Элементы проектного анализа и стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:34, реферат

Описание работы

Под проектным анализом понимается изучение вопроса и проведение соответствующих обоснований целесообразности (или нецелесообразности) и эффективности осуществления одного или нескольких инвестиционных проектов. Преимущественно в данном разделе рассматриваются основные принципы такого анализа применительно к инвестиционным проектам, реализуемым на предприятии.

Файлы: 1 файл

Элементы проектного анализа и стратегия предприятия.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

 

 Элементы проектного анализа и стратегия предприятия

Под проектным анализом понимается изучение вопроса и проведение соответствующих обоснований целесообразности (или нецелесообразности) и эффективности осуществления одного или нескольких инвестиционных проектов. Преимущественно в данном разделе рассматриваются основные принципы такого анализа применительно к инвестиционным проектам, реализуемым на предприятии.

В данном пункте мы приводим описание основных элементов методики анализа инвестиционных проектов как инструментария, позволяющего эффективно реализовать долгосрочные планы функционирования и развития промышленного предприятия. При этом предполагается, что основные ориентиры и стратегические направления этого развития уже определены или хотя бы намечены. В последнем случае речь может идти и о вариантном подходе. Цели проектного анализа в таком контексте могут быть сформулированы следующим образом:

·   исключить из множества рассматриваемых проектов несовместимые с тем или иным направлением (вариантом) принятой стратегии;

·   отразить возможную степень неопределенности при реализации инвестиционных проектов;

·   оценить нагрузку и полезный эффект проектов в качественных (относительных) или количественных показателях.

Следует иметь в виду принципиальную трудность, возникающую на стыке стратегического и проектного анализов. Обычно стратегические анализ, планирование и управление принадлежат к сфере подготовки решений качественного характера. Не случайно здесь широко употребляется образная терминология, в которой предприятия уподобляются «звездам», «диким кошкам», «дойным коровам», «собакам» в Бостонской матрице стратегических зон хозяйствования (Ансофф, 1989), а стратегии характеризуются с помощью выделения вариантов «отличия», «лидерства», «сосредоточения» (Евенко, 1996), или стратегий «полузащиты», «аутсайдерства», «снятия сливок», «надкушенного яблока» при анализе стратегий конкуренции и стратегии цен и т.д. Поэтому квалифицированно выполненная разработка стратегии фирмы и ее структуризации, по существу, представляет собой решение на качественном уровне задачи выбора направления действий, детализация которого далее должна осуществляться с помощью различных формальных и неформальных методов и процедур количественной оценки стратегических вариантов.

Важно здесь подчеркнуть, что, с одной стороны, именно разработка стратегии является наиболее важной и ответственной стадией процесса принятия решения о будущем промышленного бизнеса, но, с другой стороны, полученный результат далеко не всегда может вселять дух оптимизма – решение вполне может оказаться удручающим для будущности предприятия или бизнеса в целом (например, вариант банкротства, ликвидации фирмы и т.д.).

Однако, все это можно знать лишь после того как намеченная стратегия подвергнется количественной оценке при наивыгоднейших условиях ее реализации (в той части, которая зависит от менеджмента фирмы).

Таким образом, каждой стратегии может соответствовать множество вариантов ее реализации в течение рассматриваемого периода, т.е., иными словами, множество проектов осуществления стратегии.

Инвестиции обычно подразделяются на две большие группы: 1) финансовые инвестиции, связанные со спекулятивной «игрой» на фондовом рынке – покупкой и продажей финансовых инструментов (ГКО, ОФЗ и т.п.), и 2) реальные инвестиции, связанные с вложением средств в реальные активы предприятий или покупку их акций. Последние  часто делятся также на прямые, когда приобретается не менее 10% акций, т.е. осуществляются инвестиции «серьезно» с целью участия в управлении предприятиями, и портфельные инвестиции, когда покупается меньше 10% акций. Имея в виду стратегии развития промышленных фирм, мы ограничиваемся здесь а) анализом инвестиционных мероприятий только долгосрочного характера; б) анализом только реальных прямых инвестиций. Именно в этом плане и следует понимать включенное в название главы словосочетание «стратегические аспекты».

Подчеркнем здесь, что если стратегия вполне может быть (и так часто бывает) описана в качественных, относительно нечетких терминах, допускающих неоднозначную количественную интерпретацию, то инвестиционный проект должен быть описан с количественной стороны достаточно строго, т.е. каким должен быть результат проекта, каковы его количественные показатели и с помощью каких технологий этот результат будет достигнут, какие расходы ресурсов при этом будут необходимы и когда, какая ситуация в сфере использования результата сложится (например, если речь идет о производстве продукции, то какими будут цены на продукцию и на ресурсы в том или ином периоде времени в пределах расчетного периода), какие мероприятия по развитию предприятия будут необходимы и когда, каковы параметры неуправляемого «внешнего окружения» (мировые цены на ресурсы и продукцию, рейтинг страны и фирмы, ставки кредита, динамика валютных курсов, инфляции и т.д.) будут наблюдаться и др.

Должны быть указаны и такие «детали» как тип механизма принятия и реализации решений, учетная политика предприятия и т.д.

Следует заметить, что все указанные количественные характеристики не обязательно должны быть в рамках инвестиционного проекта указаны однозначно (некоторые из них могут быть заданы как случайные величины с известными законами распределения, другие – как неопределенные с известными границами, третьи – как управляемые, допускающие оптимизацию в определенных рамках и т.д.). Более того, вполне возможна адаптивная постановка задач проектного анализа, когда характеристики инвестиционных мероприятий, деятельности фирмы и т.д. формируются заранее заданным образом, но в зависимости от величин «обратных связей», определяемых в процессе реального функционирования или моделирования. Соответственно множество подлежащих проектному анализу вариантов может быть жестко сформировано при самой постановке задачи или может быть указано правило формирования этих вариантов.

Естественно, что при оценке той или иной стратегии предполагается глубокая оптимизация вариантов реализации и их параметров.

Инвестиционный проект (даже относительно маломасштабный и реализуемый на одном предприятии), таким образом, – достаточно сложная структура, анализ которой носит многофазовый, многоаспектный, многостадийный и, как правило, многоэтапный характер (рис.6.3.1). Подробное рассмотрение отдельных элементов этой структуры проведено, например, в работах (Арсланова, Лившиц, 1995; Виленский, Лившиц, Смоляк, 1998; Лившиц, 1994).

   

Рис.1. Общая схема проведения стратегического проектного анализа

Из данной схемы видно, что структура проектного анализа в определенном смысле согласована со структурой процесса выработки стратегии (например, там есть компоненты инвестиционно-финансовой стратегии, социальной стратегии и т.д., аналогичные наименованию соответствующих аспекты анализа). Однако, и это существенно, проектный анализ не сводится только к установлению факта указанного согласования (или, на другом языке, к выполнению комплекса условий, аккумулированных в стратегии). Проектный анализ позволяет, во-первых, нарастить «стратегический скелет» «мясом» конкретных реализующих действий (мероприятий) и, во-вторых, дать оценку целесообразности реализации рассматриваемого инвестиционного проекта и, следовательно (если допустить проведение субоптимизации, т.е. оптимизации состава и параметров компонет проекта), соответствующей стратегии.

К основным задачам, которые приходится решать в рамках проектного анализа, относятся:

1) оценка принципиальной реализуемости проекта, т.е. проверка выполнения в его рамках всех необходимых ограничений технического, экологического, социального, финансового и другого характера;

2) оценка соответствия проекта стратегии предприятия, на котором он реализуется;

3) оценка соответствия проекта стратегии инвестора;

4) оценка абсолютной экономической эффективности проекта, т.е. определение показателей экономического эффекта, который может принести проект;

5) оценка сравнительной эффективности группы проектов, т.е. выяснение того, какой из предложенных конкурирующих (альтернативных) проектов или вариантов проекта более эффективен;

6) выбор из множества инвестиционных проектов (или их вариантов) наиболее эффективных.

В общем случае этот выбор может осуществляться из множества проектов (вариантов), некоторые из них могут находиться в различных взаимосвязях (проекты могут быть независимыми, взаимодополняющими и взаимоисключающими, альтернативными).

В конечном итоге проектный анализ позволяет не только определить отношение к имеющимся потенциально реализуемым проектам, но и осуществить корректировку проектов, создать их эффективные в конкретной ситуации комбинации. Обычно проектный анализ носит персонифицированный характер, т.е. производится с точки зрения одного или нескольких участников «инвестиционной конфигурации» – инвестора, реципиента, потребителя результатов проекта и т.д. В качестве цели часто принимается максимизация совокупного эффекта для соответствующего экономического субъекта (или их группы), причем сам эффект определяется путем сопоставления результатов и затрат, связанных с проектом в течение его срока существования (жизненного цикла).

Процедура проведения проектного анализа опирается на ряд теоретически обоснованных и проверенных практикой принципов оценки эффективности инвестиций, общая схема которых приведена на рис. 6.3.2.

Среди этих принципов можно выделить методологические, методические и операционные.

