Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития естественных монополий на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы деятельности естественных монополий, раскрыть их сущность, особенности и методы регулирования;
выявить основные проблемы регулирования естественных монополий в Российской Федерации и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются естественные монополии Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3

1 Теоретико-методологические аспекты исследования естественных монополий……………………………………………....5

Естественные монополии: понятие, сущность, виды……………..5

Методы регулирования деятельности естественных монополий……………………….……………………………………..10

2 Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации…………………..…………………………...18

2.1 Естественные монополии в России...………………………….....18

2.2 Государственное регулирование естественной монополи….….25


Заключение………..……………………………….…………………30

Библиографический список…………………………..………….….32

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ МИКРОЭКОНОМИКА_03_06_00000.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Первый этап реформирования был направлен на оптимизацию управления головной компанией и систему бюджетирования. Второй этап - оптимизация систем работы компании на уровне дочерних предприятий. В рамках этого этапа созданы компании, которые будут специализироваться только на добыче, транспортировке, хранении или газораспределении.

Стратегия развития "Газпрома" базируется на ряде программ, в частности, развития минерально-сырьевой базы до 2030 г., в том числе на Ямале, Дальнем  Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта 18.

Следующей известной  естественной монополией называют ОАО  «РЖД». На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в  пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшая особенность  отрасли состоит в том, что  основная ее продукция (железнодорожные  перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными  дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Сопоставление показателей  производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого работника  на перевозках, с зарубежными данными  свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3  раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» реструктуризирована. В соответствии с программой реструктуризации была создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО «РЖД» (2008-2009 гг.).

С 2011 года в соответствии с правительственными решениями  реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в рамках реализации IV этапа структурной реформы и Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

Принятая модель рынка  грузовых железнодорожных перевозок создала существенные стимулы к развитию частной операторской деятельности – бизнеса по предоставлению вагонов под перевозку грузов. Приход частных инвестиций в операторский сегмент позволил остановить быстрое старение грузового парка. За годы реформ приобретено более 400 тыс. вагонов, вложено около 600 млрд рублей. К началу 2011 года доля вагонного парка независимых от ОАО "РЖД" операторов составляла 45%.

Кроме этого, операторская деятельность постепенно выведена из ОАО "РЖД". С окончанием передачи вагонов в ОАО "Вторая грузовая компания" (ныне ОАО "Федеральная грузовая компания") в 2011 году инвентарный парк практически упразднен и грузовые перевозки полностью обеспечиваются приватными вагонами.

В 2011 году состоялась продажа  контрольного пакета (75% минус 2 акции) ОАО "Первая грузовая компания", а  в 2012 году – оставшегося пакета акций  ОАО "ПГК"19.

Таким образом, к 2013 году более 79% грузооборота стало обеспечиваться с привлечением грузовых вагонов  независимых от холдинга "РЖД" операторов.

Одна из основных целей  структурной реформы – прекращение  перекрестного финансирования пассажирских перевозок за счет грузовых и запуск механизма государственного заказа компаниям – пассажирским перевозчикам.

К началу IV этапа реформирования в соответствии с Программой структурной  реформы на железнодорожном транспорте из состава ОАО "РЖД" полностью  выведена деятельность по пассажирским перевозкам:

  • в 2010 году была создана Федеральная пассажирская компания, которая обеспечивает практически все дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами;
  • с 2011 года все пригородные перевозки осуществляются 26-ю пригородными пассажирскими компаниями, в уставных капиталах которых участвуют 27 регионов и ОАО "РЖД" (средняя доля участия регионов в уставных капиталах составляет около 40%).

Но механизм государственного заказа компаниям – пассажирским перевозчикам в полной мере не запущен. В связи с этим, в пассажирском секторе сложилась ситуация хронического недофинансирования. Суммарный дефицит бюджетных субсидий в 2012 году составил более 6 млрд рублей по дальнему следованию и около 9 млрд рублей по пригородным компаниям20.

По мнению руководства  ОАО "РЖД", системным решением данной проблемы является принятие федерального закона "Об организации регулярного  пассажирского железнодорожного сообщения  в Российской Федерации". Однако данный законопроект до сих пор не внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2012 году федеральными органами исполнительной власти при участии  ОАО "РЖД" разработана Концепция  развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Ключевым решением, предлагаемым Концепцией, является переход к осуществлению пригородных перевозок на принципах регионального государственного заказа 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственное  регулирование естественной монополии

Назначение  государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости  уравновесить баланс интересов субъектов  естественных монополий и потребителей.

Высокая экономическая  эффективность естественных монополий  делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены22.

Специально  образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре  и функциям, а также полномочиям  и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.

Во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии 23.

Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия Российской федерации (ФЭК  РФ) как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом Президента РФ от 25 января 1996г. №96 была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).

Федеральным законом "О естественных монополиях" установлены  два специфических метода (применение иных методов не допускается):

1. Органы регулирования  естественных монополии могут  применять ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  (установления) цен (тарифов) или  их предельного уровня.

Во многих странах  цены естественных монополий на первом этапе либерализации прямо регулировались государством. Но в условиях высокой инфляции и резких изменений относительных цен пересмотр тарифов и цен не поспевал за ростом издержек, и была принята на вооружение практика регулирования ценообразования по различным формулам, и одновременно стала осуществляться приватизация или коммерциализация естественных монополистов.

Государство не вправе использовать ценовое регулирование  в рыночных отношениях, т.к. согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, станки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Этот метод логично вытекает непосредственно из понятия естественной монополии, существенный элемент которого - неэластичные цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

2. Определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии24.

Необходимость его применения прямо детерминирована  природой естественных монополий. Производимые в них товары нередко объективно ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Основной метод  регулирования деятельности субъектов  естественной монополии - установление цены (тарифов) или их предельного уровня. Поэтому особенно значима та информация, которая раскрывает состав издержек производства, являющихся главным фактором формирования цены товара.

 В целях  проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка 25.

Мировой опыт представлен  широким спектром возможных воздействий  государства на естественные монополии, включая регулирование через  специальные органы, общественную (государственную) собственность, конкурсный доступ и договорные отношения.

Наиболее последовательно  государственное регулирование  применяется в отраслях общественного пользования, в частности, в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, для которых характерно следующее:

– существенную часть их бизнеса составляют услуги, представляющие важность для широкого круга потребителей;

– финансирование предприятия требует огромных сумм денег, включая средства, полученные от большого числа представителей общественности;

– развитие и расширение бизнеса непосредственно влияет на развитие и рост общественного благосостояния, деловой активности и развития промышленности на конкретной территории26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В заключении следует  отметить, что существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с ростом масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с увеличением объема выпускаемой продукции.

Также, следует отметить, что естественная монополия – это довольно устойчивая  форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения, в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах  регулирования  естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина  разногласий, ведь  на самом деле система  регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы  государственного  регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного рода перемены смогут удовлетворить  всех, следовательно, этот  вопрос будет одним из основных  в  поисковом плане, и  интерес  общества к нему, никогда не угаснет.

Информация о работе Анализ деятельности естественных монополий в Российской Федерации