Авиационно-космическая промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:15, реферат

Описание работы

Освоение космоса человеком началось еще в первой половине прошлого века, что создало предпосылки наступления новой космической эры, которая быстрыми темпами меняет жизнь современного человека. Уже мало кто представляет себе жизнь без мобильно телефона, спутникового телевидения, точных прогнозов погоды. Однако мало кто догадывается, что многие блага цивилизации связаны в первую очередь с космосом: именно космические аппараты сделали возможным передачу данных на огромные расстояния, а космические технологии 21 века проникли в повседневную жизнь, сделав ее еще комфортнее.

Файлы: 1 файл

реферат по географии.docx

— 27.82 Кб (Скачать файл)

     Введение.

     Освоение  космоса человеком началось еще  в первой половине прошлого века, что  создало предпосылки наступления  новой космической эры, которая  быстрыми темпами меняет жизнь современного человека. Уже мало кто представляет себе жизнь без мобильно телефона, спутникового телевидения, точных прогнозов  погоды. Однако мало кто догадывается, что многие блага цивилизации  связаны в первую очередь с  космосом: именно космические аппараты сделали возможным передачу данных на огромные расстояния, а космические  технологии 21 века проникли в повседневную жизнь, сделав ее еще комфортнее.

     Последние разработки аэрокосмической промышленности позволили получить новые материалы  и усовершенствовать аэрокосмическое  оборудование.

     Необходимо  отметить, что авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест. 

 

     

     1. Особенности авиационно-космической промышленности.

     Авиационно-космическая  промышленность представляет собой  совокупность предприятий, занятых  конструированием, производством и  испытаниями самолетов, ракет, космических  аппаратов и кораблей, а также  их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной  аппаратуры и др.). Эти предприятия  принадлежат государству или  частным владельцам.

     Производственное  оборудование авиационно-космической промышленности соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд искусных мастеров. Многим узлам ракет и космической техники необходима прецизионная обработка, они должны функционировать даже более надежно, чем самолетные изделия; производственные площади таких предприятий похожи скорее на лаборатории, нежели на заводские цеха. Напротив, производству личных самолетов до сих пор присущи те же способы работы с листовым металлом, что применялись в самолетостроении 1930-х годов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники).

     Для успеха государства на рынке авиационно-космической техники необходимы определенные условия, а именно: 1) техническая компетенция и постоянство кадрового состава; 2) достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам; 3) умелая организация сбыта готовых изделий; 4) диверсификация производства; 5) эффективность затрат; 6) устойчивость финансового положения. Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка, достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации. 

 

      1.1.Промышленное освоение космоса.

     Космонавтика  — новая высокоэффективная отрасль народного хозяйства.

     Промышленное  освоение космоса — это процесс, который состоит в последовательном включении космических систем в народнохозяйственные комплексы и включение целых областей космического пространства (например, околоземного) в сферу экономической деятельности. Существуют три основных направления интеграции космических систем в инфраструктуру народного хозяйства:

     Космические информационные комплексы — современные системы связи, метеорология, навигация, системы использования и контроля природных ресурсов, охрана окружающей среды.

     Космические научные системы — научно-проектные  исследования и натурные эксперименты.

     Космическая индустриализация — производство фармакологических  препаратов, новых материалов в интересах  электронной, электротехнической, радиотехнических и других отраслей, проводить разработку ресурсов Луны, других планет Солнечной системы и астероидов, удалять в космос отходы вредных промышленных производств.

     Сегодняшний день характеризуется новыми проектами  и планами освоения космического пространства. Активно развивается космический туризм. Пилотируемая космонавтика вновь собирается вернуться на Луну и обратила свой взор к другим планетам Солнечной системы (в первую очередь к Марсу).

     В 2009 году в мире на космические программы  было потрачено $68 млрд, в том числе в США — $48,8 млрд, ЕС — $7,9 млрд, Японии — $3 млрд, России — $2,8 млрд, Китае — $2 млрд.

     Тем не менее, на фоне космической гонки 70-х годов и обширной программы пилотируемой космонавтики СССР современное состояние космонавтики выглядит более скромным. Уже несколько десятилетий как прекращены пилотируемые полёты к другим планетам, прекращены программы многоразовых космических кораблей, осталась только одна орбитальная станция против двух одновременно поддерживаемых СССР в середине 80-х годов.

     Сегодня объем мирового рынка космических  услуг составляет более 300 млрд долларов в год. При этом более 80% космического рынка контролируют США. На долю России же пока приходится около 0,5% этого сегмента. По уровню финансирования космической программы Российская Федерация делит с Индией пятое место. Тем не менее, Россия занимает первое место в мире в секторе пусковых услуг, осуществляя больше всех запусков ракет-носителей.

     Только  на разработку космических систем правительства  и коммерческие структуры тратят более 18 млрд долларов в год, причем к работам в США, Европе, России и Японии в этой сфере присоединились Индия и Китай. Один из главных факторов роста космического рынка - это рынок спутникового телевидения, оценивающийся в 40 млрд долларов. Среди остальных факторов - растущий спрос на спутниковое радиовещание, а также на возможности системы глобального позиционирования.

     По  подсчетам International Space Business Council, общий объем инвестиций на мировом рынке спутниковой связи в период до 2012 года может составить около 600 млрд долларов. Общемировые инвестиции в космический сегмент и средства выведения на орбиту составят 60-80 млрд долларов, в оборудование абонентского доступа и предоставление услуг (связи, вещания, доступа к Интернету, мультимедиа) - более 400 млрд.

        
1.2.Авиационная промышленность.

       Авиационная промышленность как  специфический сектор экономики  обладает, вне зависимости от  национальной или региональной  принадлежности, некоторыми общими  особенностями, присущими как  самой отрасли, так и ее продукции.

     Продукция авиационной промышленности  –  самолеты, вертолеты и беспилотные  летательные аппараты различного класса и назначения представляют собой  сложные с технической точки  зрения объекты.  

     Военное авиастроение – основа всего авиастроения в промышленно развитых странах. Оно включает в себя разработку и создание стратегических бомбардировщиков, истребителей, тренировочных, военно-транспортных самолетов и т.д. Особенностью этой отрасли также является и то, что государство, в первую очередь, заинтересовано в разработке новых моделей, финансируя ее в таком размере, какого она требует, тогда как пассажирское и транспортное авиастроение должны требовать как можно меньше расходов из-за того, что просто в дальнейшем их продукция может не окупиться. Таким образом, военное авиастроение – отрасль науко- и финансовоемкая, и позволить себе заниматься разработкой, испытанием и использованием ее продуктов могут лишь немногие страны.

     Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как авиастроение, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как авиастроение требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.

     Объем продаж мировой авиационной промышленности конечному потребителю (за вычетом  поставок между предприятиями по кооперации) составил в 2010 г. (оценка) около 218 млрд. долл. В структуре выручки  основная доля принадлежит финальной  продукции – самолетам и вертолетам, однако значительную долю (38%) дают поставки компонент авиационной техники (двигатели, оборудование) и сопутствующих услуг  в обеспечение программ поддержки  авиационной техники на стадии эксплуатации.

     В общем объеме выручки от реализации финальной продукции преобладает  продукция гражданского назначения. Выручка от ее продаж превысила в 2010 г. 100 млрд. долл., из которых 767 млрд. долл. обеспечивается продажами коммерческих самолетов магистрального класса.

     Значительный  вклад в доходы отрасли (11% чистой выручки отрасли, 24% доходов от продаж гражданских воздушных судов) дает продажа самолетов деловой авиации (самолеты АОН). Обращает на себя внимание тот факт, что текущий объем  доходов от продаж самолетов этого  класса (около 25 млрд. долл.) превышает  доходы от продаж не только региональных коммерческих самолетов (около 8 млрд. долл.), но и самолетов военной  авиации всех видов (около 22 млрд. долл.). Суммарная доля продаж вертолетов военного и гражданского назначения в структуре  выручки находится уровне 6%, а  в денежном выражении составляет около 13 млрд.

             
                    
             

 

     2.Рынки  сбыта.

     Сбыт  авиационно-космической продукции  осуществляется по пяти основным направлениям.

     Военные самолеты.

     Военные самолеты различаются по назначению. Истребители перехватывают самолеты противника, атакуют воздушные и  наземные цели, совершают дозорные и разведывательные полеты. Задачи бомбардировщиков – поражение отдаленных наземных объектов. Для поражения  близких объектов применяются штурмовики; они меньше бомбардировщиков и уступают им в бомбовой загрузке. Самолеты-корректировщики  действуют совместно со штурмовиками. Назначение транспортных и учебных  самолетов ясно из их названий. Транспорты, истребители и штурмовики некоторых  типов используются как самолеты-заправщики или носители средств радиоэлектронной войны. Вертолеты особенно эффективны как средства спасения, но есть их типы, которые выполняют функции штурмовиков  и транспортных летательных аппаратов. Существуют военные самолеты для  решения и многих других специальных  задач.

     Ракеты.

     Назначение  боевых ракет связано с их размерами. Баллистические ракеты обычно тяжелы и велики по размерам; самые большие  из них – межконтинентальные. Основная часть траектории таких ракет  лежит за пределами земной атмосферы. Ракеты меньших размеров обычно рассчитаны на дальности до сотен километров и управляются на протяжении всего  полета; самые малые из них относят  к категории снарядов.

     Космическая техника.

     Заказы  на космическую технику поступают, как правило, от правительств и их агентств. В США этими проблемами ведает НАСА (NASA – National Aeronautics and Space Administration) – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, в России – Российское космическое агенство. Космический летательный аппарат может быть пилотируемым или беспилотным. Возвращаемые на Землю аппараты при входе в плотные слои атмосферы движутся сначала по баллистической траектории, а в плотных слоях атмосферы и перед посадкой используют парашюты или крылья. Примером крылатого аппарата является американский воздушно-космический корабль «Шаттл». Космические аппараты выводятся в космос ракетами-носителями. В качестве ракет-носителей часто используются модифицированные баллистические ракеты. Для проведения научных исследований в космосе применяются и специальные исследовательские ракеты, размеры которых относительно невелики.

     Космос  может быть использован в различных  целях – коммерческих, научных  и военных. В последние десятилетия  активизировались военные программы, поэтому для защиты страны от нападения  из космоса были созданы ЦУКОС  МО РФ и Управление космических систем ВВС США с задачей использования  и обслуживания искусственных спутников  Земли. Создание воздушно-космической  транспортной системы «Шаттл» должно было удешевить это обслуживание.

Информация о работе Авиационно-космическая промышленность