Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика.docx

— 15.81 Кб (Скачать файл)

Рыночная экономика, при  всем разнообразии ее моделей, известных  мировой практике, характеризуется  тем, что представляет собой социально  ориентированное хозяйство, дополняемое  государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре  рыночных отношений, так и в механизме  их регулирования со стороны государства  играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной  политики. Вот почему сегодня как  никогда важно хорошо знать природу  финансов, глубоко разбираться в  условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования  в интересах эффективного развития общественного производства.

В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы  предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают  основное звено общественного производства, где создаются материальные и  нематериальные блага и формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов страны.

Неизбежный переход страны к рыночной экономике был невозможен, пока сохранялась в огромных масштабах  государственная собственность, препятствующая развитию конкуренции, соревновательности за достижение лучших результатов деятельности. Было необходимо начать последовательное разгосударствление собственности, так как одной из основ рыночной экономики является многообразие форм собственности: и государственной, и частной, и акционерной и других.

Транспорт — одна из важнейших  отраслей хозяйства, выполняющая функцию  своеобразной кровеносной системы  в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности  хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной  частью инфраструктуры, служит материально-технической  базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность  социально-экономического развития отдельных  регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт  как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических  особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует  в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию  потребителю, увеличивая тем самым  её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость  про­дукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере  производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом  транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации  территориальной организации производительных сил.

Правда традиционное представление  о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном  этапе научно-технической революции  подвергается сомнению, так как экономические  выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации  производства часто перекрывают  увеличение транспортных издержек.

Значение транспорта, как  важной составной части экономики Российской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного тру­да: специализация районов, их комплексное развитие невоз­можны без системы транспорта. Транспортный фактор оказы­вает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения произво­дительных сил. При размещении производства учитываются по­требность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транс­портными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются вариан­ты размещения предприятий. Рационализация перевозок влия­ет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт  имеет и в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения  и производства, служит важным пре­имуществом для размещения производительных сил  и дает ин­теграционный эффект.

В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких  показателей фактического положения  дел в области общеэкономической  конъюнктуры


Информация о работе Рыночная экономика