Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития естественных монополий на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы деятельности естественных монополий, раскрыть их сущность, особенности и методы регулирования;
выявить основные проблемы регулирования естественных монополий в Российской Федерации и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются естественные монополии Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3

1 Теоретико-методологические аспекты исследования естественных монополий……………………………………………....5

Естественные монополии: понятие, сущность, виды……………..5

Методы регулирования деятельности естественных монополий……………………….……………………………………..10

2 Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации…………………..…………………………...18

2.1 Естественные монополии в России...………………………….....18

2.2 Государственное регулирование естественной монополи….….25


Заключение………..……………………………….…………………30

Библиографический список…………………………..………….….32

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ МИКРОЭКОНОМИКА_03_06_00000.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

                                                                                                                                                                                     С.

 

Введение…………………………………………………………………3

 

1 Теоретико-методологические аспекты исследования естественных монополий……………………………………………....5

 

    1. Естественные монополии: понятие, сущность, виды……………..5

 

    1.  Методы регулирования деятельности естественных монополий……………………….……………………………………..10

 

2 Анализ  деятельности естественных монополий в Российской Федерации…………………..…………………………...18

 

2.1 Естественные монополии в России...………………………….....18

 

2.2 Государственное регулирование естественной монополи….….25

 

 

Заключение………..……………………………….…………………30

 

Библиографический список…………………………..………….….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Совершенная конкуренция  характеризуется неспособностью отдельных  продавцов влиять на цену товара, так  как ни одна конкурентная фирма не имеет достаточно большой доли рыночного  предложения, чтобы воздействовать на цену. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить. Монополия же характеризуется концентрацией производства в руках владельцев единственной фирм, что дает ей возможность влиять на цену производимого товара.

Проблема естественных монополий является одной из самых  актуальных в странах с рыночной экономикой. Это связано, прежде всего, с тем, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Зачастую монополисты злоупотребляют своей способностью регулировать цену на производимый товар, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития естественных монополий на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.

В данной работе были поставлены и решены следующие  задачи:

  • изучить теоретические основы деятельности естественных монополий, раскрыть их сущность, особенности и методы регулирования;
  • выявить основные проблемы регулирования естественных монополий в Российской Федерации и предложить пути их решения.

Объектом исследования являются естественные монополии Российской Федерации.

Предметом исследования – особенности регулирования естественных монополий.

Для полноценного изучения естественных монополий необходимо сначала исследовать  теоретические аспекты, что представлено в первой части, затем провести анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации, рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и пути их преодоления.

Информационной  базой для написания курсовой работы послужили труды ведущих  отечественных экономистов, посвященные  вопросам деятельности и регулирования естественных монополий, периодическая печать, материалы c сайтов ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретико-методологические аспекты исследования естественных монополий

    1. Естественные монополии: понятие, сущность, виды

На современном рынке часто встречается ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого с ним товара.

Монополия – (от греч. mono – один, poleo – продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к  монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает  возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия  на  рынке определенного товара1.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому  при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется троякое определение  монополии, а именно монополия определяется как:

  • такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей;
  • исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц;

-  крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. В экономической теории различают следующие виды монополий:

  • чистая монополия – ситуация с единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Понятие «чистая монополия» является абстракцией, так как практически отсутствуют продукты, у которых нет заменителей. Ситуация с чистой монополией скорее характерна для местного рынка, чем для общенационального, так как на местном рынке некоторые услуги могут быть расценены как услуги единственного продавца товара, не имеющего близких заменителей2;
  • закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты, института авторских прав;
  • естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба;
  • открытая монополия – фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо, обычно нового, товара, не обладая специальной защитой от конкуренции. Открытая монополия будет существовать до тех пор, пока не появится другой производитель аналогичной продукции;

- простая монополия – фирма-монополист продает свою продукцию по одной цене всем потребителям3.

Рассмотрим подробнее такой  вид монополии как естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, если одна фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или  услугой с меньшими издержками, чем  это удалось бы двум или более конкурентам. Другими словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних совокупных издержек. Товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые естественной монополией, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Примером естественной монополии может служить водо- и газоснабжение, услуги местной телефонной компании4.

Естественная  монополия характеризуется ситуацией  на рынке, при которой потребительский  спрос может быть наилучшим образом  удовлетворен только одной или небольшой  группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. В данном случае конкуренция не имеет практического смысла и даже может быть нежелательна. Например, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, почтовая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе небольшое число, а может и единственное предприятие, которое, несомненно, является монополистом. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать естественную монополию, необходимо рассмотреть ее основные признаки:

1) фирмы, естественные  монополисты, наиболее эффективно  функционируют в том случае, когда  на рынке отсутствует конкуренция.  Дело в том, что это позволяет  экономить на масштабах производства  вследствие очень высоких издержек. Примером может служить транспортная отрасль. Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину составляет количество перевозимых людей и грузов. Иными словами, стоимость единицы транспортной услуги находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

2) барьеры входа  на рынок для других фирм. Издержки, связанные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогичных по специализации фирм в принципе не может быть окуплена;

3) естественная  монополия характеризуется низкой  эластичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

4) деятельность  фирмы-монополиста построена по  сетевому принципу. Иными словами,  головная организация имеет широкие  географические и экономические  связи со всеми филиалами и  дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования5.

Естественные  монополии встречаются в двух вариантах:

  1. Природная монополия. Она образуется посредством барьеров, создаваемых самой природой. Например, геологоразведочная компания открыла уникальный в своем роде источник природных ресурсов и приобрела в свою собственность участок земли, на котором это месторождение расположено.
  2. Технико-экономические монополии. Они появляются под воздействием каких-либо технических или экономических факторов. При этом имеет место эффект масштаба, что заставляет фирмы расширять зону своего влияния и собственные размеры в целях снижения затрат на единицу изготовленной продукции. Например, просто невозможно представить, чтобы в городе имелась не одна, а две или несколько сетей канализации или несколько способов поступления газа и света в каждую квартиру или любое другое помещение. Если бы так было, такая деятельность сопровождалась бы огромными издержками конкурирующих фирм.

Естественной  монополией обладают собственники и  иные хозяйствующие субъекты, имеющие  в своем распоряжении редкие и  свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные  для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственно важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Таким образом, естественная монополия — это  самый оптимальный вид монопольной  структуры. Сегодня такие крупнейшие компании осуществляют общий контроль над использованием ресурсов и занимаются их распределением. Однако главным недостатком здесь все же является система «плавающих» цен, поскольку монополист устанавливает их самостоятельно и порой необоснованно6

 

1.2 Методы регулирования деятельности естественных монополий

Цель государственно-правового  регулирования естественных монополий - удерживать или установить равновесие между интересами потребителей и  интересами субъектов естественных монополий, упорядочить их деятельность путем ввода правил поведения.

В мировой  экономической практике наибольшее распространение получили три основных метода регулирования деятельности естественных монополий:

1.Торги за  франшизу (или конкуренция за  монопольный рынок).

Если существует значительный эффект экономии от масштаба производства, приведший к единственности фирмы на данном рынке, то конкуренция может быть только на начальном этапе – при организации торгов за право быть этой фирмой, то есть за получение франшизы на естественную монополию. Основной критерий отбора победителя торгов – удельная цена товара. Победитель (предложивший наименьшую цену), очевидно, будет лишен мотивов увеличивать свои издержки, и в то же время у него усиливаются стимулы к оптимизации размещения ресурсов в условиях естественной монополии.

Достоинство такой формы  контроля над естественными монополиями усматривается: во-первых, в простоте и эффективности механизма раскрытия информации компаний-производителей; во-вторых, в подчинении их деятельности запросам потребителей, а не регулирующего органа; в-третьих, в сокращении роли последнего до минимума7.

2. Регулирование  нормы прибыли.

Суть метода в  том, что основные инструменты антимонопольного регулирования направлены на "выходные" параметры деятельности компаний. Основной параметр - цены. Уровень цен продукции компаний регулируемой области определяется исходя из необходимости обеспечить каждой из них доход, полученный в неком базовом или "пробном" году. Сведения о доходе получают из тщательно проверенной бухгалтерской отчетности фирмы. Предоставление компаний неверных данных жестко карается законом.

Основной составляющей дохода выступают средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и реализации продукции, амортизацию основных фондов, налоги, выплачиваемые фирмой. Доход должен включать также так называемую "допустимую" прибыль, размер которой устанавливается на базе ее "разумной" нормы. Нижней границей может служить – цена капитала, верхней – доход, на инвестиции с той же степенью риска в предприятия конкурентных отраслей.

Информация о работе Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации