Анализ рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ рентабельности и ее показателей, проведение анализа рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл», а также выявление путей ее повышения на данном предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рентабельности, ее показатели и методы их расчета;
- провести анализ рентабельности ОАО «Лукойл»;
- проанализировать финансовое состояние предприятия ОАО «Лукойл», ликвидность его баланса и платежеспособность;
- выявить резервы роста рентабельности и предложить пути для ее повышения на предприятии ОАО «Лукойл».

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ: МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА
5
1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа показателей рентабельности
5
1.2 Методика анализа показателей рентабельности
7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ»
15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЛУКОЙЛ»
15
2.2 Факторный анализ рентабельности предприятия
18
2.3 Резервы роста прибыли и повышение рентабельности предприятия
24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»
30
3.1 Анализ структуры баланса
30
3.2 Анализ финансовой устойчивости
32
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
36
3.4 Анализ деловой активности
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Анализ рентабельности Лукойл.doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

2) Отрицательная динамика показателя оборачиваемости заемного капитала, которая снизалась на 0,764 оборота, способствовала снижению рентабельности собственного капитала на 0,261 %.

Такая ситуация свидетельствует  о том, что дополнительное вовлечение заемных средств не сопровождалось адекватным ростом доходов в виде выручки или внереализационных доходов. Следствием этого является снижение дополнительной прибыли и, соответственно, снижение уровня рентабельности. Это еще больше усугубило отрицательное воздействие на рентабельность собственного капитала.

3) Положительная динамика рентабельности продаж, рассчитанная на основе чистой прибыли, которая в 2011 году увеличилась на 1,244 %, способствовала увеличению рентабельности собственного капитала на 26,454 %., что в свою очередь компенсировало в большей степени отрицательное влияние коэффициентов финансового рычага и оборачиваемости заемного капитала. Но надо отметить, что, не смотря на положительную динамику рентабельности продаж, положение предприятия  оставляет желать лучшего, т.к. рентабельность продаж увеличилась за счет очень большого по сравнению с прошлым годом показателя чистой прибыли, которая в свою очередь увеличилась за счет прочих доходов.

Стоит отметить, что все  показатели рентабельности являются достаточно изменчивыми, поэтому анализ лучше  проводить не отдельного периода  времени, а в динамике, за несколько  лет, чтобы выявить тенденцию.

 

2.3 Резервы роста прибыли и повышение рентабельности предприятия

 

Основными источниками  резервов увеличения суммы прибыли  является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Финансовый рычаг (леверидж) показывает, на сколько процентов  увеличится сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств  в оборот предприятия. Он служит для  оценки эффективности использования  заемного капитала. Положительный эффект финансового рычага возникает в тех случаях, когда рентабельность совокупного капитала выше средневзвешенной цены заемных ресурсов. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени финансового риска, связанного с возможным недостатком средств для оплаты процентов по займам. Оценим влияние финансового рычага (таблица 4).

 

 

Таблица 4 - Исходные данные для анализа финансового рычага

№ п/п

Показатель

Прошлый год, 2010

Отчетный год, 2011

Изменение (+;-)

1

2

3

4

5

1

Среднегодовая стоимость собственного капитала, млн. долл.

17511

21275

+3764

2

Среднегодовая стоимость заемного капитала, млн. долл.

30042

33566

+3524

3

Финансовый рычаг ФР

(стр.2/стр.1)

1,716

1,578

-0,138

4

Прибыль до налогообложения

1396

9077

+7681

5

Средняя стоимость активов, млн. долл.

47618

54906

+7288

6

Рентабельность активов, %

(стр.4/стр5*100)ё

2,932

16,532

+13,60

7

Стоимость заемных средств (сумма  процентов к уплате)

2635

2003

-632

8

Цена заемного капитала (стр.7/стр.2 * 100)

8,771

5,967

-2,804

9

Коэффициент налогообложения

0,2

0,2

0

10

Эффект финансового рычага

[(стр.6-стр.8)·(1-стр.9)·стр.3]

-8,016

13,337

+21,35

11

Рентабельность собственного капитала

5,30

31,10

+25,80


 

Анализ показал, что по сравнению с прошлым годом финансовый рычаг снизился на 0,138, следовательно, снизился и финансовый риск – финансовая зависимость от заемного капитала, рентабельность собственного капитала тоже возросла по сравнению с прошлым годом. Об этом же свидетельствует эффект финансового рычага, т.е. в прошлом году уровень рентабельности собственного капитала обеспечен за счет использования преимущественно заемных средств (ЭФР:RСК = 100% заемного капитала и 0% за счет собственного). В отчетном году данный показатель улучшился (42,88% заемного и 57,12% собственного). Подобный результат связан не только с удешевлением заемного капитала (с 8,771% до 5,967%), но и с увеличением рентабельности собственного капитала. Т.о. вследствие  увеличения заемного капитала увеличилась рентабельность собственного капитала.

