Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:39, реферат
Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.
Поскольку в данной работе термин "личность" используется как базовый повсеместно, требуется объяснить, что он обозначает. Это не такой простой вопрос, как кажется: науки, непосредственно связанные с социумом, куда менее точны, чем естественные, и какой-либо единой конвенции по поводу терминов обычно не существует. В книге мы используем термин "личность" в собственной трактовке, но прежде, чем перейдем к его объяснению, приведем примеры более общепринятого употребления. [3]
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Социальные типы характера…………………………………………...4
1.1. «Человек для себя»………………………………………………………….4
1.2. «Бегство от свободы»……………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………………9
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Социальные типы характера…………………………………………...4
1.1. «Человек для себя»………………………………………………………….4
1.2. «Бегство
от свободы»…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.
Поскольку в данной работе термин "личность" используется как базовый повсеместно, требуется объяснить, что он обозначает. Это не такой простой вопрос, как кажется: науки, непосредственно связанные с социумом, куда менее точны, чем естественные, и какой-либо единой конвенции по поводу терминов обычно не существует. В книге мы используем термин "личность" в собственной трактовке, но прежде, чем перейдем к его объяснению, приведем примеры более общепринятого употребления. [3]
Личность,
с точки зрения Фромма, – это
целостность врожденных и приобретенных
психических свойств, характеризующих
индивида и делающих его уникальным.
Под приобретенными свойствами автор
понимал прежде всего различия в
характере, представляющие проблему этики
и свидетельствующие об уровне, достигнутом
индивидом в искусстве жить. Обосновывая
общественно-историческую обусловленность
характера и личности человека, Фромм
вводит понятие "социального характера"
как связующего звена между психикой
индивида и социальной структурой общества.
В работе "Человек для себя"
Фромм описывает социальные типы
характера, которые рассмотрены
в главе № 1.
Глава 1.Социальные типы характера
1.1."Человек
для себя"
Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.
Все характеры он разделил на две группы:
- Продуктивные
- Непродуктивные
Непродуктивные:
Рецептивная
ориентация (берущая) – чел. представляет,
что источник всех благ лежит вовне;
он зависим и пассивен, доверчив
и сентиментален; стремится "быть
любимым", а не любить; зависит
не только от авторитетов, но и от людей,
способных оказать любую
Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
Продуктивная:
Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.
Характер
любого чел. представляет смешение этих
пяти ориентации, хотя одна или две
могут выделяться из остальных. Позже,
в работе "Душа человека", Фромм
описал еще два типа характера: некрофильный,
воплощающий направленность на мертвое,
и противоположный ему
Помимо
социальных условий, накладывающих
отпечаток на формирование личности
человека, в его природе заложены
экзистенциальные потребности, является
важным источником активности: в установлении
связей (в заботе о ком-то, в продуктивной
любви), в преодолении (в активном
творческом созидании), в корнях (в
чувстве стабильности и прочности),
в идентичности (в тождестве с
самим собой и непохожести
на других), в системе взглядов и
преданности (в объективном и
рациональном. взгляде на природу
и общество, в посвящении себя чему-то
или кому-то).
1.2.
«Бегство от свободы»
Смысл существования чел. Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".
Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности. [2]
Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. "Я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
В
противовес механизмам "бегства
от свободы" существует опыт позитивной
свободы, благодаря которой можно
избавиться от чувства одиночества
и отчужденности, быть автономным и
уникальным не теряя ощущения единения
с др. людьми. Одним из гл. условий
такого существования Фромм рассматривал
любовь, которую трактовал в широком смысле,
как искусство, равнозначное искусству
жить.
Заключение
Каждый
человек сталкивается с необходимостью
удовлетворить эти
Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "основными ориентациями характера".[1]
Личность,
с точки зрения Фромма, – это
целостность врожденных и приобретенных
психических свойств, характеризующих
индивида и делающих его уникальным.
Под приобретенными свойствами автор
понимал прежде всего различия в
характере, представляющие проблему этики
и свидетельствующие об уровне, достигнутом
индивидом в искусстве жить. Обосновывая
общественно-историческую обусловленность
характера и личности человека, Фромм
вводит понятие "социального характера"
как связующего звена между психикой
индивида и социальной структурой общества.
В работе "Человек для себя"
Фромм описывает социальные типы
характера. Одной из наиболее значительных
книг Э. Фромма была «Бегство от свободы»,
в которой он отвечает на вопросы,
поставленные З. Фрейдом, А. Адлером
и другими «отцами» психоанализа:
как люди преодолевают чувство одиночества,
комплекс неполноценности и
Список
литературы
1. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2007.
2. Асмолов А. Г. Психология личности.– М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.
3. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2006 .