Анализ методик расчета рейтинга условий ведения бизнеса и рекомендации по улучшению позиций Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:53, лабораторная работа

Описание работы

Рейтинг Всемирного банка (ВБ) «Doing business» предназначен для сравнительной оценки деловой среды в странах мира. Первый рейтинг условий ведения бизнеса был составлен в 2003 году и включал 133 страны, ранжируемые по 5 базовым наборам показателей. Отчет-2011 охватывает 9 наборов показателей (От-чет-2010 - 10 наборов), и с 2008 года 183 страны включены в рейтинг. Позиция Республики Беларусь в Отче-те-2011 характеризуется 68-м местом, что является значительным шагом вперед, учитывая, что в Отчете-2007 мы были на 129-м месте (табл. 1). По прогрессу продвижения за 5 лет мы - третьи в мире после Грузии и Руанды, а партнер по Таможенному союзу - Казахстан - замыкает десятку стран-реформаторов.

Файлы: 1 файл

Ковалев.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)


КАК ПОВЫСИТЬ ПОЗИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?

со



16


Михаил КОВАЛЕВ, Екатерина ВАУЧИК, Рейтинговое агентство БГУ

Анализ методик расчета рейтинга

условий ведения бизнеса

и рекомендации по улучшению

позиций Беларуси

введение

Рейтинг Всемирного банка (ВБ) «Doing business» предназначен для сравнительной оценки деловой сре­ды в странах мира. Первый рейтинг условий ведения бизнеса был составлен в 2003 году и включал 133 стра­ны, ранжируемые по 5 базовым наборам показателей. Отчет-2011 охватывает 9 наборов показателей (От-чет-2010 - 10 наборов), и с 2008 года 183 страны включены в рейтинг. Позиция Республики Беларусь в Отче-те-2011 характеризуется 68-м местом, что является значительным шагом вперед, учитывая, что в Отчете-2007 мы были на 129-м месте (табл. 1). По прогрессу продвижения за 5 лет мы - третьи в мире после Грузии и Руан­ды, а партнер по Таможенному союзу - Казахстан - замыкает десятку стран-реформаторов.



Таблица 7

Динамика рейтинга Беларуси

 

Страна

2007

2008

2009

2010

2010*

2011

Беларусь

129

110

82

58

64

68

РФ

96

106

118

120

116

123

Украина

128

139

146

142

147

145

Польша

75

74

72

72

73

70

Литва

16

26

25

26

26

23

Казахстан

63

71

64

63

74

59

Кол-во ранжируемых стран

175

178

183

183

183

183

* Столбец отражает место страны в Отчете-2010, рассчитанное по методологии, используемой для Отчета-2011. Существенное отли­чие одно - исключен набор показателей - наем рабочей силы, по которому мы занимали высокое 32-е место, что снизило наш общий рейтинг.

Президентом страны еще в 2008 г. была поставлена цель войти в тридцатку стран с наиболее благоприят­ными условиями ведения бизнеса. За два последних года сделано многое для улучшения условий ведения биз­неса, часть из них уже учтена в Отчетах-2010,2011. Однако в полном объеме они еще не дошли до составите­лей рейтинга - дело в том, что отчет, датируемый годом х (Отчет-х), опирается в основном на условия бизнеса года х-2. Так в Отчете-2011 анализируется правовая ситуация, имевшая место с мая 2009 г. по июнь 2010 г. Как будет видно из анализа, отдельные принятые решения еще не заработали в полную силу, их еще не почув­ствовал бизнес и они не были оценены экспертами ВБ.

Данный материал мы подготовили с целью не столько помочь чиновникам понять нюансы рейтинга, уви­деть и исправить наши слабые места в регулировании бизнеса, сколько на примере рейтинга пояснить, что та­кое эффективные государственные институты. Отметим, что практика подтверждает важность качественных условий ведения бизнеса по мониторингу данного рейтинга (аутсайдеры в ЕС в Отчете-2010 (2011) занимали низкие места: Испания - 62-е (49-е), Греция - 109-е (109-е), Италия - 78-е (80-е). Многоаспектность методики покажет также, что эффективные рыночные институты выстроить непросто, так как в последнее время появи­лись псевдосоветы, как найти «лазейки» в методике и оказаться сразу же на 20-м месте.



КАК ПОВЫСИТЬ ПОЗИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?



Основная идея рейтинга условий ведения бизнеса состоит в том, что эффективная экономическая дея­тельность невозможна без адекватных норм и правил, эффективных институтов. Рейтинг условий ведения бизнеса базируется на двух типах данных: один тип - показатели, прописанные в законах и нормативных до­кументах, второй тип - показатели времени и движения, измеряющие эффективность достижения норматив­ных целей, например таких, как предоставление правового статуса предприятию.

Подобно тому, как важно знать и понимать, что учитывает рейтинг условий ведения бизнеса, также важ­но знать, откуда эксперты ВБ получают данные и как они их обрабатывают и интерпретируют. Сбор данных для Отчета-2011, который опубликован 4 ноября 2010 г., происходил в период с мая по июнь 2010 г., за исклю­чением данных для индекса «налогообложение», которые оценивались с января по декабрь 2009 г.

Стоить отметить субъективность, присущую рейтингу, так как одним из применяемых методов сбора ин­формации является анкетирование специалистов: юристов, бизнес-консультантов, экспедиторов, чиновников и др. Составители рейтинга отдают преимущество представителям именно этих профессий, так как считают, что собственники или менеджеры предприятий лишь нечасто могут столкнуться с подобными процедурами, в то время как специалисты изо дня в день работают над данными вопросами. Специалистов в каждой стране опрашивается около восьми тысяч, и взаимная работа составителей и респондентов разделена на несколько этапов, что включает в себя конференц-звонки, переписку и личные встречи с командой ВБ. Следовательно, возможно расхождение отдельных показателей с официальными данными, а это является следствием того, что на практике нормы и правила ведения бизнеса реализуются не столь успешно.

Существует ряд общих ограничений и предположений о модельном предприятии, на примере которого рассчитывается рейтинг, большинство из них специфичны для каждого набора показателей. К общим предпо­ложениям о предприятии можно отнести: расположение в одном из крупнейших городов страны либо в дело­вом центре; организационную форму - общество с ограниченной ответственностью (если в стране существу­ет несколько типов обществ с ограниченной ответственностью, выбирается наиболее распространенный); от­сутствие доли иностранного капитала; количество совладельцев - не менее пяти.

На примере модельного предприятия методика рейтинга оценивает ряд основополагающих правовых моментов, исходя из чего можно достаточно адекватно судить о развитии экономической ситуации в целом, что подтверждается коэффициентом корреляции (0,79) между индексом конкурентоспособности страны Все­мирного экономического форума (Global Competitiveness Index of the World Economic Forum) и ее местом в данном рейтинге.

Место в рейтинге строится на основе среднеарифметической суммы значений баллов по каждому индек­су, т.е. влияние всех девяти индексов на итоговую позицию страны одинаково. В том случае, если индекс яв­ляется результатом оценки набора показателей, которые не могут быть сравнены между собой (к примеру, на­бор показателей состоит из оценки времени, затрачиваемого на определенную операцию, количества проце­дур и денежных затрат проведения данной операции), составители прибегают к следующему методу шкали­рования: каждый из показателей ранжируется изолированно среди всех стран, представленных в рейтинге. По каждому показателю страна получает балл от 0 до 1, так называемый процентный ранг, который равен доле стран с лучшими или такими же значениями показателя в сравнении с данной страной. Очевидно, что чем вы­ше место страны по показателю, тем меньшие баллы она получает: страна с наилучшим значением показателя получает 0, страна с наихудшим - 1. Далее в зависимости от того, какому показателю какой вес придан, взве­шенные значения баллов по каждому показателю суммируются, и в итоге мы получаем усредненный балл по индексу. Место по индексу определяется в соответствии с баллом: чем меньше балл, тем выше место.

Отметим, что для обоснования методик и индексов рейтинга приводится список литературы из 676 наи­менований. Основы методики были предложены в течение 2002-2008 гг. сотрудником Всемирного банка С.Дьянковым и его соавторами из Гарвардского университета.

Таблица 2 Сравнение позиций Республики Беларусь по индексам с другими странами [Отчет-2011)


17



 

 

Беларусь

РФ

Украина

Польша

Литва

Казахстан

Итоговая позиция

68

123

145

70

23

59

Регистрация предприятий

7

108

118

113

87

47

Получение разрешений на строительство

44

182

179

164

59

147

Регистрация собственности

6

51

164

86

7

28

Кредитование

89

89

32

15

46

72

Защита инвесторов

109

93

109

44

93

44



КАК ПОВЫСИТЬ ПОЗИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?

Окончание табл. 2



со


Налогообложение

183

105

181

121

44

39

Международная торговля

128

162

139

49

31

181

Обеспечение исполнения контрактов

12

18

43

77

17

36

Ликвидация предприятий

93

103

150

81

39

48



1. Регистрация предприятия

Индекс «регистрация предприятия» оценивает процедуры, временные и финансовые затраты, которые свя­заны с началом легальной деятельности предприятия. Каждый из четырех указанных показателей - процедуры, временные затраты, финансовые затраты, минимальный оплаченный капитал = имеет одинаковый вес - 0,25.



18


Модельное предприятие:

■  стартовый капитал в 10 раз превышает размер странового дохода на душу населения (страновой доход
на душу населения оценен Всемирным банком в 5,540.00 USD);

■  осуществляет производство или продажу товаров или услуг населению. Предприятие не занимается
внешнеторговой деятельностью и не работает с товарами, на которые распространяется действие специаль­
ного налогового режима, например, алкоголь и табак. Оно не использует производственные процессы, кото­
рые загрязняют окружающую среду;

■  снимает производственные мощности и офис и не владеет недвижимостью;

■  не пользуется какими-либо льготами;

■  имеет от 10 до 50 сотрудников;

■  имеет оборот, как минимум в 100 раз превышающий доход на душу населения.

Модельные процедуры. Под процедурой понимается любое взаимодействие между учредителями предприятия и сторонними лицами (например, государственными органами, юристами, аудиторами и нота­риусами). Взаимодействие между учредителями, менеджерами предприятия и его сотрудниками не рассмат­ривается как процедуры. Процедуры, которые должны быть пройдены в одном здании, но в разных помеще­ниях, рассматриваются как различные процедуры. Если учредители предприятия вынуждены несколько раз посещать одно и то же учреждение для прохождения разных процедур, каждая из процедур учитывается от­дельно. Предполагается, что учредители сами проходят все процедуры и не прибегают к услугам посредни­ков, бухгалтеров или юристов, если это не предусмотрено законодательством.

Мера по уменьшению количества процедур принимается во внимание, если она является законной, об­щедоступной, применяется большинством предприятий и позволяет избежать значительных задержек.

Временные затраты. Данный показатель отражает средний показатель временных затрат, которые, по мнению юристов, специализирующихся на вопросах регистрации, необходимы на прохождение той или иной процедуры. Предполагается, что минимальное время прохождения одной процедуры равняется одно­му дню. Хотя процедуры могут проходить одновременно, начинаться они должны в разные дни. Процедура считается пройденной, когда предприятие получает итоговый документ, например, свидетельство о регис­трации или номер налогоплательщика. Если процедура может быть ускорена путем внесения дополнитель­ной платы, рассматривается именно ускоренный вариант процедуры.

Информация о работе Анализ методик расчета рейтинга условий ведения бизнеса и рекомендации по улучшению позиций Беларуси