Но на рентабельность собственного капитала оказывают влияние не только финансовые ресурсы и их структура, но и управление расходами и продажами. Резервом повышения эффективности хозяйствования является и  рост деловой активности предприятия, поэтому следует оценить какой эффект получило предприятие от изменения оборачиваемости оборотных активов.

Так как рентабельность является одним  показателей финансового результата предприятия, то проанализируем динамику прибыли организации до налогообложения и чистой прибыли (таблица 5).

Таблица 5 - Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль организации, млн. долл.

№ п/п

Показатель

Прошлый год, 2010

Отчетный год, 2011

Изменение (+;-)

1

2

3

4

5

1

Валовая прибыль, млн. долл.

27901

22914

-4987

2

Прибыль от продаж, млн. долл.

4368

3898

-470

3

Прибыль (убыток) по прочим операциям, млн. долл.

-2972

5179

+8151

4

Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. долл. (Прдо н/о)

1396

9077

+7681

5

Налог на прибыль, млн. долл. (Нпр)

472

1818

+1346

6

Чистая прибыль (убыток), млн. долл. (ЧПр)

924

6604

+5680

7

Изменение чистой прибыли  отчетного  периода за счет:

Х

Х

Х

 

а) изменения прибыли до налогообложения

Х

Х

+7681

 

б) изменения суммы налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей

Х

Х

-2001


 

Выявим влияние факторов на изменение чистой прибыли.

Факторная модель имеет  вид: ЧПр = Прдо н/о – Нпр

1 фактор – влияние  прибыли до налогообложения на  изменение чистой прибыли.

У1ЧПр = Прдо н/о1 – Нпр0 = 9077 – 472 = 8605 млн. долл.

∆ЧПр(Прдо н/о) = У1ЧПр – ЧПр0 = 8605 – 924 = 7681 млн. долл.

В результате увеличения прибыли до налогообложения на 7681 млн. долл. чистая прибыль также увеличилась на 7681. млн. долл.

2 фактор - влияние налога  на прибыль на изменение чистой  прибыли

∆ЧПр(Нпр) = ЧПр1 - У1ЧПр = 6604 – 8605 = - 2001 млн. долл.

Увеличение налога на прибыль на 1346 млн. долл. уменьшило чистую прибыль на 2001 млн. долл.

По результатам анализа  можно сделать вывод, что чистая прибыль по сравнению с прошлым годом выросла на 5680 млн. долл.  и главным определяющим фактором являлось увеличение прибыли до налогообложения, способствовавшее увеличению чистой прибыли на 7681 млн. долл., следовательно, предприятие эффективно осуществляет свою текущую производственную деятельность, обеспечивая наращивание прибыли, что влечет за собой и увеличение налогового бремени, т.е. в результате выполнения обязательств перед бюджетом чистая прибыль уменьшается на 2001 млн. долл. Учитывая, что чистая прибыль наращивается, то растет и рыночная стоимость предприятия, его способность финансировать бизнес, привлекая для этого необходимые внешние инвестиции. Но учитывая, что определяющим фактором роста чистой прибыли является прибыль продаж следует для выявления резервов дальнейшего роста чистой прибыли провести факторный анализ прибыли от продаж (таблица 6).

Таблица 6 - Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж

№ п/п

Показатель

Прошлый год, млн. долл.

Условный расчет данных: ΣQ1Z0, ΣQ1P0, млн. долл.

Отчетный год, млн. долл.

Изменение (+,-)

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от продаж

427792

442556

452326

+24534

2

Полная себестоимость проданной продукции

399891

412302

429412

+29521

3

Прибыль от продаж Ппр, тыс.руб.

