Э.Фромм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.
Поскольку в данной работе термин "личность" используется как базовый повсеместно, требуется объяснить, что он обозначает. Это не такой простой вопрос, как кажется: науки, непосредственно связанные с социумом, куда менее точны, чем естественные, и какой-либо единой конвенции по поводу терминов обычно не существует. В книге мы используем термин "личность" в собственной трактовке, но прежде, чем перейдем к его объяснению, приведем примеры более общепринятого употребления. [3]

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Социальные типы характера…………………………………………...4
1.1. «Человек для себя»………………………………………………………….4
1.2. «Бегство от свободы»……………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 21.51 Кб (Скачать файл)

       Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Социальные типы характера…………………………………………...4

1.1. «Человек для себя»………………………………………………………….4

1.2. «Бегство  от свободы»……………………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………….8

Список  литературы………………………………………………………………9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Теория  личности Фромма – это попытка  преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией  развития личности и рассмотреть  роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.

       Поскольку в данной работе термин "личность" используется как базовый повсеместно, требуется объяснить, что он обозначает. Это не такой простой вопрос, как  кажется: науки, непосредственно связанные  с социумом, куда менее точны, чем  естественные, и какой-либо единой конвенции  по поводу терминов обычно не существует. В книге мы используем термин "личность" в собственной трактовке, но прежде, чем перейдем к его объяснению, приведем примеры более общепринятого  употребления. [3]

       Личность, с точки зрения Фромма, – это  целостность врожденных и приобретенных  психических свойств, характеризующих  индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор  понимал прежде всего различия в  характере, представляющие проблему этики  и свидетельствующие об уровне, достигнутом  индивидом в искусстве жить. Обосновывая  общественно-историческую обусловленность  характера и личности человека, Фромм  вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе "Человек для себя" Фромм описывает социальные типы характера, которые рассмотрены  в главе № 1. 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1.Социальные типы характера

       1.1."Человек для себя" 

       Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных  обществах. Эти социальные типы, или  формы установления отношений с  другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального  контекста, в котором живут люди.

       Все характеры он разделил на две группы:

       - Продуктивные

       - Непродуктивные

       Непродуктивные:

       Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит  не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

       Эксплуататорская  ориентация (овладевающая) – чел. также  считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится  добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому  добивается любви, обладания, идей или  эмоций, заимствуя их у других; такой  чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

       Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие  от предыдущих типов, чел. не верит, что  может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как  на вещи и деньги, так и на мысли  и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально  чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

       Рыночная  ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими  для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

       Продуктивная:

       Плодотворная  ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической  этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены  от него, а свободно реализуются. Силой  разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой  воображения – творить.

       Характер  любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две  могут выделяться из остальных. Позже, в работе "Душа человека", Фромм  описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни. [1]

       Помимо  социальных условий, накладывающих  отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в  чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с  самим собой и непохожести  на других), в системе взглядов и  преданности (в объективном и  рациональном. взгляде на природу  и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).  
 

       1.2. «Бегство от свободы» 

       Смысл существования чел. Фромм видит  в различных способах решения  основной проблемы, заключающейся в  противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным  западным обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы  такого "бегства".

       Авторитаризм  – тенденция отказаться от независимости  своей личности, слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внешним  для обретения силы, недостающей  самому индивиду. Он проявляется в  стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать  их и заставлять страдать.

       Разрушительность  – попытка преодолеть чувство  неполноценности, уничтожая или  покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой  жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности. [2]

       Автоматизирующий  конформизм – стремление перестать  быть собой. Человек полностью усваивает  тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким  его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. "Я" и  окружающим миром, а вместе с тем  и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

       В противовес механизмам "бегства  от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно  избавиться от чувства одиночества  и отчужденности, быть автономным и  уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий  такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Каждый  человек сталкивается с необходимостью удовлетворить эти взаимоисключающие  потребности, но не у каждого это  получается. Фромм считал, что человек  достигает удовлетворения, если реализует  обе потребности или справится  с экзистенциальной дилеммой.

       Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям  определенное общество, формируют у  них структуру личности – то, что Фромм называл "основными  ориентациями характера".[1]

       Личность, с точки зрения Фромма, – это  целостность врожденных и приобретенных  психических свойств, характеризующих  индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор  понимал прежде всего различия в  характере, представляющие проблему этики  и свидетельствующие об уровне, достигнутом  индивидом в искусстве жить. Обосновывая  общественно-историческую обусловленность  характера и личности человека, Фромм  вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе "Человек для себя" Фромм описывает социальные типы характера. Одной из наиболее значительных книг Э. Фромма была «Бегство от свободы», в которой он отвечает на вопросы, поставленные З. Фрейдом, А. Адлером  и другими «отцами» психоанализа: как люди преодолевают чувство одиночества, комплекс неполноценности и отчужденности. Стратегии, используемые людьми, чтобы  подавить собственную индивидуальность через отказ от свободы, Фромм  назвал механизмы бегства. 
 
 
 
 

       Список  литературы 

1. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2007.

2. Асмолов А. Г. Психология личности.– М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

3. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.

4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2006 .

Информация о работе Э.Фромм