Аграрные проблемы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проблема перехода российского сельского хозяйства на рыночные основы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ 5
1.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРАРНЫХ РЫНКОВ 5
1.2. СПРОС НА РЫНКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 10
1.3. ТОВАРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 13
1.4. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 15
2. ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО КРИЗИСА В РОССИИ 18
2.1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ 18
2.2. ПРИЧИНЫ АГРАРНОГО КРИЗИСА 21
2.3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 24
3. ПРОГНОЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

АГРАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Сельское хозяйство, как  правило, требует долгосрочного  кредитования, поэтому другим направлением инвестиционной политики должно быть увеличение привлекательности вложения средств частных лиц (возможно, через реализацию акций приватизированных предприятий АПК).

Необходимо создание системы кредитования сельскохозяйственных производителей, привязанной к банковской системе. Государство должно активно участвовать в создании эффективного кредитования аграрного сектора экономики и принять непосредственное участие в воспроизводственном процессе продовольственного комплекса РФ. При этом важное место должны занимать связанные кредиты под гарантии регионов.

Принимая участие в  улучшении финансового положения  сельского хозяйства, государство не должно забывать об упорядочивании системы налогообложения. Система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции должна учитывать специфические особенности условий производства в аграрном секторе экономики.

Финансовые аспекты  государственного регулирования аграрного  сектора должны включать в себя жёсткую ценовую политику. Необходимо восстановление паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию отраслей обеспечивающих воспроизводственный процесс в аграрном секторе средствами производства.

Таким образом, финансовые аспекты государственного регулирования деятельности производителей сельскохозяйственной продукции должны охватывать прямую бюджетную поддержку сельского хозяйства, ценовую политику, дотационные меры и субсидии, а также чёткую финансово-кредитную политику. Нельзя забывать и о таможенной политике государства, которая должна быть направлена на защиту внутреннего продовольственного рынка. Только в комплексе все эти направления государственного регулирования аграрного сектора экономики РФ позволят вывезти из кризисной ситуации и обеспечить населения страны продовольствием отечественного производства.

Существующая система  материально-технического снабжения предприятий агропромышленного комплекса ресурсами во многом несёт на себе печать продолжающегося системного кризиса и последствий трансформационного спада производства. Несмотря на радикальные изменения, произошедшие в результате реформ, институциональная среда аграрного рынка России все еще эклектична, не достигнуто доминирования рыночных институтов социально-экономической среды. Ситуация усугубляется отсутствием продуманной воспроизводственно-ориентированной стратегии государственной поддержки формирования и функционирования регионального рынка МТР. При отсутствии такой стратегии значительная часть доходов предприятий АПК перераспределяется в пользу недобросовестных посредников. Часть из них в силу применения взаимозачетов, бартера и так далее не заинтересована в развитии долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в области материально-технического снабжения с предприятиями АПК, не учитывает особенности их работы, специфику воспроизводственных процессов. Большинство из таких посредников не являются дилерами заводов-изготовителей и не дают покупателю гарантий и обязательств гарантийного ремонта и специализированного техобслуживания. В связи с этим задача государства заключается в активной поддержке тех агентов регионального рынка материально-технического снабжения, которые наиболее полно обеспечивают цели и задачи его функционирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прогноз и перспективы развития апк России

 

При обосновании долгосрочного  прогноза развития продовольственного комплекса России необходимо продумать возможности преодоления структурного кризиса с учетом его отличительных особенностей.

1. Структурная деформация АПК и нарушение межотраслевых связей и пропорций. Конкретными формами выражения этого процесса стали смещение структуры аграрного производства в сторону примитивного приусадебного хозяйства; сокращение объемов продукции производственного назначения, направляемых в сельское хозяйство (что в конечном счете вызвало технологическую деградацию отрасли); резкое сокращение финансирования отрасли (треть сельскохозяйственных организаций близки к полному банкротству).

2. Резкое падение плодородия  почв, выведение из сельскохозяйственного оборота или перевод в категорию несельскохозяйственных земель значительных площадей пашни во многих регионах страны. Практически прекращена мелиорация земель, сократились объемы внесения органических и минеральных удобрений, ухудшилась гидрологическая основа производства. Все это подрывает саму основу сельскохозяйственного производства.

3. Снижение  уровня  государственной  поддержки сельского хозяйства и игнорирование применявшихся ранее методов целевого регулирования развития всего АПК, что снизило конкурентоспособность продукции на внутренних и внешних рынках. Явно ослаблена инновационная компонента аграрной политики, в отрасли не ведутся научные разработки фундаментального и прикладного характера.

4. Деградация социального  развития села, вымирание деревень, депопуляция сельского населения, сокращение рабочих мест в связи с ликвидацией сельскохозяйственных предприятий. Вместе с тем нарастает дефицит работников массовых профессий — трактористов, комбайнеров, доярок: большинство профессионально-технических училищ закрылись, а уровень оплаты труда этих работников слишком низок.

Объективная оценка названных  особенностей современного состояния сельского хозяйства и всего АПК определяет выбор стратегии его долгосрочного развития на ближайшие 20 лет.

Возможны два сценария развития АПК: инерционный и инновационно-прорывной.

Инерционный сценарий означает медленный выход из кризиса за счет активизации аграрной политики и повышения финансовой поддержки отрасли. Сложившиеся ныне негативные тенденции в лучшем случае будут смягчены, но не сломлены, поскольку инновационные факторы не задействуются в необходимом для этого масштабе.

Инновационно-прорывной  сценарии характеризуется ускоренным освоением инновационных факторов в технологической, управленческой, экономической, социальной сферах и максимальной активностью аграрной политики на федеральном и региональном уровнях.

Развитие сельскохозяйственного производства в значительной мере связано с обеспеченностью сельскохозяйственными угодьями и прежде всего пахотными землями. В период с 1975 по 1990 г. площадь пашни в России сократилась с 133,6 до 131,8 млн га (на 1,4%). В годы же реформ и аграрного кризиса этот показатель резко упал: со 131,8 млн га в 1990 г. до 116,7 млн га в 2007 г. (на 12 млн га, или 11%). Часть пашни переводилась в другие категории земель в самом сельском хозяйстве, другая вовсе выбывала из разряда сельскохозяйственных угодий (табл. 4).

Прогноз возможного изменения площади пашни в России составлен в трех сценариях:

1) инерционный (сокращение площадей пахотных земель продолжится);

2) инновационный (в хозяйственный оборот будут включены заброшенные пахотные земли, их можно будет окультурить с помощью новых ресурсо- и энергосберегающих и экологически безопасных технологий);

3) смешанный вариант, предусматривающий реализацию обеих стратегий с учетом региональных особенностей сельского хозяйства.

Таблица 4  

Общая площадь пашни  и размер пашни

в расчете на душу населения в России с 1975 по 2007 гг.

Годы

Земля, используемая землепользователями, занимающиеся                        сельскохозяйственным производством

Пашни, млн га         (на конец года)

Численность            населения, млн чел.

Пашня на одного      человека, га

1975

133,6

133,6

1,00

1980

133,9

137,4

0,97

1985

133,9

142,5

0,94

1990

131,8

147,7

0,89

1995

127,6

148,4

0,86

2000

119,7

146,9

0,81

2001

118,4

146,3

0,81

2002

117,5

146,2

0,82

2003

116,8

145,0

0,81

2004

116,8

144,2

0,81

2005

116,8

143,5

0,81

2006

116,7

143,8

0,81

2007

116,7

143,9

0,81


 

При расчете площади  пашни в варианте инерционного прогноза была принята во внимание тенденция ее сокращения в период с 2001 по 2007 г. на 2,5 млн га. Сделано предположение, что за пятилетия 2006-2010 гг. и 2011-2015 гг. площадь пашни сократится на 2,5 млн га в каждом пятилетии, в 2016-2020 гг. — на 1,5 млн га, а в последующие два пятилетия — по 1 млн га. Такая динамика сокращения связана с относительно инерционным состоянием самого сельского хозяйства, дальнейшим вытеснением его продукции импортом после присоединения к ВТО и слабым развитием экспорта сельскохозяйственной продукции. В результате суммарное сокращение пашни за 25 лет составит 18,5 млн га (16% от уровня 2007 г.).

При инновационно-прорывном сценарии пахотные земли станут важнейшим природным ресурсом, способным (при использовании природосберегающих технологий) к самовосстановлению. Поэтому повышение качества пахотных земель в перспективе окажется одной из приоритетных задач национального масштаба. Площадь пашни при инновационном варианте возрастаете 116,7 млн га до 132 млн га, что соответствует уровню 1990 г.

Наконец, по смешанному сценарию прогноза (среднеарифметическому из данных инерционного и инновационного вариантов) площадь пашни к 2020 г. увеличится на 3,2 млн га, но затем сократится на 4,5 млн га из-за выведения наименее продуктивной части земель из сельскохозяйственного оборота (табл. 5).

Таблица 5

Прогноз изменения площади  пашни в сельском хозяйстве и                          обеспеченность пашней в расчёте на душу населения7

Годы

 

 

Инерционный прогноз площади пашни, млн га

Инновационный прогноз площади пашни, млн га

Прогноз численности населения, млн чел. (вариант Росстата)

Пашни в расчёте на душу населения, га (инерционный сценарий)

Пашни в расчёте на душу населения, га (инновационный сценарий)

Пашни, млн га (смешанный сценарий)

2005

116,8

116,8

143,5

0,81

0,81

116,3

2010

114,3

119,2

140,2

0,82

0,85

116,7

2015

111,8

124,5

138,4

0,81

0,90

118,1

2020

110,9

129,9

136,7

0,81

0,95

120,0

2025

99,3

130,7

134,7

0,74

0,97

115,0

2030

98,3

132,7

132,7

0,74

1,00

115,5

Динамика

-18,5

+15,9

-10,8

-0,07

+0,20

-1,3


 

Сценарий инновационного прогноза является наиболее предпочтительным. Однако вероятность его осуществления меньше, чем смешанного. Возвращение в хозяйственный оборот 16 млн га пашни возможно только при проведении активной аграрной политики и радикальном изменении технического оснащения сельского хозяйства. Инерционный сценарий (сокращение площади пашни на 18,5 млн га) еще более ограничит развитие сельского хозяйства и приведет к окончательной деградации агропродовольственного комплекса.

В России, как и в  большинстве развитых стран, неуклонно сокращается численность сельского населения и работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Однако в нашей стране этот процесс идет намного болезненнее.

Для инерционного сценария за основу приняты показатели сокращения численности работников, характерные для последнего пятилетия (-22%). Однако в дальнейшем темпы замедлятся, поскольку условия сельской жизни несколько улучшатся, а потенциал миграции трудоспособного населения из села в город будет исчерпан.

Для расчетов приняты  следующие темпы сокращения за соответствующие пятилетия: 2006-2010 гг. — 20%; 2011-2015   гг.   —   15%;   2016-2020  гг.   —   12%;   2021- 2025 гг. — 10% ; 2026-2030 гг. — 5% . На конец прогнозного периода численность занятых в сельском хозяйстве составит 3,4 млн человек (2,6% от принятой в прогнозе численности населения).

В случае реализации инновационно-прорывного сценария будут действовать две противоположные силы. С одной стороны, новые технологии сократят потребность в работниках. С другой — рост объемов производства, возможное вовлечение в оборот неиспользуемой ныне пахотной земли потребует дополнительных рабочих рук (на 10% больше, чем по инерционному варианту). На конец прогнозного периода численность занятых в сельском хозяйстве может составить 3,7 млн человек (2,8% от принятой в прогнозе численности населения).

Для расчета прогнозных показателей принята следующая гипотеза. При инерционном варианте не будут преодолены ограничения по ресурсам и эффективности, характерные для периода 1999-2005 гг., когда среднегодовые темпы прироста валовой добавленной стоимости (ВДС) составили 3%. Исходя из этого, индекс роста ВДС принят для всех пятилетних этапов на уровне 1,15 единицы.

При инновационно-прорывном сценарии логично предположить, что за счет достижений в области селекции и семеноводства, технологий в растениеводстве и животноводстве, за счет более экономного расходования ресурсов темпы прироста ВДС окажутся более высокими и будут ускоряться от пятилетия к пятилетию: 2006-2010 гг. — 1,18; 2011-2015 гг. — 1,20; 2016-2020 гг. — 1, 25; 2021-2025 гг. - 1,27; 2026-2030 гг. — 1,30 единицы.

Информация о работе Аграрные проблемы в рыночной экономике