Анализ особенностей элементов инфраструктуры г.Кузнецка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Сущность инфраструктуры. Её роль в экономике.
Характеристика элементов инфраструктуры г. Кузнецка.
Анализ элементов здравоохранения г.Кузнецка.

Файлы: 1 файл

научка.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Сущность инфраструктуры. Её роль в экономике.

     Современная российская действительность с социально-экономическим  обновлением общества, дезинтеграционными процессами и сложнейшим переплетением  противодействующих сил и тенденций  устраивает своего рода исторический экзамен на адекватность и жизнеспособность практически всем социальным институтам и образованиям, в том числе  и тем, которые, казалось бы, получили вечную прописку в социальной практике общества. Становится все более очевидным, что такого фундаментального вызова и критического переосмысления не может  избежать и основной тип расселенности  современного человечества - город  и его социальная инфраструктура.

     Между тем социальные процессы прошедшего столетия характеризуются увеличением  числа и масштабов городов, что  на языке демографов и социологов обозначается понятием «урбанизация». Так, если в начале XX столетия городское  население нашей страны составляло не более 18 %, то к настоящему времени оно составляет около 70 %.

     Это обстоятельство вместе с нарастанием  загрязненности окружающей среды актуализирует  исследования роли и значения социальной инфраструктуры города в удовлетворении жизненных потребностей населения, создании ему достойных условий  жизни. Особенно это касается таких  городов, которые выполняют роль столиц республик, административных центров  краев и областей. Как правило, в таких городах сосредоточены  важнейшие экономические артерии, социально-культурные очаги и трудовые ресурсы субъектов федерации. Примерно такую же роль играет город Владикавказ, и не только в пределах собственной  республики, но и всего северокавказского  региона благодаря своей геополитической  расположенности и богатейшим культурно-историческим традициям.

     Вместе  с тем процесс урбанизации  порождает целый ряд экономических  и социокультурных проблем, проявляющихся  как собственно городские и внутригородские. Поиски правильного подхода к  их решению, формированию механизма управления социальной инфраструктурой современного города и решение социальных задач должны быть основаны на новой концепции социальной инфраструктуры, которая претерпевает значительные перемены в радикально изменяющемся российском обществе.

     Изменения эти касаются как увеличивающейся  численности нуждающихся в социальной защите, так и децентрализации, демонополизации  социальной системы и повышения  роли «малых форм» социальной защиты (семейной, групповой, общинной и т. д.). На основе научных исследований необходимо выработать такую модель институционализации социальной инфраструктуры города, которая в максимальной мере способствовала бы достижению главной  цели реформы - удовлетворение потребности  человека и обеспечение его достойной  жизнедеятельности. Степень разработанности проблемы. Изучение социальной инфраструктуры города имеет давнюю традицию. Уже М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г.Зиммель и другие, рассматривая экономические, социальные и психологические проблемы роста городов, анализировали не только демографические и экономические проблемы большого города (плотность населения, миграция, половозрастная структура, возможности для ускорения развития промышленности и торговли, стоимость жизни в городе и т.д.), но вместе с тем рассматривали вопросы «физического и морального здоровья горожан, в частности, такие проблемы, как высокая смертность, неудовлетворительное санитарное состояние жилищ и улиц, повышенные показатели численности незаконно рожденных детей, самоубийств, проституции, алкоголизма, нищеты и преступности. 
 
 
 

Глава 2. Характеристика элементов инфраструктуры

г. Кузнецка.

2.1 Малый бизнес в городе Кузнецке

     Малый бизнес представляет собой  совокупность юридических и физических лиц-малых  предпринимателей, не являющихся составной  частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике  государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой  коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого  государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих  регламентирующих документах государственной  важности.

     В Кузнецке работают:

    • 453 предприятия розничной торговли с торговой площадью 48 752 кв.м.;
    • 10 торговых центров;
    • 3 рынка с размещением 657 торговых мест;
    • 102 предприятия общественного питания.

     За  период с 01.01.2009 на территории города Кузнецка создано 30 малых предприятий (создано 291 рабочее место).

     В настоящее время функционируют:

  • ОАО “Визит”
  • Кузнецкий ликероводочный завод
  • ООО ПТЦ “НАСЛ”
  • ООО “Кузнецкий кондитер”
  • ООО “Союз РТ”
  • ООО “Славянский хлеб”

     В сфере малого предпринимательства  работает наиболее активная в экономическом  плане часть населения. С помощью  малого предпринимательства решаются вопросы занятости. Кроме того, малый  бизнес работает на развитие территории, формируя  налоговую базу бюджета г.Кузнецка.

     В настоящее время одним из препятствий  оказанию действенной поддержки  малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия  создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и  юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства  и магазины, создают собственные  банки и социальные объекты для  своих служащих.

     Продукция местных производителей должна в  больших объемах реализовываться  в Кузнецке. По словам предпринимателей, в ближайшее время они не планируют  сокращений, работающих со своих предприятий. Сейчас все активно заняты поиском  новых направлений в работе, рынков сбыта произведенной продукции.

2.2 Общеобразовательные учреждения

     В общеобразовательных учреждениях  города 7630 учащихся. По типовым программам общего образования занимаются 76,4%, 14,9% - по гимназическим программам, 7,7% изучают отдельные предметы углубленно и 1% осваивают программу коррекционного и компенсирующего обучения.

     Всего обучающихся в 10-11 классах - 948, обучающихся  по профильным программам - 464, что составляет 44%, количество профильных классов – 47, средняя наполняемость в них 20 человек.

