Анализ рынка недвижимости г. Иркутска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

В работе анализируется рынок недвижимости г. Иркутска

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 67.82 Кб (Скачать файл)

АНАЛИЗ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ Г. ИРКУТСКА

 

1. Состояние стройиндустрии  региона

 

 В архитектурно-градостроительном  облике Иркутска легко уживаются  старое и новое, историческое  и современное. На протяжении  трех с половиной веков он  не был обделен ни творческим  вниманием зодчих, ни пристрастной  любовью горожан. Особый стиль  современной застройки был задан  в 60-70-е годы ХХ столетия  плеядой таких замечательных  иркутских зодчих, как Б.М. Кербель,  В.Е. Суханов, В.П. Шматков, В.А.  Павлов, В.Ф. Бух, В.С. Воронежский,  В.А. Колпиков, С.Д. Нечволодов, В.А.  Аптекман и др.

 

 Сегодня эти традиции  успешно развивают специалисты  «Гражданпроекта», «Промстройпроекта», «Желдорпроекта», ГипродорНИИ и  других ведущих проектных организаций  города. Постройки последних лет,  выполненные по их проектам, стали  украшением города. Это здания  Иркутского государственного университета  путей сообщения и ИркутскгипродорНИИ, вокзальный комплекс детской  железной дороги на острове  Юность, деловые, торговые, выставочные  объекты, такие как Центральный  рынок, «Байкалбизнесцентр», Диагностический  центр, международный выставочный  центр «Сибэкспоцентр».

 

 Творческая мысль архитекторов  Приангарья и старания строителей  помогли изменить облик исторических  улиц Карла Маркса, Урицкого, Грязнова, Дзержинского, подчеркнуть особую  красоту Иркутского драматического  театра им. Охлопкова, станции  Иркутск-Пассажирский, зданий кинотеатра  «Художественный» и Главного  управления Центрального банка  РФ. Восстановлены памятники истории  и культуры – «Голландский  дом» и «Усадьба Сукачева».  Обновлены центральная рыночная  площадь и отдельные деревянные  застройки. Обогатили облик городской  среды отреставрированные церкви  Казанская, Крестовоздвиженская,  Троицкая, Князе-Владимирская и заново  возведенные Николо-Иннокентьевская  церковь, храм Святой Ксении  Петербужской, здание Кафедрального  Католического собора, возвращенный  Иркутску монумент императора-освободителя  Александра III.

 

 В столице Приангарья  сложилась своеобразная и достаточно  сильная школа зодчих, пополняемая  выпускниками архитектурного факультета  Иркутского государственного технического  университета. С 1999 года на его  базе под патронажем администрации  города и при участии Министерства  строительства и городского обустройства  Франции, а также Европейского  университета градостроительства  проходят ежегодные сессии Международного  Байкальского градостроительного  университета.

 

 Иркутская организация  Союза архитекторов России –  один из старейших творческих  союзов города (создав в 1935 году) – насчитывает сегодня более  100 членов. В 2000 году в Иркутске  под руководством члена-корреспондента РААСН Е.И. Григорьевой создан Восточно-Сибирский научно-творческий центр Российской академии архитектуры и строительных наук, осуществляющий исследования по актуальным проблемам региональной архитектуры и градостроительства.

 

 В этих обстоятельствах  муниципалитету намного легче  вести разработку и претворение  в жизнь архитектурных и градостроительных  задач. Среди главных из них  наряду с возведением новых  школ, больниц, жилья остается  реставрация старинных объектов, реконструкция наиболее ценных  для города зданий и сооружений. Задача эта не из простых,  поэтому в особом почете в  Иркутске люди и организации,  способные успешно решать ее. Одной из таких организаций  является ЗАО «Иркутскпромстройпроект», генеральный директор которого  Антон Иосифович Шлойдо в 2003 году удостоен национальной премии  «Наследие России».

 

 В Иркутске функционирует  система жилищного финансирования, основанная на дифференцированном  подходе к различным категориям  граждан и включающая инвестиционно-строительную  деятельность, долгосрочное кредитование  с адресной муниципальной поддержкой. По такой системе строятся  жилые дома в микрорайонах  Юбилейный. Ново-Ленино, по улицам  Старокузьмихинской в Академгородке,  Поленова в Куйбышевском районе. Все больше внимания уделяется  вопросу реконструкции старого  жилого фонда. Проводятся работы  по ремонту жилых домов первой  массовой серии 1.355 в микрорайонах  Ново-Ленино, Юбилейный. Многолетний  опыт выполнения ремонтно-восстановительных  работ предприятием «Иркут-Инвест»  позволяет принимать оптимальные  решения по усилению существующих  конструкций и утеплению наружных  стен жилых домов без выселения  жителей.

 

 В 2004 году принята  программа «Переселение граждан  из ветхого и аварийного жилья  на 2004-2010 годы», решающая вопросы  обеспечения жильем граждан, живущих  в условиях, непригодных для проживания, и социально-экономического и  градостроительного развития территории  Иркутска, на которой расположены  аварийные и ветхие дома.

 

 Территория Иркутска  в границах городского округа  составляет 27,7 тыс. га. Городской  застройкой занято 11,95 тыс. га, что  составляет 43,1% всех городских земель. Значительную территорию занимают  леса (6,35 тыс. га, или 22,9%), водные  пространства (2,87 тыс. га, или 10,4%), луга и пойменные территории (4,26 тыс. га, или 15,4%).

 

 На селитебные территории  в общем объеме земельного  фонда города приходится 8,36 тыс.  га, или 30,2%. В границах города  большая часть селитебных территорий  занята некапитальной низкоплотной  жилой застройкой, в основном  имеющей высокий уровень физического  износа. Значительные площади приходятся  на промышленные и коммунально-складские  объекты, зачастую занимающие  самые ответственные в градостроительном  плане территории. При большой  площади рекреационных территорий  в границах городской черты  в городе недостаточно зеленых насаждений общего пользования в границах селитебной зоны, удобных для посещения горожанами - парков, садов, скверов.

 

 К настоящему времени  в городе сформировалось пять  крупных промышленных зон - Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская,  Восточная. В них входит около  500 различных предприятий, баз,  складов, гаражей и других объектов  общей территорией около 2 тыс.  га. По своему составу и отраслевому  профилю промышленные зоны неоднородны.  Большинство из них отличаются  стихийностью размещения предприятий;  отсутствием планировочной и  функциональной организации; неэффективностью  использования территориальных  ресурсов.

 

 По данным БТИ и  ГАСН, жилищный фонд города составляет 10 738,4 тыс. м2 общей площади квартир.  Средняя обеспеченность общей  площадью одного жителя города  – 18,1 м2.

 

 Комплексный градостроительный  анализ современного состояния  Иркутска позволил выявить основные  проблемы функционирования и  развития города.

 

 Одной из важнейших  проблем является неэффективное  использование территории. Свободных  площадок под жилищно-гражданское  строительство в границах города  недостаточно, освоение многих из  них сдерживается необходимостью  проведения дорогостоящих мероприятий  по инженерной подготовке и  защите. В то же время значительная  часть селитебной территории  занята массивами низкоплотной  жилой неблагоустроенной застройки.  Обширные производственные зоны  не упорядочены, зачастую размещаются  смежно с жилой застройкой  без необходимых санитарных разрывов. Много различных по размеру  участков промышленно-коммунального  назначения и неиспользуемых  территорий располагаются в селитебной  зоне, резко ухудшая качество  городской среды.

 

 Большую сложность  представляет решение экологических  проблем города. Наблюдается загрязнение  воздушного бассейна выбросами  транспорта и промышленных объектов, актуальны проблемы очистки поверхностных  стоков и водоемов, санитарной  очистки города (удаления бытовых  и промышленных отходов). Сложная  экологическая обстановка является  одним из факторов роста заболеваемости  населения.

 

 К функциональным проблемам  Иркутска относится отставание  транспортной инфраструктуры от  требований времени. Улично-дорожная  сеть, как по плотности, так  и по пропускной способности  не соответствует резко возросшему  уровню автомобилизации. К недостаткам  транспортной системы относятся  неудовлетворительные связи южной  и северной частей города, транзитные  потоки транспорта, в том числе  и грузового, проходящие через  центр города и жилые районы. Качество жизни горожан снижает  недостаток учреждений культурно-бытового  обслуживания и низкий уровень  озеленения, особенно в центральной  части города и в границах  жилых районов.

 

 Отдельную комплексную  проблему представляет сохранение  в пределах города аэропорта,  эксплуатация которого ведет  к сверхнормативному шумовому  загрязнению значительной части  городских территорий.

 

 Перечисленные проблемы  представляются узловыми; градостроительные  подходы к их решению предлагаются  в рамках стратегии развития  города до 2020 г. (генеральный план).

 

 В 2007 году департамент  градостроительства Иркутской области  опубликовал цифры принятого  недавно Генплана: в 2008 году необходимо  построить 1 млн. кв. м жилья,  а к 2010 году этот показатель  нужно увеличить в 3 раза. По  данным того же департамента  в 2007 году в Иркутской области  было ведено 576 тыс. кв. м жилья.

 

 Принимая во внимание  потенциал местных строителей, данных  показателей самостоятельно, без  привлечения застройщиков из  других регионов, достичь не удастся.  В чем заключаются проблемы  иркутского строительного сектора?

 

 Проблемы начинаются  еще до строительства: на стадии  проектирования. Дело в том, что  в регионе заметна нехватка  проектировщиков и архитекторов. Имеющиеся же кадры не обладают  достаточным уровнем квалификации. По данным управления Главгосэкспертизы,  в 2007 году каждый второй проект  был направлен на повторную  экспертизу.

 

 Сейчас совместно с  крупными проектными институтами  работают небольшие проектные  бюро, мастерские, одиночные архитекторы  и дизайнеры, но и этого недостаточно. В итоге, все иркутские проектировщики  в настоящее время не справляются  ни с объемом работ, ни с  количеством строительных объектов.

 

 Следующая проблема  – дефицит кадров собственно  в строительстве. многие местные  не хотят идти учиться на  строителей, на стройки чаще всего  попадают те, кто больше никуда  не смог устроиться – в основном  в качестве чернорабочего.

 

 Например, для компании  «Востсибстрой» кадровая проблема  всегда была актуальной. Состояние  рынка труда рабочих профессий  в Иркутске в 2005-2008 гг. просто  катастрофичное. Рабочая сила в  дефиците. Поэтому застройщикам  приходится подавать заявления  на привлечение рабочих из-за  границы. Но если в 2005 г. иркутские  строители подали заявку на 20 000 сотрудников, то в 2007 г. им  было разрешено привлечь только 4,5 тыс. иностранных рабочих.

 

 Чаще всего на работу  в Иркутск приезжают китайцы.  По мнению строителей, с ними  работать удобно: они обязательны  и исполнительны, но после 2-3 сезонов китайские рабочие уезжают  на родину, так как там они  могут заработать больше.

 

 Еще одним фактором, затрудняющим развитие строительной  сферы, является земельный вопрос. Застройщики региона утверждают, что участков под застройку  в пределах населенных пунктов  практически не осталось. Нужно  или выходить за пределы города, или убирать ветхое и аварийное  жилье.

 

 Строителям Иркутска  приходится заниматься сегодня  переселением из аварийного жилья,  но видимых результатов это  пока не приносит. Мешает несовершенство  законодательной базы. При переселении  человеку обязаны предоставить  жилье той же площадью, что  и в ветхом доме. Только сейчас  ни одна организация не ведет  строительства идентичного метража.  Как правило, переселенцу выделяется  большая площадь, а он не  в состоянии заплатить за разницу.  Отсюда источник конфликтов. В  итоге получается, что чиновниками  в городах области внедряются  программы по сносу ветхого  жилья, а средства на это  расходуют сами застройщики.

 

 Выходом из подобной  ситуации может быть скорейшее  формирование нормативной базы  в целом и документов территориального  планирования, в частности. В этом  случае можно будет вводить  в оборот и начинать строительство  на новых площадках, в том  числе и в пригородной зоне.

 

 В Иркутской области  генплан утвержден в 2007 году. Он  задает направление для развития  города до 2020 года. Учитывая необходимость  строить больше и дешевле, в  генплане приоритет отдается  демократичному жилью. Но в  спальных районах наряду с  многоквартирными домами будут  строиться и элитные.

 

 Пожалуй, самая острая  проблема, тормозящая рост строительства  в Иркутске и области – нехватка  строительных материалов. В большинстве  регионов Сибирского федерального  округа стройиндустрия не развита:  всего 2-3 завода на область  или край. Причем практически  на всех предприятиях наблюдается  высокая изношенность производственных  мощностей. В итоге отрасль  выдает продукцию низкого качества  по завышенным ценам.

Информация о работе Анализ рынка недвижимости г. Иркутска