Авиационная промышленность Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:20, реферат

Описание работы

Авиационная промышленность является одной из наиболее развитых отраслей военной промышленности КНР. Она располагает значительной научно-технической и производственной базой, оснащенной современным оборудованием и позволяющей выпускать военную авиационную технику различных типов. В целом отрасль удовлетворяет потребности НОАК, а также обеспечивает экспортные поставки ВВТ.

Файлы: 1 файл

Авиационная промышленность Китая.docx

— 2.49 Мб (Скачать файл)

Московский авиационный институт

(государственный технический  университет)

 

 

 

 

 

Реферат

По курсу: Экономика отрасли.

На тему: Авиационная промышленность Китая.

 

 

 

 

 

Студент гр. 01-406

Иванов А.А

Преподаватель

д.т.н Соболев Л.Б

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010.

 Авиационная промышленность является одной из наиболее развитых отраслей военной промышленности КНР. Она располагает значительной научно-технической и производственной базой, оснащенной современным оборудованием и позволяющей выпускать военную авиационную технику различных типов. В целом отрасль удовлетворяет потребности НОАК, а также обеспечивает экспортные поставки ВВТ.

 

  По взглядам военно-политического руководства КНР, военная авиация играет важнейшую роль в обеспечении обороноспособности страны. На современном этапе авиация НОАК способна решать широкий круг задач как в мирное, так и военное время. Тем не менее парк самолетов и вертолетов национальных ВС требует существенного обновления, поскольку значительная часть боевой и вспомогательной авиации относится к устаревшим в моральном и физическом отношении машинам. По состоянию на 1 декабря 2008 года парк боевых, учебно-боевых (УБС) и военно-транспортных самолетов (ВТС) НОАК насчитывал около 3 тыс. единиц, из них боевых около 2 тыс., причем на долю современных образцов (самолетов четвертого поколения) приходится не более 25 проц. В связи с этим в последние годы развитию авиационной промышленности в Китае уделяется повышенное внимание. В рамках осуществляемой общей реформы военной промышленности проводятся коренные преобразования организационной структуры авиационной отрасли, внедряются новые технологии в процесс разработки и производства образцов авиационной техники, значительные изменения происходят в механизме управления авиационной промышленностью.

 

Эта отрасль представляет собой совокупность производственных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, занятых разработкой, производством, модернизацией и ремонтом авиационной техники различного назначения, авиадвигателей, авиационного вооружения.

 

Структурно предприятия авиационной промышленности сведены в 1-ю и 2-ю корпорации авиационной промышленности Китая (China Aviation Industry Corporation I, II - AVIC I, II), являющиеся государственными отрас­левыми холдингами. Обе корпорации были образованы 1 июля 1999 года на базе единой Генеральной корпорации авиационной промышленности (ГКАП) (Aviation Industries of China). Профильной специализацией AVIC I была опреде­лена разработка и производство боевых самолетов основных классов, а также ВТС и пассажирских машин. В сферу деятельности AVIC II вошли разработка и производство ВТС и УБС, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и легких самолетов различного типа. Обе корпорации занимаются разработкой и производством двигателей, частей, узлов и агрегатов к соответствующим типам летательных аппаратов. С целью диверсификации производства в их со­став вошли предприятия, выпускающие разнообразную продукцию гражданского назначения и занимающиеся сферой услуг: торговля, риэлторская деятельность и др.

 

По решению руководства КНР с 2003 года ГКОНТП перестал исполнять функции акционера и передал все обязательства в ведение Государственного комитета по контролю и управлению госимуществом, находящегося в под­чинении Госсовета КНР. С марта 2008 года ГКОНТП был реорганизован в Государственное управление по оборонной науке, технике и промышленности (ГУОНТП), которое подчиняется вновь созданному министерству промышленности и информатизации. Через деятельность территориальных управлений ГУОНТП осуществляется взаимодействие центральных органов управления военной промышленности с местными органами власти.

 

 

 

 1-я корпорация авиационной промышленности Китая включает в себя 47 крупных и средних компаний, 31 научно-исследовательское учреждение, 22 дочерних специализированных предприятия и организаций. Общая численность занятых в корпорации сотрудников 240 тыс. человек. Штаб-квартира находится в г. Пекин. Основу AVIC I составляют пять самолетостроительных компаний: Шэньянская, Сианьская и Шанхайская авиационно-промышленные корпорации, авиационно-промышленная компания «Чэнду» и китайская национальная авиационно-промышленная группа «Гуйчжоу». Кроме того, корпорация располагает значительной производственной базой по изготовлению авиационных двигателей и различного авиационного оборудования. AVIC I считается лидером авиационной промышленности КНР как по объемам выпускаемой продукции, так и по уровню развития промышленной и научно-исследовательской базы.

 

Шэньянская авиационно-промышленная корпорация (Shenyang Aircraft Corporation - SAC) специализируется на разработке и производстве истребителей ПВО и тактических истребителей. В настоящее время здесь налажен выпуск и осуществляется модернизация различных модификаций самолетов «Цзянь-8-II» (J-8-II) и «Цзянь-11А» (J-11A - лицензионное производство Су-27СК). Кроме того, в 2006 году организовано производство машины «Цзянь-11Б» (J-11B), фактически являющегося копией истребителя Су-27 и созданного в обход соответствующих лицензионных соглашений с российской стороной. Приоритетным направлением деятельности корпорации является проводимая совместно с авиационно-промышленной компанией «Чэнду» разработка перспективных истребителей «Цзянь-12» (J-12) и «Цзянь-14» (J-14).

 

 

Авиационно-промышленная компания «Чэнду» (г. Чэнду, Chengdu Aircraft Industrial (Group) Co., Ltd - CAC) является вторым по величине производителем боевых самолетов в Китае. В настоящее время компания выпускает самолеты-истребители «Цзянь-7МФ» (J-7MF), представляющие собой дальнейшее развитие истребителя МиГ-21 и «Цзянь-9» (J-9, другие наименования - FC-1 или JF-17), разработанного совместно с Пакистаном, а также различные модификации «Цзянь-10» (J-10), тоже созданные с привлечением зарубежных производителей авиатехники. В частности, на FC-1 и J-10 устанавливаются двигатели РД-93 и АЛ-31ФН соответственно. Значительная часть самолетов «Цзянь-9» будет поставляться на экспорт. Приоритетным направлением деятельности компании является участие в программах по созданию перспективных истребителей «Цзянь-12» и «Цзянь-14», осуществляемое совместно с Шэньянской авиастроительной корпорацией.

 

Сианьская авиационно-промышленная корпорация (Xian Aircraft Industry (Group) Corporation Ltd. - ХАС) занимается разработкой и производством бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков, ВТС и транспортно-заправочных самолетов (ТЗС). На ее предприятиях выпускаются бомбардировщики «Хун-бМ» (Н-6М - носитель ядерного оружия), созданные на основе бомбардировщика Ту-16 и на его же базе ТЗС «Хунъю-6»

Хунъю-6

(HY-6), истребители-бомбардировщики «Цзяньхун-7» (JH-7 - для ВМС НОАК и его модификация «Цзяньхун-7А», JH-7A - для ВВС НОАК), различные модификации ВТС «Юнь-7» (Y-7) - аналога Ан-26. Кроме того, корпорация осуществляет модернизацию и проводит ремонт ранее выпущенных машин. Приоритетным направлением развития компании является разработка перспективного стратегического бомбардировщика.

 

К серийному выпуску подготовлен ВТС «Синьчжоу-60» (МА-60, модификации МА-70, МА-600, МА-700), представляющий собой глубокую модернизацию самолета «Юнь-7» и оснащенный турбовинтовыми двигателями американской компании «Пратт энд Уитни» мощностью 2 120 кВт. Масса полезной нагрузки «Синьчжоу-60» 5,5 т, максимальная дальность полета 2 450 км. Самолет планируется выпускать в грузовом, пассажирском (60-70 мест) и нескольких специальных вариантах для военно-транспортной (ВТА) и гражданской авиации. Имеющиеся модификации «Синьчжоу-60» отличаются бортовым оборудованием и некоторыми летно-техническими характеристиками.

Синьчжоу-60

 

Китайская национальная авиационно-промышленная группа «Гуйчжоу» (г. Гуйчжоу, China National Guizhou Aviation Industry Group - GA1G), специализирующаяся на выпуске истребителей и УБС, а также турбореактивных авиадвигателей, осуществляет ремонт и модернизацию авиационной техники. В настоящее время ею налажено серийное производство нового сверхзвукового УБС FTC-2000 (другое наименование «Цзяолянь-9», JL-9), первая партия таких самолетов поступила на вооружение ВВС НОАК в 2006 году. FTC-2Ö00 представляет собой дальнейшее развитие учебно-тренировочного самолета (УТС) «Цзяньцзяо-7» (JJ-7), созданного на базе истребителя «Цзянь-7». Новая машина предназначена для базовой подготовки и прохождения программы совершенствования летчиков-истребителей, а также может использоваться в качестве легкого штурмовика. Предполагается, что значительная часть этих самолетов будет поставляться на экспорт.

 

Шанхайская авиационно-промышленная корпорация (Shanghai Aviation Industrial Corporation — SAIC) специализируется на выпуске транспортных и пассажирских самолетов. В конце 90-х годов она осуществляла лицензионную сборку пассажирских самолетов MD-90-30T, разработанных американской корпорацией «Макдоннелл-Дуглас» по заказу КНР, а также выпускала различные узлы и агрегаты пассажирских и транспортных самолетов для фирм «Макдоннелл-Дуглас» и «Боинг». В начале 2000-х годов на предприятиях SAIC была проведена технологическая реконструкция, связанная с обновлением производственного оборудования.

 

С конца 2008 года корпорация начала серийное производство нового регионального самолета ARJ-21. В создании этой машины приняли участие специалисты АНТК им. O.K. Антонова (Украина). На ней установлены БРЭО и двигатели американских фирм «Рокуэлл коллинз» и «Дженерал электрик» соответственно. ARJ-21 рассчитан на транспортировку 80 пассажиров на расстояние до 4 000 км. Первый полет самолета состоялся 28 ноября 2008 года. Предполагается, что он может быть использован и в военных целях, например в качестве воздушного командного пункта. Приоритетными направлениями развития корпорации являются дальнейшая модернизация ARJ-21, проектирование и разработка среднемагистрального и широкофюзеляжного пассажирских самолетов, а также участие в создании тяжелого транспортного самолета.

ARJ-21

В состав 2-й корпорации авиационной промышленности Китая входит 81 крупная и средняя компания, промышленное предприятие, научно-исследовательская организация и специализированное учреждение. Общая численность персонала 210 тыс. человек. Штаб-квартира находится в г. Пекин.

 

Основу корпорации составляют четыре крупных самолетостроительных компании: авиационно-промышленная группа «Хунду», авиационно-промышленная компания «Чанхэ», харбинская авиационно-промышленная компания и авиационно-промышленная компания «Ханьчжун». AVIC II также обладает развитой промышленной базой по выпуску авиационных двигателей и оборудования, однако ее научно-исследовательский потенциал существенно отстает от уровня AVIC I. Следует отметить, что корпорация является монопольным производителем вертолетной техники в КНР.

 

Авиационно-промышленная группа «Хунду» (г. Хунду, Hongdu Aviation Industry Group - HONGDU) - это крупнейший китайский производитель авиационной техники, входящий в состав AVIC И. Она специализируется на разработке и производстве штурмовиков, УБС, УТС и легких транспортных самолетов, самолетов малой авиации, а также ракетного вооружения.

 

Новый китайский учебно-боевой самолет FTC-2000-1 дукции: штурмовика «Цян-5М» (Q-5M, другое наименование А-5), способного нести тактическое ядерное оружие, реактивного УБС «Цзяолянь-8» (JL-8, К-8 «Каракорум»), поршневого учебного самолета РТ-6 (на базе Як-18), различных модификаций ВТС «Юнь-5» (Y-5, аналог Ан-2). Перспективным направлением деятельности группы является завершение испытаний и подготовка серийного выпуска нового сверхзвукового УБС L-15. Самолет предназначен для базовой подготовки и прохождения программы совершенствования летчиков-истребителей, а также может применяться в качестве легкого штурмовика. Следует от­метить, что он создавался при участии российского ОКБ им. Яковлева. Начало серийного производства L-15 ожидается в 2010 году. Предполагается осуществление массовых поставок его на экспорт.

L-15

Авиационно-промышленная компания «Чанхэ» (г. Чанхэ, Changhe Aircraft Industries (Group) Co., Ltd. - CHAIG), также известная под наименованием авиационно-промышленная компания Цзиндэчжэнь (Jingdezhen Aircraft Industries Со.) специализируется на разработке и производстве вертолетной техники. Она выпускает различные варианты вертолетов «Чжи-8» (Z-8, разработан на базе французского SA-321J), модификаций легкого вертолета «Чжи-11» (Z-11, создан на базе французского AS-350), СА-109 (совместная разработка с итальянской компанией «Агуста»), а также элементы конструкции для вертолета S-92 американской фирмы «Сикорский».

 

 

Зарубежные специалисты отмечают, что создание современных образцов авиатехники сдерживается отставанием КНР в разработке и производстве авиационных двигателей, навигационного, связного и радиолокационного оборудования, систем управления оружием, а также новых конструкционных материалов. В этой связи изыскиваются наиболее эффективные схемы организации отрасли, способствующие ее ускоренному развитию.

 

При создании корпораций авиационной промышленности руководство КНР предполагало, что между ними возникнет конкуренция в областях разработки авиационной техники и двигателей. Однако на деле они конкурировали только на рынке продукции гражданского назначения, поскольку сегменты выпускаемой профильной продукции обеих групп различны. Кроме того, корпорации находятся в тесных кооперационных связях при осуществлении

 

поставок различных деталей, узлов и агрегатов, что при наличии раздельного руководства в составе одной отрасли приводит к усложнению процесса обеспечения производства конечной продукции. Например, двигатели для ВТС «Юнь-7», выпускаемых Сианьской авиационно-промышленной корпорацией, входящей в AVIC I, поставляются с предприятий Харбинской авиационно-промышленной компании AVIC II.

 

Помимо этого, большинство НИИ авиационного профиля, занимающихся разработкой и испытаниями авиатехники, оказались в составе AVIC I, в результате чего AVIC II вынуждена при проведении ряда собственных НИОКР использовать научно-исследовательскую базу 1-й корпорации.

 

Еще одним существенным недостатком разделения предприятий авиационной отрасли на две крупные структуры является значительная доля управленческого персонала, что приводит к повышенным расходам на его содержание.

 

Указанные причины повлияли на принятие руководством КНР решения о дальнейшей реорганизации отрасли. Проводимые мероприятия направлены прежде всего на устранение существующих структурных недостатков, при­званы способствовать максимальной консолидации научно-исследовательской и производственной базы отрасли для преодоления отставания страны в создании надежных реактивных двигателей, а также крупных военных и гражданских самолетов (стратегического бомбардировщика, ВТС грузоподъемностью 40-60 т, широкофюзеляжного лайнера вместимостью свыше 150 человек).

Информация о работе Авиационная промышленность Китая