Агропромышленный комплекс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть агропромышленный комплекс Республики Беларусь и пути повышения его эффективности.
Задачи курсовой работы:
– определение сущности АПК и его места в национальной экономике;
– анализ опыта функционирования АПК в зарубежных странах;
– оценка состояния и выделение основных направлений развития АПК Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1 Агропромышленный комплекс и его место
в национальной экономике 5
2 Опыт функционирования АПК в зарубежных
странах 14
3 АПК в системе народного хозяйства
Республики Беларусь 23
3.1 Состояние развития АПК 23
3.2 Направления развития АПК 33
Заключение 39
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

1404-832 курсавая.docx

— 341.32 Кб (Скачать файл)

Переработкой молока, помимо молочных заводов, занимаются порядка 30 организаций различных форм собственности, которые перерабатывают около 1% ресурсов молочного сырья. Производственные мощности по переработке молока составляют 7,5 млн т/год. Среднегодовая мощность мясокомбинатов по переработке мяса скота – 515 тыс. т.

Сегодня перерабатывающие предприятия выпускают около 2000 наименований мясной и молочной продукции. Мясоперерабатывающие организации производят более 100 видов вареных колбас, 70 – сосисок и сарделек, 25 – полу-копчёных, 20 – варено-копченых, 60 – сыро-копченых и сыро-вяленных колбасных изделий, более 100 наименований продуктов из говядины и свинины, около 300 – полуфабрикатов, более 200 видов консервов. Большой популярностью в Беларуси и за ее пределами пользуется мясная продукция таких брендов, как Брестский мясокомбинат, «Пикант», «МяскоВит», «Ням-Нам», Гомельский мясокомбинат, Гродненский мясокомбинат, «Мясная держава», Борисовский мясокомбинат, «Грандъпродукт»

Ассортимент молочной отрасли включает более 1500 наименований, в том числе масла сливочного – 30, сыров всех видов – более 300, цельномолочной продукции более 700. В последние годы молокоперерабатывающие предприятия страны осваивают новые, нетрадиционные для отечественной отрасли виды продукции: сыры с благородной голубой и белой плесенью, элитные твердые сыры с большими сроками созревания, мягкие сыры национальных типов и многое другое. Признательность потребителя в Беларуси и других странах по праву заслужили такие марки как «Савушкин продукт», «Березка», «Кобринские сыры», «Бабушкина крынка», «Беллакт», «Ян Сыродел», «Минская марка», «Молочная страна». 

Ассортимент мукомольно-крупяной продукции насчитывает свыше 170 наименований. Хлебозаводы Беларуси производят более 2 тысяч  видов хлебобулочных и около 2 тысяч кондитерских изделий. В последние годы освоено производство таких видов продукции, как экструзионные хлебцы, сэндвичное твердое печенье, чипсы и пилете, желейные конфеты, мучные сладости типа венских вафель и многое другое. В комбикормовом производстве расширяется ассортимент кормов для домашних животных (собак и кошек).

Чтобы повысить доверие потребителей к своей продукции, белорусские производители внедряют системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции. Техническое переоснащение организаций мясной и молочной промышлености позволило сертифицировать  в 82 подразделениях организаций (21 – в мясной отрасли и 61 – в молочной) международную систему качества по подтверждению соответствия принципам системы анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР). В 24 организациях (8 – мясная отрасль и 16 – молочная) внедрена система менеджмента безопасности пищевых продуктов «Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи», соответствующих международным стандартам ИСО 22000, позволяющая обеспечить контроль безопасности по всей технологической цепочке «от фермы до потребителя». В 81 подразделении (21 – мясной отрасли и 60 – молочной) внедрена система управления качеством в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001. ИСО 14000 внедрили 32 подразделения, ИСО 18000 – 47 подразделений. В 2012 году четыре белорусских предприятия прошли экспертизу Еврокомиссии и получили разрешение на экспорт продовольственной продукции в Европейский Союз: ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Березовский сыродельный комбинат», ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод», СП «Санта Бремор» .

Оценивая техническое состояние основных средств пищевой промышленности, следует отметить, что износ в среднем по отрасли составил 40,2 %.

 Одной из основных  задач пищевой промышленности  остается привлечение инвестиций. Объем инвестиций в основной  капитал  отрасли увеличился на 27,5 %, иностранные инвестиции в пищевую промышленность от общего объема составили 1,8 % .

Динамичное развитие экономики стимулирует рост потребительского спроса и изменения структуры потребления продукции сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, что, в свою очередь, вынуждает предприятия АПК постоянно искать новые способы повышения конкурентоспособности товаров не только за счет роста их потребительской стоимости, но и за счет предоставления сопутствующих торговых услуг.

Вместе с тем до настоящего времени многие отечественные предприятия не смогли в полной мере использовать возможности рыночной системы, в результате чего, как и прежде, обслуживают преимущественно локальные рынки. В то же время зарубежная практика показывает, что развитие фирменных торговых систем крупными компаниями и продуктовыми объединениями (например, Coca-Cola, McDonald's, Nestle и др.) позволяет создавать более устойчивые конкурентные преимущества на рынках потребительских товаров, особенно при продвижении собственных торговых марок. В этой связи установлено, что вопросы организации и функционирования фирменной торговли являются в настоящее время приоритетными для предприятий-производителей не только при разработке сбытовой политики, но и при формировании общей долгосрочной стратегии и тактики рыночных действий, направленных на максимально возможное повышение конкурентоспособности реализуемой продукции. Отставание в развитии собственных торгово-сбытовых систем, как правило, означает для организации потерю контроля над важнейшим звеном производственной и товаропроводящей цепи – продажей товаров в розничной торговой сети. Следовательно, товаропроизводители, не имеющие адекватной рыночным условиям системы распределения, не могут рассчитывать на стабильный сбыт выпускаемой продукции .

Благодаря внедрению передовых технологий, позволяющих обеспечить высокую степень обработки продукции сельского хозяйства, расширяется структура экспорта.

  В 2012 году Беларусь  впервые преодолела отметку $1 млрд. по экспорту готовых пищевых  продуктов. Мы продали, в основном, в Россию этих товаров на $1453 млн. (в 2011г. было $993 млн.). Тем не менее, отрицательное сальдо по данной  товарной статье сохранилось  на уровне $344 млн. Это на $390 млн. меньше, чем было годом раньше. С учетом  того, что по молочным товарам  у нас профицит больше $1,83 млрд. ($1885 млн. экспорт и только $47,8 млн. импорт), сельское хозяйство является  одной из наших ключевых секторов.

Экспорт продовольственных товаров белорусского производства в 2012 году по сравнению с 2007 увеличился по всем основным группам продукции. И это является положительной тенденцией развития пищевой отрасли (табл.3.1)

 

Таблица 2.1 – Динамика экспорта отдельных товаров пищевой промышленности Беларуси 2007-2012 гг. ($ млн.)

 

Товар

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменения 2011 г. к 2012 г., %

Доля товаров в экспорте 2012 г.

Доля товаров в экспорте 2011 г.

Доля товаров в экспорте 2010 г.

Готовые пищевые продукты

 

771

 

993

 

1473

 

48,4

 

3,2

 

2,4

 

3,1

Продукция животного происхождения

 

2264

 

2638

 

2963

 

12,3

 

6,4

 

6,4

 

9,0


 

Однако  результаты работы экспортеров продовольствия нужно оценивать с учетом качества деятельности на внутреннем рынке и финансового состояния. Без обильной господдержки, львиная доля из которой противоречит требованиям ВТО, экспортный успех аграриев был бы невозможен.

В 2012 году импорт  пищевых продуктов, включая табак, составил $2,1 млрд. при экспорте товаров этой группы на $3,87 млрд. Среди товарных статей торгового баланса лидером по темпам роста импорта стали продукты животного происхождения (табл.3.2) .  

Таблица 2.2 – Динамика импорта отдельных товаров пищевой промышленности Беларуси 2010-2012 гг. ($ млн.)

 

Товар

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменения 2011 г. к 2012 г., %

Доля товаров в импорте 2012 г.

Доля товаров в импорте 2011 г.

Доля товаров в импорте 2010 г.

Готовые пищевые продукты

1622

1727

1817

 

5,2

 

3,9

 

3,8

 

4,6

Продукция животного происхождения

488

615

814

 

32,3

 

1,8

 

1,3

 

1,4


 

 

Пока сальдо по этой статье остается положительным (более $2 млрд. в 2012г.), однако, нет сомнения, что импорт по этой товарной позиции будет неизменно расти, что является следствием вступления Беларуси в Таможенный союз.

С целью поддержки и развития агропромышленного комплекса   разработана «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы». С 2006 года  реализуются программы технического перевооружения и модернизации производства, одним из направлений которого является сохранение рабочих мест и обеспечение  занятости населения.

Несмотря на положительную динамику развития сельскохозяйственного производства Беларуси, А. Герасименко в своих исследованиях отмечает, что недореформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство является бременем для государственного бюджета. Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в Беларуси (4,15% к ВВП) значительно выше, чем в других странах (Рис. 3.4). А удельный вес трансфертов, выраженный в процентах к добавленной стоимости в агросекторе, у нас достигает 67%, при том, что в ЕС этот показатель соответствует 30%, в Канаде - 34%, России - 30% .

Большинство мер поддержки, применяемые в Беларуси, по классификации ВТО относятся к так называемой «желтой корзине», т.е. они искажают производство и торговлю. По оценкам Всемирного банка, в  2012 г. на долю «желтой корзины» в Беларуси совокупно пришлось 86% объема господдержки, что составило около 40% сельскохозяйственного ВВП. Самая значительная статья расходов (42%) приходится на субсидирование процентных ставок по кредитам и исполнение госгарантий в их погашении. Субсидии на приобретение средств производства (удобрений, пестицидов, семян, топлива) составили 28% от общего объема «желтой корзины». На субсидирование лизинга приходится 12%, на поддержку производства отдельных видов сельхозпродукции - 9%.

 

Рисунок 3.4 – Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в разных странах мира, % к ВВП

 

В то же время на меры поддержки, относящиеся к «зеленой корзине» (наименее искажающие производство и торговлю), в 2012 г. было выделено лишь 12% от общего объема финансирования. В мире для данных целей приходится более 70% господдержки. При этом, как следует из доклада Всемирного банка, белорусская «зеленая корзина» отличается низким уровнем разнообразия и ограничена набором базовых государственных услуг, направленных на поддержание конкурентоспособности сектора. Ее основу составляет мелиорация и в меньшей степени - расходы на исследование, образование и НИОКР .

В 2005-2011 годы аграрный комплекс полностью обеспечивал потребности внутреннего продовольственного рынка страны и при этом осуществлялась поставка на экспорт. Как отмечает С. Шапиро, экспортная деятельность в предстоящие годы будет приоритетной в белорусском АПК. Однако, по мнению автора, путь на зарубежные продовольственные рынки будет нелегким. Во-первых, по мере роста материального благополучия населения требования к качеству продовольственных товаров постоянно возрастают как на внутреннем, так и на внешних рынках. Во-вторых, конкуренция на внешних рынках усиливается вследствие повышения активности ряда крупных развивающихся государств: Китая, Бразилии, Аргентины и других. Следует учесть и то, что сельскохозяйственное производство России тоже набирает темпы .

Таким образом, проанализировав динамику, состав, структуру социально-экономических показателей аграрного сектора, можно сделать выводы о том, что государству необходимо сконцентрировать большее внимание на увеличение этих показателей.

По статистике хорошо видно как этим показатели падают с каждым годом: наблюдается тенденция снижения численности трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, сокращается численность занятого населения в сельском хозяйстве, медленными темпами растет ВВП, нужно увеличивать производство сельскохозяйственной продукции на душу населения.

В настоящее время перспективы развития отраслей АПК следует рассматривать исходя из требований повышения конкурентоспособности продукции, экономической эффективности ее производства и реализации, а также качества и степени удовлетворенности потребностей различных категорий потребителей на внутреннем и внешнем рынках. 

Для решения насущных проблем в АПК нужны меры инновационного характера, обеспечивающие существенное наращивание производства сельскохозяйственной продукции при экономической целесообразности, расширение ее ассортимента и повышение качества до уровня мировых стандартов.

 

 

3.2 Направления развития АПК

 

 

С целью повышения эффективности АПК, повышения доходов сельского населения и других социально-экономических целей разработана и запущена Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. Предусматривается, что эффективность сельскохозяйственного производства будет повышено за счет:

- приведения затрат на  производство сельскохозяйственного  сырья и продовольствия к нормативному  уровню;

- повышения продуктивности  отраслей сельского хозяйства;

- развития материальной  базы и технико-технологического  переоснащения агропромышленного  производства;

- установления приоритета  экономических показателей, характеризующих  доходность производства, рентабельность  продаж товаров, продукции, работ, услуг, окупаемость инвестиций .

Предполагается, что за счет приведения затрат к нормативному уровню сэкономится около 1 трлн. руб. Повышение эффективности отраслей растениеводства и животноводства должно снизить удельные затраты на производство сельхозпродукции на 5-10%, что сегодня оценивается в сумме 1,5 трлн. руб., и обеспечить рост рентабельности продаж до 11% в целом по стране .

Стратегия развития АПК – сформировать систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие и повышение эффективности производства для надежного снабжения населения продуктами питания, перерабатывающей промышленности – сырьем, активизацию экспорта и укрепление продовольственной безопасности страны.

Информация о работе Агропромышленный комплекс Республики Беларусь