4368

4136

3898

-470

4

Изменение прибыли от продаж отчетного периода за счет изменения:

Х

Х

Х

Х

 

а) объема продаж

Х

Х

152,88

Х

 

б) структуры продукции

Х

Х

-384,88

Х

 

в) цен

Х

Х

9770

Х

 

г) себестоимости продукции

Х

Х

17110

Х


 

 

Факторная модель для  анализа прибыли от продаж имеет  вид:

Ппр=Q·Уд.в.i·(zi-pi)

1 фактор – влияние  объема реализованной продукции  на изменение прибыли от продаж

Определим коэффициент роста объемов продаж:

КQ=

∑ Qi1 · zi0

=

442556

= 1,035

∑ Qi0 · zi0

427792


 

 

∆Ппр(Q) = Ппр0 · КQ – Прп0 = 4368·1,0,35-4368 = 152,88 млн. долл.

За счет увеличения объема проданной продукции на 24534 млн. долл. прибыль от продаж увеличилась на 152,88 млн. долл.

2 фактор – влияние  структурных сдвигов на изменение  прибыли от продаж

∆Ппр(Qi) = УПпр – Ппр0 · КQ = 4136 – 4368·1,035 = -384,88 млн. долл.

За счет менее выгодной структуры проданной продукции  прибыль от продаж уменьшилась на 384,88 млн. долл.

3 фактор – влияние  цен на изменение прибыли от  продаж

∆Ппр(Zi) = ∑ Qi1 · zi1 – ∑ Qi1 · zi0 = 452326 – 442556 = 9770 млн. долл.

За счет изменения  цены на проданную продукцию в  сторону увеличения прибыль от продаж увеличилась на 9770 млн. долл.

4 фактор – влияние себестоимости продукции на прибыль от продаж

∆Ппр(Zi) = ∑ Qi1 · рi1 – ∑ Qi1 · рi0 = 429412 - 412302 = 17110 млн. долл.

В результате увеличения себестоимости проданной продукции  на 29521 млн. долл. прибыль от продаж снизилась на 17110 млн. долл.

Данный фактор оказывает  обратно пропорциональное влияние  на изменение прибыли от продаж, а потому при проверке составления  баланса отклонений он берется с  противоположным знаком.

Баланс отклонений:

152,88 + (-384,88) + 9770 + (-17110) = -470 млн. долл.

Прибыль от продаж по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 470 млн. долл. и как показал факторный анализ это снижение было обеспечено главным образом за счет влияния структурных сдвигов, которые способствовали снижению прибыли от продаж на 384,88 млн. долл. Увеличение цен на нефтепродукты в целом обеспечило прирост прибыли на 9770 млн. долл. Менее значительное воздействие оказало увеличение объема проданных нефтепродуктов, которое привело к увеличению прибыли на  152,88  млн. долл.

Отрицательное воздействие на прибыль оказало значительное увеличение себестоимости продаж, в результате чего прибыль уменьшилась на 17110 млн. долл. Следовательно, резервом увеличения прибыли от продаж является снижение себестоимости продаж и поиск более выгодной структуры продаж.

Резервы увеличения массы  прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной  плановый период. Источником информации служат данные анализа прибыли: тенденции  в изменении состава и суммы  прибыли; уровень влияния отдельных  факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение прибыли в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

3.1 Анализ структуры  баланса

 

Анализ структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса является частью анализа имущественного положения организации при анализе финансового состояния предприятия. Анализ активов и пассивов баланса позволяет проследить динамику их состояния в анализируемом периоде. Для анализа структуры баланса ОАО «Лукойл» составим аналитический баланс-нетто (таблица 7).

Таблица 7 - Аналитический баланс-нетто предприятия

Показатели

 

01.01.11, млн. долл.

Уд.

вес,%

 

01.01.12, млн. долл.

Уд

вес,%

А

1

2

3

4

АКТИВ

Внеоборотные активы

22523

46,18

20815

34,10

Оборотные активы

26247

53,82

40227

65,90

в том числе

       

Запасы

11561

44,05

26224

65,19

НДС по приобретенным ценностям

       

Дебиторская задолженность

13864

52,82

10560

26,25

Краткосрочные финансовые вложения

       

Денежные средства

163

0,62

2059

5,12

Прочие оборотные активы

659

2,51

1384

3,44

БАЛАНС

48770

100,00

61042

100,00

ПАССИВ

Собственные средства

17908

36,72

24512

40,16

Долгосрочные пассивы

130

0,27

130

0,21

Краткосрочные пассивы 

30732

63,01

36400

59,63

в том числе

       

Краткосрочные займы

14501

47,19

20664

56,77

Кредиторская задолженность

16166

33,15

15736

43,23

Доходы будущих периодов

65

0,13

   

Прочие краткосрочные пассивы

       

БАЛАНС

48770

100,00

61042

100,00

Информация о работе Анализ рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл»