Акционирование как метод инвестирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение акционирования как метода инвестирования.
При достижении цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие акционирования;
2. рассмотреть акционирование как метод инвестирования;
3. провести анализ зарубежного и отечественного опыта в акционировании;
4. определить проблемы и перспективы акционирования в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность акционирования, его особенности 5
1.2 Акционерное общество: понятие, признаки 8
1.3 Акционирование как метод инвестирования 13
ГЛАВА 2. ОПЫТ АКЦИОНИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ 17
2.1 Опыт платной приватизации 17
2.2 Опыт ваучерной приватизации 19
2.3 Опыт акционирования в Китае……………………………………………..20
ГЛАВА 3. АКЦИОНИРОВАНИЕ В РОССИИ…...……………………………23
3.1 История возникновения акционерных обществ в России………………..23
3.2 Особенности акционирования в России……………………………………24
3.3 Проблемы и перспективы акционирования в России…...………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список литературы…………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Акционирование как метод инвестирования мировой опыт и практическая реализация в России.docx

— 123.56 Кб (Скачать файл)

Сравнительные характеристики ОАО и ЗАО представлены в табл.1.

 

Таблица 1. Сравнение ОАО и ЗАО

Открытое акционерное общество

Категория

Закрытое акционерное общество

Число акционеров открытого Общества неограниченно.

Учредители/акционеры

Число акционеров закрытого Общества не должно превышать 50.

Распределяют акции между неопределенным кругом лиц.

Акции

Распределяют акции между определенным кругом лиц.

Акции распределяются только среди участников или иного ограниченного круга лиц.

Акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Общество проводит открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу.

 

Общество не вправе проводить открытую подписку на акции или предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеру имеют преимущественное право покупки акций других акционеров этого общества.

Общество может публично вести свои дела, публиковать свой баланс.

Публичное ведение дел

Общество может быть обязано публиковать свой баланс только в случаях, указанных в законе.


 

 

Действующее законодательство об акционерных обществах предусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган. (рис.1.)

Рис.1. Уровни и сферы управления в акционерном обществе

 

 

    Основным условием функционирования и развития АО  является  наличие  ценных  бумаг (первичные  рынок  и  вторичный рынок). 

 

    Первичный  рынок –  размещение  новых  выпусков  ценных  бумаг. Инвесторы, которые приобрели ценные бумаги, могут их перепродавать. Такие сделки купли-продажи совершаются на вторичном  рынке. 

 

    К  факторам,  сдерживающим  регулярную  эмиссию  простых  акций можно отнести следующие: 

  • уменьшение  доли  контрольного  пакета  акций,  т.к.  каждый  дополнительный выпуск ведет  к ослаблению контроля над  АО;
  • снижение показателя дохода на 1 акцию; 
  • неблагоприятная  биржевая  конъюнктура   для  продавцов  акций (наступление “медвежьего рынка” - понижение курса акций).

 

    Основными причинами, по которым АО проводят новую  эмиссию, являются следующие:

  • насущная  потребность  в   инвестициях  для  финансирования  технического развития;
  • создание  резервов  акции  на  случай  обмена  конвертируемых облигаций;
  • желание  понизить  долю  заемного  капитала  за  счет  увеличения  собственных средств; 
  • финансирование поглощений и  приобретений других предприятий.

 

   

    1. Акционирование как метод инвестирования

 

 В нашей стране ценные  бумаги включают: акции, облигации, векселя, казначейские обязательства  государства, сберегательные сертификаты  и др. Оборот ценных бумаг и  составляет собственно финансовый  рынок. Он существенно расширяет  возможности привлечения временно  свободных денежных средств предприятий  и граждан для инвестирования  на производственные и социальные  мероприятия.

Выпуск ценных бумаг в современных условиях должен способствовать мобилизации рассредоточенных средств предприятий для осуществления крупных инвестиций, смягчить последствия сокращения объемов бюджетного и ликвидации ведомственного финансирования. Экономической основой становления рынка ценных бумаг служат также постоянно растущие средства населения, не обеспеченные товарным покрытием. В структуре источников финансирования инвестиций снижается доля долгосрочных кредитов банков в связи с ростом ставки банковского процента. Поэтому методом внешнего финансирования инвестиционных программ предприятий становится эмиссия ценных бумаг. Этот процесс, заключающийся в замещении банковского кредита рыночными долговыми обязательствами (акциями и облигациями), получил название «секьюритизация».

 Ценные бумаги представляют  собой документы, подтверждающие  право собственности владельца  на имущество или денежную  сумму, которые не могут быть  реализованы или переданы другому  лицу без предъявления соответствующего  документа. Они удостоверяют также  право владения или отношения займа, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцами. Ценные бумаги дают право их владельцам на получение дохода в виде дивиденда (процента), а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам. В финансовой практике к ценным бумагам относятся лишь те, которые могут быть объектом купли-продажи, а также источником получения регулярного или разового дохода.

Ценные бумаги делятся на 2 группы:

  • опосредованные отношения совладения - акции;
  • отношения долгосрочного займа - облигации, простые и переводные векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты, ипотеки и др.