Методологические – это наиболее общие (не обязательно связанные с экономической природой объектов и реализуемых проектов) принципы рационального поведения и принятия решений; методические –  более частные принципы, которые опираются на наличие существенной экономической составляющей в затратах и результатах по проекту; операционные – принципы, в основном обеспечивающие процесс оценки с использованием информационно-вычислительной базы анализа.

Реализация указанных принципов при определении экономической эффективности инвестиционных проектов непосредственно должна быть «вписана» в основную расчетную схему – построение потоков наличных денег (cash flow), при котором на каждом временном шаге моделируются притоки и оттоки денег, связанные с предусматриваемой проектом деятельностью по созданию, эксплуатации и ликвидации соответствующих объектов, внереализационными денежными потоками и т.д.

  

Рис.2. Принципы стратегического проектного анализа

При этом следует учитывать, что на конкретные способы реализации этих принципов оказывает существенное влияние социально-экономическое «окружение» как проекта, так и предприятия, на котором он реализуется.

В зависимости от уровня принятия решений различают частный финансовый и общественный экономический проектный анализ. В первом случае выгоды проекта рассматриваются с позиции частного инвестора; во втором – с позиции общества в целом; как известно, эти выгоды могут не совпадать. Рассмотрим сначала элементы финансового проектного анализа.

1. Сопоставление показателей эффективности по проектам

Сравнение проектов в финансовом анализе представляет собой сложную многокритериальную задачу. Даже после того, как критерии сформированы и рассчитаны, различные упорядочивания проектов по величине критериев могут лишь запутать оптимальный инвестиционный выбор, поскольку довольно часто встречается ситуация, при которой один проект предпочтительней другого по одному из критериев, но хуже – по другому. Критериями, наиболее часто применяемыми в расчетах эффективности проектов, являются следующие: 
NPV (net present value) – чистый приведенный доход; 
В/С (benefit-cost ratio) – коэффициент выгоды-издержки; индекс доходности; 
IRR (internal rate of return) – внутренняя норма рентабельности.

Поскольку эта тройка критериев базируется на единой теории оценки эффективности инвестиционных проектов, можно ожидать следующих соотношений между критериями оценки проектов (здесь r – ставка процента):

NPV

В/С

IRR

>0 ->

>1

>r

<0 ->

<1

<r

=0 ->

1

=r


 

В ряде случаев численные значения этих критериев (при условии выполнения указанных соотношений) могут создавать ситуациюнетранзитивности выбора проектов. В целях определенности в проектном анализе принято считать критерий NPV доминирующим, наиболее значимым. Это определяется его экономической сущностью: он ориентирует инвестора на максимизацию чистой выгоды.

2. Выбор дисконтной ставки.

Важным вопросом является выбор параметра r (ставки процента), который используется в проектном анализе. Существует две распространенные ошибки проектного анализа: путаница в выборе соответствующей ставки процента; непоследовательность в пользовании ею.

Последовательность состоит в том, что для анализа должна использоваться та же ставка процента, которая применялась при расчетах эффективности проекта. Выбор же ставки процента r в расчетах обусловливается следующими соображениями.

Этот показатель представляет собой удельную стоимость капитала инвестора на единицу его вложений, как, например, уровень доходности по ГКО или базисная ставка («прайм рейт») для частной фирмы. Как в условиях инфляции, так и при ее отсутствии ценность денег может падать с течением времени. Поэтому в расчетах существует принципиальная возможность использования процентных ставок двух видов: реальная (за вычетом инфляции); текущая или номинальная (включающая инфляцию).

Если в расчетах используются постоянные цены, то следует применять реальную ставку (так как в постоянных ценах инфляция исключена). Напротив, текущая ставка – эта ставка дохода с точки зрения инвестора на частном рынке, поэтому она включает в себя инфляцию; но при этом цены должны быть рыночными, т.е. содержать инфляционную составляющую.

 Выбор значения ставки дисконта диктуется следующими соображениями. Как уже указывалось, различают проектный анализ, производимый в частном и общественном секторах. Частный (финансовый) сектор предполагает использование ставки дисконта, складывающейся на финансовых рынках (например, доходность ГКО). При этом частная ставка дисконта может быть представлена в реальном (без учета инфляции) и в текущем (с учетом инфляции) выражении. Переход от одной ставки к другой выражается соотношением:

текущая ставка = реальная ставка + инфляция.

Однако для условий экономического анализа (общественный сектор), она может оказаться непригодной, так как не отражает срочность приводимых во времени капиталов (она либо слишком высока, либо слишком низка по отношению к срочной ценности, которую общество придает деньгам). В этом случае вместо частной ставки используется альтернативная общественная ставка, в качестве которой принимается часто 10%-я ставка Всемирного банка.

Информация о работе Элементы проектного анализа и стратегия предприятия