Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:42, доклад

Описание работы

В 50-е годы в связи с общим увлечением «фрейдо-марксистской» версией неофрейдизма, характерным для франкфуртской школы в целом, Маркузе построил леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное индустриальное, или позднекапиталистическое общество обеспечивает лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества.

Файлы: 1 файл

fmarx.doc

— 28.50 Кб (Скачать файл)

Московский Педагогический Государственный Университет


 

Варнавский Евгений, 103 гр

 

 

 

 

 

Доклад по истории социологии на тему:

Фрейдомарксизм Э. Фромма и Г. Маркузе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2000

 

 

Фрейдомарксизм развивался в рамках франкфуртской школы неомарксизма, и представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а, точнее, синтез неофрейдизма и неомарксизма. Осноовоположниками фрейдомарксизма были представители франкфуртской школы Эрик Фромм и Герберт Маркузе.

 

 

Маркузе (Marcuse) Герберт (1898-1979) — немецко-американский философ и социолог, один из виднейших представителей франкфуртской школы неомарксизма. Активно сотрудничал с франкфуртским инститтом социальных исследований, с 1934 жил и работал в США. В 50-е годы сотрудничал с Русским институтом при Колумбийском и Русским центром при Гарвардском университетах (в качестве эксперта по советскому марксизму)

Философско-социологическая  эволюция Маркузе протекала под  влиянием «левого» немецкого марксизма, истолкованного в духе неогегельянства 20-х годов. В конце 20-х Маркузе занимался проблематикой «историчности», истолковывая в духе собственной версии «хайдеггермарксизма» ранние работы Маркса («К феноменологии исторического материализма», и философию Гегеля

В 50-е годы в связи  с общим увлечением «фрейдо-марксистской» версией неофрейдизма, характерным для франкфуртской школы в целом, Маркузе построил леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное индустриальное, или позднекапиталистическое общество обеспечивает лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Это значит, что революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы углубилась до уровня «антропологической структуры» человеческих потребностей так, чтобы социальная революция превратилась в антропологическую, прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.

 

Эрик  Фромм (1900 – ?) – немецко-американский (как, впрочем, и Маркузе) психолог и социолог, Сотрудник франкфуртского института социальных исследований, с приходом к власти нацизма эмигрировал в США. С 1951—профессор университета в Мехико

Фромм отходит  от биологизма Фрейда, приближаясь  по своим исходным положениям к экзистенциализму. Согласно Фромму, собственно человеческое начинается лишь там, где кончается  природное; оно коренится в сецифике человеческого существования. Основная психическая потребность индивида по Фромму – установить систему отношений к миру и обществу. Двойственность положения человека в мире – как природного так и надприродного существа – порождает основную историческую дихотомию: наряду со стремление к свободе и независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и стремление к безопасности («бегство от свободы»), которое лишь принимает различные формы в ходе истории. Ставя целью создание целостной концепции человека, Фромм ищет путей к этому в объединении социального и индувидуально-психологического подходов более конкретно – в достижении некоего синтеза учений Маркса и Фрейда. Это осуществляется через социализацию психоанализа с одной стороны, и гуманизацию марксизма с другой. Через господствующий тип характера деятельность индивида направляется в каналы, поддерживающие функционирование данного общества.

Формы социального характера  совпадают у Фромма с различными историческими типами самоотчужденного человека. В работе «Бегство от свободы» Фромм применил свою концепцию к эпохе раннего капитализма, связав первоначальное накопление с накопительским типом характера, соединившим в себе скупость, упорство и педантизм, и эксплуататорским типом. Параллельно с ними на другом общественно полюсе шло формирование рецептивного (пассивного) типа характера. Затем к ним прибавился рыночный тип характера – порождение капитализма 20в. – «общества тотального отчуждения».

С отчуждением  человека в современном обществе Фромм связывает и формы патологии – невроз в любой форме есть прямой результат отчуждения, и индивидуальная попытка его компенсации, поиск выхода из отчуждения.

 

Список использованной литературы:

 

1. История теоретической  социологии в 3-х томах, Москва 1997

2. Философская  энциклопедия в 5-ти томах, Москва 1960


Информация о работе Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе