Анализ налогов и расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

На Западе налоговые вопросы и вопросы расчетов с бюджетом по налогам и сборам давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
Таким образом, анализ налогов и расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность налогов и их виды
1.1 Сущность налогов
1.2 Функции налогов
1.3 Виды налогов и сборов
Глава 2. Анализ облагаемой налогов прибыли и расчетов с бюджетом и целевыми бюджетными фондами
2.1 Общая методика определения (формирования) прибыли предприятия
2.2 Характеристика анализируемого предприятия
2.3 Анализ облагаемой налогом прибыли
2.4 Анализ состава и структуры налогов
2.5 Анализ образования налогов и расчетов по ним с бюджетом и целевыми бюджетными фондами
2.6 Выявление резервов роста прибыли предприятия и общие выводы по результатам анализа
Глава 3. Основные направления совершенствования системы налогообложения в РБ
3.1 Основные направления налоговой реформы в РБ
3.2 Реформирование национальной системы бухгалтерского учета, а также устранение противоречий, искажающих финансовые результаты работы предприятий. (на примере исчисления налога на прибыль с учетов курсовых разниц)
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

2012 Курсовая работа.docx

— 70.48 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Анализ налогов  и расчетов с бюджетом

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Сущность налогов  и их виды

 

1.1 Сущность налогов

 

1.2 Функции налогов

 

1.3 Виды налогов и сборов

 

Глава 2. Анализ облагаемой налогов  прибыли и расчетов с бюджетом и целевыми бюджетными фондами

 

2.1 Общая методика определения  (формирования) прибыли предприятия

 

2.2 Характеристика анализируемого  предприятия

 

2.3 Анализ облагаемой налогом  прибыли

 

2.4 Анализ состава и  структуры налогов

 

2.5 Анализ образования  налогов и расчетов по ним  с бюджетом и целевыми бюджетными  фондами

 

2.6 Выявление резервов  роста прибыли предприятия и  общие выводы по результатам  анализа

 

Глава 3. Основные направления  совершенствования системы налогообложения  в РБ

 

3.1 Основные направления  налоговой реформы в РБ

 

3.2 Реформирование национальной  системы бухгалтерского учета,  а также устранение противоречий, искажающих финансовые результаты  работы предприятий. (на примере  исчисления налога на прибыль  с учетов курсовых разниц)

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложения

 

 

 

Введение

 

Право облагать налогом... – 

 

это не только право уничтожать,

 

но и право созидать.

 

Верховный суд США

 

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

 

На Западе налоговые вопросы  и вопросы расчетов с бюджетом по налогам и сборам давно уже  занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или  даже вызвать банкротство предприятия.

 

Таким образом, анализ налогов  и расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений  в анализе хозяйственной деятельности предприятия.

 

В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. N 462-XII "О предприятиях" (в ред. Законов Республики Беларусь от 23.04.1992 N 1620-XII, от 27.01.1993 N 2131-XII, от 29.06.1993 N 2451-XII, от 10.12.1993 N 2634-XII, от 17.11.1997 N 93-З, от 31.12.1997 N 115-З, от 14.05.2001 N 16-З) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 марта 2001 г. N 2/278)"Главной задачей предприятия  является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли  для удовлетворения социальных и  экономических интересов членов трудового коллектива и интересов  собственника имущества предприятия. Удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах  регулируется государством экономическими методами."

 

Однако получение и  использование прибыли по собственному усмотрению возможно только после расчетов c бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами по налогам и  целевым сборам.

 

Таким образом актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую  роль в механизм е формирования прибыли  предприятия, а своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами свидетельствует о хорошем  финансовом состоянии предприятия. В случае нарушения хозяйствующим  субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом по налогам к нему применяются  финансовые санкции, что может существенно  ухудшить финансовое положение предприятия (источник уплаты санкций - прибыль  предприятия).

 

Цель курсовой работы - проанализировать налоги, уплачиваемые предприятием и  расчеты с бюджетом по налогам  и сборам.

 

Основными задачами курсовой работы являются:

 

изучение понятия и  сущности налогов;

 

рассмотрение основных функций  налогов;

 

анализ состава и структуры  налогов, уплачиваемых предприятием;

 

анализ образования налогов  и расчетов по налогам с бюджетом и целевыми бюджетными фондами;

 

выявление основных направлений  совершенствования системы налогообложения  в Республике Беларусь.

 

Глава 1. Сущность налогов  и их виды

 

Исторически возникновение  налогов относится к периоду  разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных  доходов. В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов  в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При  феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций  феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в  формировании государственной казны.

 

 

1.1 Сущность налогов

 

В широком смысле под налогом  понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

 

В современной литературе о налогах приводится большое  количество различного рода определений  налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж: обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для  плательщиков обязательными, не относятся  к налоговым. К налогам не относятся  любые добровольные выплаты, взносы, отчисления [1, 64с.].

 

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. Таким образом, к  налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает  в связи с заключением плательщиками  с государством, государственными органами либо иными представителями государства  каких-либо договоров.

 

К налогам также не относятся  платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также  различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного  ущерба).

 

В отдельных определениях налога указывается, что налоги - это  платежи, взимаемые в установленном  законом порядке. Это справедливо  в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться  законом. Однако включение в определение  слов "платежи, взимаемые в установленном  законом порядке" сильно ограничивает значение термина "налог". В ряде современных государств налоги могут  вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена  законодательной властью, соответствующий  платеж не теряет своего налогового характера.

 

В других определениях можно  встретить указание на то, что налоги - это платежи, взимаемые с юридических  и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие "налог". Обязанность по уплате налогов может возлагаться  не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в  соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог  взимается с совокупного (объединенного  для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных  лиц, но и с таких объединений  физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками  которых выступали отдельные  административно-территориальные единицы.

 

Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных  условиях большинство налоговых  выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история  содержит многочисленные примеры осуществления  налоговых выплат в натуральной  форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы  в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности.

 

Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как  правило, налоги взимаются с целью  обеспечения платежеспособности различных  уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут  подлежать зачислению не только в  государственные (федеральные и  региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством образования  различного рода фондов. Налог не перестает  быть налогом только на основании  того, что законодатель устанавливает  необходимость зачисления выплачиваемых  сумм помимо бюджетных счетов на счета  каких-либо организаций [2, 640с.].

 

В Республике Беларусь в 1990-е  годы велись острые дискуссии, следует  ли относить к налогам платежи  в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам  относятся только платежи, суммы  по которым зачисляются в государственные  бюджеты и бюджеты органов  местного самоуправления, то платежи  в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа  платежей налогового характера. Государство  вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы  тех или иных платежей. Аналогичные  выплаты в США зачисляются  в федеральный бюджет, а во Франции - во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости  от адресности их зачисления. Аналогичная  ситуация возникает с платежами  в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные).

 

Возможна такая ситуация: законодательством установлена  обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании  определенных видов имущества, а  также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить  договор страхования на различных  условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда  на плательщика возлагается обязанность  перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие платежи  приобретают характер налоговых.

 

Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных законом  случаях одни физические лица обязаны  выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых  не включаются.

 

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения  новой стоимости - национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. При  перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

 

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как  часть финансовых отношений находятся  в постоянном изменении [3, 325с.].

 

 

1.2 Функции налогов

 

Налоги представляют собой  объективную реальность, связанную  с существованием государства. Их сущность выражается в отношениях между государственной  властью, хозяйствующими субъектами и  отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на общегосударственные  нужды. Специфичность этих отношений  состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство  выступает главным действующим  лицом, устанавливая в законодательном  порядке правила изъятия в  свое распоряжение части доходов  предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты  или в качестве предоставления льготы.

 

Налогоплательщики обязаны  беспрекословно подчиняться Закону, а вопросы об установлении налогов  и о государственном бюджете  страны не могут выноситься на общенародный референдум. По своей сути налог - это  одностороннее движение средств  в бюджет, а приводным механизмом к его существованию служит принудительный и бесспорный характер взимания.

 

В конечном счете налоги косвенным  способом все же возвращаются налогоплательщикам в виде финансирования из бюджет отдельных  отраслей экономики, расходов социально-культурного  назначения или удовлетворения других общественных потребностей. Поэтому  предприятиям и населению небезразлично  как используются их платежи и  они вправе требовать от государства  полного отчета об исполнении бюджета.

Информация о работе Анализ налогов и расчетов с бюджетом