Анализ рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ рентабельности и ее показателей, проведение анализа рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл», а также выявление путей ее повышения на данном предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рентабельности, ее показатели и методы их расчета;
- провести анализ рентабельности ОАО «Лукойл»;
- проанализировать финансовое состояние предприятия ОАО «Лукойл», ликвидность его баланса и платежеспособность;
- выявить резервы роста рентабельности и предложить пути для ее повышения на предприятии ОАО «Лукойл».

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ: МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА
5
1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа показателей рентабельности
5
1.2 Методика анализа показателей рентабельности
7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ»
15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЛУКОЙЛ»
15
2.2 Факторный анализ рентабельности предприятия
18
2.3 Резервы роста прибыли и повышение рентабельности предприятия
24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»
30
3.1 Анализ структуры баланса
30
3.2 Анализ финансовой устойчивости
32
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
36
3.4 Анализ деловой активности
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Анализ рентабельности Лукойл.doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ: МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА

5

1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа показателей рентабельности

5

1.2  Методика анализа  показателей рентабельности

7

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ»

15

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «ЛУКОЙЛ»

15

2.2 Факторный анализ  рентабельности предприятия

18

2.3 Резервы роста прибыли  и повышение рентабельности предприятия

24

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»

30

3.1 Анализ структуры  баланса

30

3.2 Анализ финансовой  устойчивости

32

3.3 Анализ ликвидности  и платежеспособности

36

3.4 Анализ деловой активности

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

45

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Показатели рентабельности являются денежным выражением труда, который прилагали руководители компании. С помощью показателей рентабельности руководители компании имеют возможность продемонстрировать собственникам компании финансовую отдачу на вложенный в компанию капитал, на стоимость активов, источником финансирования которых стали как собственные, так и заемные средства. А также руководители могут продемонстрировать свои стремления в политике контроля себестоимости, что позволяет собственникам получать дополнительную рентабельность на свои средства. Дополнительная доходность собственного капитала невозможна без четко продуманных действий руководства компании по соотношению заемных и собственных средств. Редко, когда компании финансируются исключительно за счет собственных средств, и именно поэтому большое внимание уделяется расчету дополнительной чистой прибыли, на которую могут рассчитывать собственники компании, если руководители будут ориентированы на постоянный контроль за объемом заемных средств и за наиболее оптимальным соотношением заемных и собственных средств. Ценность показателей рентабельности заключена в той возможности, которую они дают руководству компании для принятия управленческих решений.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем, что рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике, рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия, а также показатель рентабельности для предпринимателей характеризует привлекательность бизнеса в любой сфере.

Предметом исследования в данной курсовой работе является  анализ рентабельности деятельности конкретного  предприятия ОАО «Лукойл», которое является базой данного исследования. Объектом изучения является финансово-хозяйственная деятельность данного предприятия, его бухгалтерская отчетность за 2011 год.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ рентабельности и ее показателей, проведение анализа рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл», а также выявление путей ее повышения на данном предприятии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  рентабельности, ее показатели и методы их расчета;

- провести анализ рентабельности ОАО «Лукойл»;

- проанализировать финансовое  состояние предприятия ОАО «Лукойл», ликвидность его баланса и платежеспособность;

- выявить резервы роста  рентабельности и предложить  пути для ее повышения на предприятии ОАО «Лукойл».

Методологической базой  послужили основные методы и приемы экономического анализа: традиционные приемы обработки информации (сравнение, относительные и средние величины, балансовые, табличные), моделирование  факторных систем (аддитивных, мультипликативных, кратных), способы факторных расчетов (цепных подстановок, абсолютных разниц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ: МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА

 

1.1 Значение, задачи и  информационное обеспечение анализа  показателей рентабельности

 

Обобщающая оценка финансового  состояния предприятия достигается  на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основной целью анализа  финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение  эффективности деятельности предприятия. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

- оценка динамики и  структуры показателей прибыли  за анализируемый период;

- факторный анализ  прибыли;

- анализ прочих доходов  и расходов;

- оценка динамики показателей рентабельности продаж и капитала;

- факторный анализ  рентабельности продаж и капитала;

- анализ затрат, произведенных  предприятием, и оценка затрат  на один рубль продукции;

- выявление резервов  роста прибыли и рентабельности [5, с. 59].