     Перечень  и доля профилей, осваиваемых учащимися  старшей ступени общего образования, позволяет сделать вывод о  совпадении тенденций характерных  для города Кузнецка Пензенской области. Доминирующим является физико-математический профиль, доля которого в городе Кузнецке составляет 34,6%. Второе место принадлежит технологическому профилю 19,23%, социально-экономический и филологический профили представлены одинаковым количеством классов 4, что составляет 15,38% каждый, доля остальных профилей невелика и колеблется в пределах 4-8%.

     Образовательный уровень педагогических кадров города Кузнецка достаточно высокий по сравнению  со средним показателем по Пензенской области. Высшее образование имеют 85,6% педагогов; имеется резерв -незаконченное  высшее - 0,8%, что на 5,3% выше среднего показателя по Пензенской области; среднее  профессиональное образование - 13,6%; педагогов, не имеющих профессионального образования, нет.

Образование Показатель  по городу Кузнецку Средний показатель по Пензенской области
Высшее 85,6% 81,1%
Незаконченное высшее 0,8% -
Среднее профессиональное 13,6% 18,4%
Общее среднее - 0,5%
 

     Качественный  состав педагогических кадров (наличие  высшей и первой квалификационной категории) на 0,9% ниже среднего показателя по Пензенской области, в то время как количество педагогов со второй квалификационной категорией на 1,1% выше, а количество учителей, не имеющих квалификационную категорию, практически совпадает  с областным показателем.

     Динамика  изменения педагогических кадров по стажу работы не меняется на протяжении 5 лет. Сокращается количество учителей со стажем работы до 10 лет, и увеличивается  количество педагогов со стажем свыше 20 лет. Данная тенденция наблюдается  по всей Пензенской области. 

2.3 Транспортное   обслуживание

     Городской  пассажирский транспорт, несмотря  на  высокие  темпы развития  личного транспорта, остается и будет  оставаться важнейшим фактором,  обеспечивающим жизнедеятельность  населения  города.  Для    большей  части населения городской  пассажирский транспорт является единственным  средством перемещения.   Поэтому   уровень   организации    пассажирских   перевозок  непосредственно  влияет   на   социальное    самочувствие  населения,  по которому,  в  том  числе,  оценивается    качество   выполнения  своих  полномочий  и  обязанностей  органами   местного  самоуправления.

     Целью городской политики в сфере городских  пассажирских перевозок является гарантированное  и эффективное удовлетворение потребностей населения в безопасных и качественных услугах пассажирских перевозок.

     Транспортная  сеть в городе Кузнецке представлена:

    • АТП;
    • ИП Щучкин;
    • Дилижанс-2.

     В настоящее время создана сеть городских автобусных маршрутов, утвержденная Постановлением Главы администрации  города Кузнецка от 25.12.2006 № 2080 и насчитывающая 15 автобусных маршрутов, обслуживаемых  частными перевозчиками.  Ежедневно   на   линию    выпускаются   до 155  автобусов малой вместимости, и перевозится 22500 пассажиров.

     В то же время развитие условий предоставления транспортных услуг населению и  организация транспортного обслуживания населения сталкивается с проблемами, требующими комплексного решения на муниципальном уровне. К ним, в первую очередь, следует отнести:

     - состояние правовой и нормативной  базы является неудовлетворительным (не утверждены правила организации  пассажирских перевозок в городе);

     - не обеспечивается надлежащее  обновление и модернизация автобусов,  структура парка автомобилей  по типу кузова, грузоподъемности  не отвечает эксплуатационным  требованиям;

     - достигнутый уровень развития  инфраструктуры, включая, в первую  очередь, дорожную сеть, значительно  отстает от темпов автомобилизации  и не соответствует современным  нормам и условиям эффективного  функционирования автомобильного  транспорта;

     - отсутствие целенаправленной политики  обусловило недопустимое снижение  качества обслуживания и безопасности  пассажирских перевозок.

     - неудовлетворительно решаются вопросы  льготного проезда пассажиров  в городском автобусном сообщении;

     - до угрожающих размеров усилилось  негативное влияние автомобильного  транспорта на окружающую среду  и безопасность дорожного движения.

     Наличие указанных выше проблем обуславливает  необходимость разработки, рассмотрения и принятия «Концепции развития городского пассажирского транспорта общего пользования  в городе Кузнецке» на определенный период, с твердым финансированием  и в которой приоритетными  направлениями в решении основных проблем  должны быть предусмотрены:

     1) дальнейшее  развитие пассажирских  перевозок на территории  города, обеспечивающих    выполнение   среднесрочных   целей    и    задач, базирующихся  на  имеющемся  производственно-техническом,  кадровом, организационно-управленческом  и финансовом потенциале территории.

     2) обеспечение безусловного соблюдения  стандартов безопасности    перевозки   пассажиров   городским   транспортом   различных   форм    собственности.

     3) дальнейшее   развитие  и   оптимизация   маршрутной   сети,    направленные  на  обеспечение  транспортной  подвижности   населения    города, с учетом  тенденций ее развития.

     К  числу  приоритетных  направлений, обеспечивающих  выполнение

вышеназванных задач, относятся:

     - нормотворческая   деятельность,  направленная   на   приведение  нормативно-правовой базы функционирования  городского  пассажирского    транспорта общего пользования  в соответствие с основными   целями  и    задачами   транспортного   обслуживания   населения   в   динамично    меняющихся условиях;

Информация о работе Анализ особенностей элементов инфраструктуры г.Кузнецка