Акция - ценная бумага, подтверждающая право акционера участвовать в работе АО, в его прибылях (доходах) и в распределении остатков имущества при ликвидации общества. Участником рынка ценных бумаг должен стать инвестиционный институт, который как юридическое лицо создается в любой организационно-правовой форме. Учредителями инвестиционных институтов могут быть граждане (отечественные и иностранные) и юридические лица. На рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов могут выступать банки. Инвестиционный институт может осуществлять свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве: посредника (финансового брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании; инвестиционного фонда.

Деятельность финансового брокера на рынке ценных бумаг заключается в выполнении посреднических (агентских) функций при купле-продаже этих бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта состоит в оказании консультационных услуг по выпуску и обращению ценных бумаг.

В функции инвестиционной компании входят:

  • организация выпуска ценных бумаг и выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц;
  • вложение средств в ценные бумаги;
  • купля-продажа ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем объявления их котировки (установления на определенные ценные бумаги «цены продавца» и «цены покупателя», по которым инвестиционная компания обязуется их продавать и покупать).

Инвестиционная компания образует свои финансовые ресурсы только за счет собственных средств (средств учредителей) и эмиссии ценных бумаг, продаваемых юридическим лицам. Средства физических лиц не участвуют в формировании денежных ресурсов инвестиционных компаний. Это ограничение не касается операций банков с государственными ценными бумагами.

Инвестиционный фонд (в отличие от инвестиционных компаний) вправе привлекать денежные средства населения, что позволяет значительно увеличить величину его активов, а также обеспечить более надежную защиту сбережений населения от инфляции. Фонд предоставляет своим акционерам возможность профессионального управления ценными бумагами. Квалифицированные инвестиционные менеджеры обеспечивают выбор наиболее выгодных направлений инвестирования и получения прибыли.

 

 

Глава 2. ОПЫТ акционирования за рубежом

 

2.1 Опыт платной приватизации

 

Приватизация как способ преобразования форм собственности осуществлялась во многих странах. Только с 1980 по 1994 гг. в мире было приватизировано около 1000 предприятий (не включая Россию). В этой области накоплен достаточно большой опыт по характеру, целям, темпам и результатам. Для переходных экономик интересен опыт равных государств, например приватизация крупных компаний в Англии отличалась тщательностью подготовки каждого приватизационного проекта с точки зрения экономической эффективности и инвестиционного потенциала. Сама приватизация осуществлялась поэтапно. Английский опыт может быть назван эволюционным и эффективным по результатам. Приватизация 10 крупнейших предприятий в Англии проходила 10 лет!

Некоторые страны проводили приватизацию на основе последовательного проведения государством коммерческого подхода. Государство проводило санацию предприятий до их продажи, чтобы приватизируемые предприятия имели "товарный вид" до их продажи с тем, чтобы наибольшая выручка досталась государственной казне. Такой опыт имелся у Египта, Замбии. Он может быть назван государственно-коммерческим.

Кроме того, государство предоставило различные льготы для будущего предпринимательства с тем, чтобы привлечь наиболее выгодных для государства покупателей приватизируемых предприятий.

В переходных экономиках умеренно-радикальной может быть названа приватизация в группе восточно-европейских стран (Чехия, Венгрия, Словакия, Болгария). Здесь решались две противоречивые задачи. С одной стороны, в них было стремление к ускоренной приватизации, а, с другой стороны, была попытка решения проблем инвестиций и технологической модернизации. Учет Проблем экономической эффективности при проведении приватизации (и вообще экономических реформ) выразился в менее глубоком спаде производства, чем в России, и на более раннем выходе из кризиса. Радикальный вариант приватизации наблюдался в Польше. Смена форм собственности была доминирующим мотивом преобразований. Российская приватизация во многом повторяла польскую. Радикализм польской приватизации проявлялся в том, что приватизация осуществлялась и путем ликвидации предприятий-должников и продажи ее имущества.

Большой интерес представляет опыт преобразования собственности в Китае. На начальном этапе проведения реформ осуществлялось перераспределение прав собственности между государством и хозяйствующими субъектами в пользу последних, но без распределения главных правомочий, связанных с экономической властью. В результате хозяйствующие субъекты получали благоприятные условия для хозяйствования, а не торговли средствами производства, ресурсами. Вместе с тем государство (на последующих этапах реформы) дало возможность для возникновения новых (альтернативных) форм собственности. Существенно важной особенностью китайского опыта было то, что предприятия альтернативных форм собственности возникали не за счет конверсии государственного имущества, а за счет альтернативных источников инвестиций. Целью реформ в Китае (в том числе и в области собственности) были рост производства товаров и услуг, увеличение инвестиций, в том числе и иностранных, а не простая смена форм собственности и перераспределение экономической власти. Поставленные цели были достигнуты, и реформы привели не к спаду производства, а, наоборот, к его бурному и неуклонному росту.

Этот опыт соответствует экономическому критерию реформ: рост эффективности использования ресурсов и технологический прогресс. В этом случае реформы становятся органическим элементом и узловыми пунктами исторического прогресса.

 

2.2 Опыт ваучерной приватизации

 

Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существенными трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения. Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.

Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

Информация о работе Акционирование как метод инвестирования