Информационное обеспечение  анализа и принятие решений по финансовым результатам формируется  за счет внешних и внутренних источников информации. К внешним источникам информации относят показатели, характеризующие:

- общеэкономическое развитие  страны. Система показателей данной группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке политики управления прибылью, осуществления инвестиционной деятельности, выявления резервов роста прибыли;

- конъюнктуру рынка.  Система показателей этой группы  является необходимой для оценки, анализа и принятия решений  в области ценовой политики, привлечения  капитала из внешних источников, определения затрат по обслуживанию  дополнительно привлеченного капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений;

- деятельность конкурентов  и контрагентов. Система показателей  данной группы используется для  осуществления оперативного анализа  и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли.

К внутренним источникам относятся:

- показатели финансового  учета предприятия. На основе  этих показателей осуществляется  анализ, прогнозирование и текущее  планирование прибыли. Преимуществами показателей финансовой отчетности является их унифицированность, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли;

- показатели управленческого  учета, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений. Управленческий учет может быть структурирован:

- по центрам ответственности  (центрам затрат, доходов, прибыли,  инвестиций);

- по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная);

- по видам ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и нематериальных) и т.д. [1, с. 32]

В процессе построения системы  информационного обеспечения анализа  и управления прибылью в управленческом учете формируются показатели, отражающие объем деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов;

- нормативно-справочные  показатели. Основу этой системы  показателей составляют различные  нормы и нормативы, разработанные  в рамках самого предприятия  – нормативы затрат времени,  нормативы удельных расходов сырья и материалов и т.д. Данная система показателей дополняется различными справочно-нормативными показателями, действующими в целом по стране или в отрасли: нормы амортизационных отчислений, ставки налогов и т.д. [3, с. 68]

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную на принятие не только стратегических решений, но и на эффективное текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли [9, с. 110].

 

1.2 Методика анализа показателей рентабельности

 

Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат) [6, с. 47].

При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других организаций.

Важнейшим показателем  здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен  по следующей формуле:

Рентабельность активов — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%.

Рентабельность активов = ( чистая прибыль / среднегодовая величина активов ) *100%

Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде.

В аналитических целях  кроме показателей рентабельности всей совокупности активов, определяются также показатели рентабельности основных средств (фондов) и рентабельности оборотных  средств (активов) [4, с. 158].

Показатель рентабельности основных производственных фондов (называемый иначе показателем фондорентабельности) представим в виде следующей формулы:

Прибыль, оставшаяся в  распоряжении предприятия умноженная на 100% и деленная на среднюю стоимость  основных производственных фондов.

Рассмотрим порядок  исчисления рентабельности оборотных активов. Рентабельность оборотных активов (иначе — текущих или мобильных активов) может быть выражена при помощи следующей формулы:

Прибыль, оставшаяся в  распоряжении предприятия умноженная на 100% и деленная на среднюю величину оборотных активов.

Показатель рентабельности инвестированного капитала (рентабельности инвестиций) выражает эффективность  использования средств, вложенных  в развитие данной организации. Рентабельность инвестиций выражается следующей формулой:

Прибыль (до уплаты налога на прибыль) 100% деленная на валюта (итог) баланса минус сумма краткосрочных  обязательств (итог пятого раздела  пассива баланса) [2, с. 124].

Важную роль в финансовом анализе играет показатель рентабельности собственного капитала. Он характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал. Рентабельность собственного капитала выражается такой формулой:

Прибыль, оставшаяся в  распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на величину собственного капитала (итог третьего раздела баланса).

Если сопоставить рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, то это сравнение покажет степень использования данной организацией финансовых рычагов (займов и кредитов) с целью повышения уровня доходности.

Отдача собственного капитала повышается, если удельный вес  заемных источников в общей сумме  источников формирования активов возрастает [8, с. 156].

Разницу между рентабельностью  собственного капитала и рентабельностью  общей величины капитала принято  называть эффектом финансового рычага. Следовательно, эффект финансового рычага представляет собой приращение рентабельности собственного капитала, получаемое вследствие использования кредита.

Для того чтобы получить приращение прибыли за счет использования кредита, необходимо, чтобы рентабельность активов за вычетом процентов за пользование кредитом была больше нуля. В данной ситуации экономический эффект, полученный в результате использования кредита, будет превышать расходы по привлечению заемных источников средств, то есть проценты за пользование кредитом.

Информация о работе Анализ рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл»