Рынок авиационной промышленности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации: благодаря тесной связи с другими (обеспечивающими) отраслями ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы роста развития экономики. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны.

Файлы: 1 файл

авиация.docx

— 39.90 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

ПО ТЕМЕ: «РЫНОК АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ»

 

 

Выполнили студенты 4 курса

очной формы обучения

направления «Экономика»

группа 25э05

Онищенко Е., Пивкина Е.

 

 

 

 

Тюмень 2013

Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации: благодаря тесной связи с другими (обеспечивающими) отраслями ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы роста развития экономики. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны.

Авиационная промышленность является также важнейшим элементом  обеспечения интересов Российской Федерации в оборонной и военно-политической сферах, важным фактором поддержания  суверенитета страны, наращивания боевого  потенциала государственной авиации, развития международного военно-технического сотрудничества.

Однако, несмотря на это Россия не является основным производителем  гражданских самолетов. Конкурентоспособным  сегментом данного рынка можно  считать лишь производство военной  техники, которая пользуется значительным спросом на мировом рынке.

 

 

В 2011 году объем рынка  самолетостроения, включая продукцию  военного и гражданского применения, составил 109,5 млрд. долларов США. Ожидается, что в связи с ростом мировых  пассажиро- и грузопотоков спрос на новые воздушные суда увеличится до 2025 года почти в 2,9 раза.

Крупнейшей страной-производителем самолетов в 2011 году являлись США. Россия практически не была представлена на мировом рынке новых гражданских  самолетов и ее доля на мировом  рынке составляла 4,8% - в основном благодаря продажам военных самолетов.

Как сообщается в докладе Минпромторга России В 2011 г. в России произведено 19 гражданских самолетов, в том числе по два среднемагистральных пассажирских самолета Ту-214 и Ту-204-300, пять региональных пассажирских самолетов Sukhoi SuperJet 100 (в том числе один — на экспорт), два ближнемагистральных пассажирских самолета Ан-148, два самолета-амфибии Бе-2000 В 2012 г. самой результативной, по мнению экспертов, в плане серийного производства в России стала программа регионального самолета Sukhoi Superjet 100. В течение года ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (входит в структуру ОАК) изготовило 12 новых самолетов SSJ 100-95B. В 2013 г. корпорация «ГСС» планирует произвести 40 гражданских воздушных судов, в том числе 26 самолетов Sukhoi Superjet 100.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Показатели российского  рынка самолетостроения за 2011-2012г.г.

Показатель

2011г.

2012 г.

Отклонение

Темп роста, %

Количество шт.

19

22

3

115,79

Выручка, млн. руб.

608140

623951

15811

102,59

Средняя цена, млн. руб.

863

884 

21

102,43


 

Производство самолетов  в 2012 год выросло по сравнению  с 2011. Однако рост незначительный. Главными причинами такого положения в 2012 г. стало невыполнение имевшихся планов крупнейшей российской компанией по производству самолетов корпорации» ГСС» по выпуску новых региональных самолетов SSJ 100 (12 вместо планировавшихся 24—28) и Ан-148 (3 вместо 7—9).

Таблица 2. Динамика изменения доли российских компаний на рынке авиации.

Конструкторские бюро

Объем выпущенной продукции

Доли рынка

Отклонение

d22011

d22012

2011

2012

2011

2012

ОАО «Компания Сухой»

10

12

0,5263

0,5454

0,0191

2769,92

2974,61

ОАО «Туполев»

4

4

0,2105

0,1818

-0.0287

443,10

330,51

ОАО «Корпорация „Иркут“

5

6

0,2631

0,2727

0,0096

692,22

743,65

Всего

19

22

100

100

Х

Х

Х


 

1)Индекс концентрации:

Для расчета выбраны 2 крупнейшие фирмы-производители:

Ck(2011)=52,63+26,31=78,96%

      Ck(2012)=54,54+27,27=81,81%,

Вывод: Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что уровень концентрации на рынке крупнейших компаний увеличился, а это говорит об уменьшении уровня конкуренции на рынке. Уровень концентрации увеличился на 2,85%

2) Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

В расчете участвуют все  фирмы-производители.

HHI(2011)= 2769,92+443,10+692,22=3905,24

HHI(2012) =2974,61+330,51+743,65=4048,77

Вывод: Показатель  данного индекса свидетельствуют об увеличении уровня концентрации. Рынок стал менее конкурентоспособным, а значит, появились дополнительные барьеры входа на рынок других фирм.

 

Россия объективно может  конкурировать за 30% мирового рынка  только военных самолетов. Но одновременно утверждается, что возможности России по увеличению объемов производства военной авиационной техники практически исчерпаны. Максимально возможный темп роста 10% и вряд ли будет увеличиваться. Вот почему для кардинального увеличения загрузки предприятий авиапрома требуется активизация работ в двух других сегментах — транспортной и гражданской авиации.

Ориентируясь на гражданский  вектор развития, ОАК до 2020 г. предполагает скорректировать свою деятельность, перенеся акцент с выпуска самолетов  боевой авиации на строительство  гражданских и военно-транспортных самолетов. В настоящее время  объем военной продукции корпорации составляет 80—85% производства, а на гражданскую приходятся лишь 15—20%. К 2020 г. планируется довести составляющую гражданской продукции ОАК до 50%.

       Для более подробного изучения рынка авиатехники России имеет место рассмотреть его с учетом наличия самолетов иностранного производства. Практически весь авиапарк крупнейших компаний составляют самолеты иностранных компаний, которые составляют большую конкуренцию Российским компаниям.  Для анализа было взято 13 крупнейших авиакомпании России, чей пассажиропоток составляет более 1 млн пассажиров в год: Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, S7 Airlines, Россия, Уральские авиалинии, Оренбургские авиалинии, Северный Ветер, Глобус, ВИМ-Авиа, Владивосток Авиа, Таймыр, Якутия.

 

Таблица 3.            Динамика изменения рынка авиационной  техники

Марка самолета

Количество

Доли рынка

Отклонение

d22012

d22013

2012

2013

2011

2012

Airbus

195

221

30

31,52639087

26

900

993,9133213

Boeing

246

262

37,84615385

37,37517832

16

1432,331361

1396,903954

Sukhoi Superjet

5

12

0,769230769

1,711840228

7

0,591715976

2,930396967

Ил

19

22

2,923076923

3,138373752

3

8,544378698

9,849389806

Ту

44

42

6,769230769

5,991440799

-2

45,82248521

35,89736285

Ан

77

77

11,84615385

10,98430813

0

140,3313609

120,6550251

ATR

41

41

6,307692308

5,848787447

0

39,78698225

34,20831459

Як

5

5

0,769230769

0,713266762

0

0,591715976

0,508749473

Bombardier

18

19

2,769230769

2,710413695

1

7,668639053

7,346342397

Итого

650

701

100

100

Х

Х

Х


 Желтым цветом выделены  самолеты иностранных компаний.

Рассчитаем необходимые  показатели для анализа конкурентоспособности  рынка

1)Индекс концентрации. Для расчета выбраны 3 крупнейшие фирмы:

Ck(2012)=30+37,85+11,85=79,7

Ck(2013)=31,53+37,38+10,98=79,89

Вывод: Уровень концентрации на рынке уменьшился, что опять  ж говорит о падении конкурентоспособности  рынка, хоть и незначительно, однако следует учесть, что 2 из трех крупнейших фирм, которые используют российские авиакомпании – иностранные.

 

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

В расчете участвуют все  фирмы-производители.

HHI(2012)= 2575,668639

HHI(2013) =2602,212856

Вывод: Показатель  данного  индекса свидетельствуют об увеличении уровня концентрации. Рынок стал менее  конкурентоспособным, а значит, появились  дополнительные барьеры я входа на рынок других фирм, в частности российских

 

3.Индекс энтропии.

 

E2012= -298,813

E2013= -298,360

 

Вывод: Чем выше значение индекса энтропии, тем ниже концентрация продавцов на рынке, то исходя из значений, полученных ранее, можно сделать вывод: поскольку произошло его увеличение, то, как следствие, концентрация уменьшилась, что говорит о том, что конкуренция на данном рынке увеличивается. Однако, следует учесть, что уровень конкуренции увеличивается лишь за счет  участия иностранных компаний, так как доля изменения и совокупная доля является на рынке наибольшей.

 

4)Дисперсия логарифмов рыночных долей.

Данный показатель используют для определения неравенства  размеров фирм, действующих на рынке, но оценку уровня концентрации получить не удастся. Эти значения будут использоваться, в роли вспомогательных средств к общему анализу рынка.

2012 = 0,8871

2013 = 0,7546

 

Вывод: Произошло уменьшение дисперсии логарифмов рыночных долей. Следовательно, фирмы весьма вариативны по своим долям участия на рынке, но уменьшение показывает, что на рынке имеет место появление доминирующей фирмы (дисперсия логарифмов рыночных долей не равна 0).

 

 

Исследуя российский рынок  авиационной техники можно прийти к следующим выводам:

  1. Российский рынок представлен малым количеством конкурентоспособных предприятий.
  2. Рынок слабо развит в плане строительства гражданской авиации.
  3. Большинство российских авиакомпаний предпочитают самолеты иностранных компаний
  4. Основная конкуренция происходит среди крупнейших иностранных фирм производителей.

Информация о работе Рынок авиационной промышленности в РФ