований...»  включает главы четвертую и пятую. Его содержание − переход от субъективной ценности к цене, т.е. к меновой  пропорции благ.

Основная часть главы  пятой посвящена образованию  цен в различных условиях −  при изолированном обмене, монополии  продавца и конкуренции покупателей  и, наконец, при двусторонней конкуренции. Менгеровскую теорию цены от всех прочих вариантов маржинализма отличает отсутствие в ней понятия однозначно определяемой равновесной цены: рыночная цена у  Менгера может колебаться между  оценками единицы блага наименее сильным из вступивших в обмен  конкурентов и наиболее сильным  из тех, кто так и не смог этого  сделать. Чем больше конкурентов, тем  уже пространство для колебания  цен, но все равно какая-то часть  цены в каждом случае объясняется  не фактором субъективной ценности, а  умением торговаться.

Исходным пунктом экономического анализа К. Менгера является исследование соотношений между человеческими  потребностями и способностями  вещей удовлетворять эти потребности. К.Менгер выделяет ряд условий превращения  вещи в благо:

а) существование некоей человеческой потребности;

б) наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих  ей удовлетворить эту потребность;

в) знание человеком указанных  потенциальных свойств вещи;

г) обладание вещью, позволяющее  использовать вышеперечисленные свойства.

При этом если количество единиц данной вещи безгранично, то такая вещь является свободным благом. В противном  случае - когда вещь является редкой - она представляет собой экономическое  благо. При этом благо и товар - разные категории. «Товар - это экономическое  благо, предназначенное для продажи»

 

Особенности австрийской школы маржинализма.

 

Австрийская школа маржинализма в значительной мере отличается от других течений маржинализма. Это  отличие обусловлено следующими особенностями австрийской школы:

а) Больший акцент - по сравнению  с другими школами маржинализма - на субъективизме и психологизме.

Все категории экономической  науки австрийцы стремятся вывести  только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. Как настойчиво подчеркивает Менгер, любые блага сами по себе, с точки зрения экономиста, лишены каких-либо объективных свойств, и  прежде всего ценности. Эти свойства придает им лишь соответствующее  отношение того или иного субъекта.

б) Больший акцент на сфере  потребления и большее пренебрежение  сферой производства - по сравнению  с другими школами маржинализма.

в) Понимание экономической  науки как науки, исследующей  причинно-следственные, а не функциональные связи.

г) Качественный характер экономического анализа.

При этом представители австрийской  школы маржинализма отрицательно относились к использованию графических  и алгебраических методов анализа. Дело в том, что применение в теории ценности дифференциального исчисления требует, чтобы исследователь принял некоторые дополнительные допущения. Во-первых, оцениваемое благо должно быть бесконечно делимым, или, что то же самое, функция полезности должна быть непрерывной, а не дискретной. Эта функция должна быть, во-вторых, дифференцируемой, т. е. иметь касательную  в каждой точке, и, в-третьих, выпуклой, для того чтобы производная в  каждой точке была конечной. Все  три дополнительных условия вводятся для удобства вычисления и сужают круг явлений, объясняемых маржиналистской  теорией. Что же касается бесконечной  делимости, то это свойство настолько  нехарактерно для большинства благ, что Джевонсу и Маршаллу приходится делать оговорку, что функция полезности относится скорее ко всей их совокупности, а не к одному субъекту. Но ведь для совокупности потребителей теряют смысл субъективные оценки и предпочтения. Поскольку австрийцы избегают употребления математического анализа, это позволяет им не только охватить своей теорией более широкий круг явлений, но и сохранить ее непротиворечивость и остаться в рамках несколько более реалистичной модели человеческого поведения.

д) Трактовка экономических  феноменов как результатов спонтанных процессов (это характерно для К. Менгера).

Особый акцент, который  австрийцы делают на неопределенности будущего и возможности ошибок, огромное значение, придаваемое ими, особенно Менгером, знаниям экономического субъекта, имеющейся в его распоряжении информации, резко выделяют их на фоне других маржиналистов и делают их теории особенно важными в наши дни, когда проблема поиска и обработки  информации находится на переднем плане  экономических исследований.

е) Отказ от трактовки  рыночного хозяйства как равновесной  системы.

Важную роль в австрийской  теории занимает фактор времени. Меньше всех других маржиналистов австрийцы  заслужили упрек в чисто статической  точке зрения. Они не забывали подчеркивать, что ценностные суждения людей непосредственно  зависят от того, на какой период времени они могут рассчитать удовлетворение своих потребностей («период предусмотрительности»). Именно фактор времени и связанная с  ним неопределенность приводят к  ошибкам участников обмена и не дают установиться общему равновесию, присущему  вневременной системе Вальраса, где  все цены и количества благ определяются одновременно.

ё) Методологический индивидуализм.

Все экономические проблемы австрийцы рассматривают и решают на микроуровне, на уровне индивида. Они  не учитывают, что целое, т. е. общество, всегда больше суммы своих частей, не признают специфических макроэкономических явлений, несводимых к простой равнодействующей индивидуальных предпочтений и решений. По мнению В.С. Автономова, это объясняется  стремлением австрийцев к вскрытию сущности явлений, причинно-следственных связей и их недоверию к функциональным зависимостям. В этом смысле австрийцы  ближе к К. Марксу, чем к большинству  экономистов-математиков, которые придерживались позитивистских взглядов.

 

 

Заключение.

 

В современном мире в большинстве стран уже сложились устойчивые рыночные отношения. Именно в них развивается конкуренция, как один из решающих факторов установления и изменения цены на товар. Именно рыночные отношения обеспечивают уже привычное нам разнообразие продукта. А закон спроса и предложения регулирует как количество того или иного товара на рынке, так и его рыночную цену. Но всё же установить справедливую стоимость не так уж просто, и из чего она складывается я и изложила в данном материале.

Я старалась проследить взгляды маржиналистов по этому вопросу, а именно их представителей австрийской школы, изучив основные особенности и направления их учения, выделить характерные для них критерии формирования стоимости.

Маржиналистские взгляды  носят специфический характер. В свою очередь каждая школа маржинализма имеет свои особенности. Для ответа на вопрос какую же позицию отстаивала австрийская школа маржинализма, нужно прежде всего выделить основные ее черты, такие как: австрийская школа ставила:

а) Больший акцент по сравнению  с другими школами маржинализма на субъективизме и психологизме.

б) Больший акцент на сфере  потребления и большее пренебрежение  сферой производства по сравнению с  другими школами маржинализма.

в) Следование «принципу  исходной категории», характерному для  классической политической экономии.

г) Понимание экономической  науки как науки, исследующей  причинно-следственные, а не функциональные связи.

д) Качественный характер экономического анализа. При этом представители  австрийской школы маржинализма отрицательно относились к использованию  графических и алгебраических методов  анализа.

е) Трактовка экономических  феноменов как результатов спонтанных процессов.

ж) Отказ от трактовки  рыночного хозяйства как равновесной  системы.

Информация о работе Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк