Возникновение эстетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

В самом общем виде эстетическую культуру можно определить как специализированную часть культуры общества, характеризующую его состояние с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в окружающем мире.
Эстетическую культуру следует отличать от культуры художественной, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Последняя (то есть художественная культура) является частью эстетической культуры.

Содержание работы

Введение
Историческая подвижность предмета эстетики. История развития эстетики как науки.
Зарождение эстетического сознания. Мифология и эстетика. Эстетические представления в первобытном обществе.
Античная эстетика. Эстетические идеалы античной цивилизации.
Упадок эстетической мысли античности и ее римский период
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

чистовик по эстетике.docx

— 44.43 Кб (Скачать файл)

Большой интерес представляет древнееврейский  монументальный памятник словесного искусства - «Библия», создававшаяся на протяжении большого исторического периода - начиная  с XII в. до н.э. и кончая II в. н.э. (речь идет о Ветхом Завете). Представление о красоте здесь выступает в религиозно-мифологической форме. Древнееврейская культура была тесно связана с культурой Египта, Шумера, Вавилона, поэтому и в эстетических представлениях евреев имеются отпечатки и наслоения этих древневосточных народов.

Мы сделали краткий экскурс  в историю развития эстетического  сознания народов Древнего Востока, с тем, чтобы напомнить, что развитие эстетической культуры начинается отнюдь не с древних греков и римлян. Она достигает высокой ступени  развития уже в странах классического  Востока. Египтяне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне создали замечательные  памятники искусства. Влияние древневосточных  цивилизаций заметно не только на архаическом этапе художественного  творчества древних греков, но и  на более позднем периоде развития эллинской художественной культуры. На основании изучения различных  памятников Востока мы приходим к  выводу, что эстетические чувства, потребности, вкусы народов древневосточных  государств достигли значительного  развития. К сожалению, памятники, в  которых нашла выражение эстетическая мысль народов Древнего Востока, еще слабо изучены. Кроме того, большинство из них дают лишь косвенную  информацию о развитии эстетических идей далекого прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Античная эстетика. Эстетические идеалы античной цивилизации.

Упадок эстетической мысли античности и ее римский  период

Древние греки имели оживленные связи с Востоком. Нет ничего удивительного, что они широко использовали научный  и художественно-эстетический опыт восточных народов. Древнегреческая  философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой  цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль развивалась вместе с наукой и философией.

Величайшие достижения античной культуры буржуазные учения пытаются объяснить  как следствие каких-то исключительных качеств греков и римлян. На самом деле никаких особых «задатков» греки и римляне как представители западного мира не имели в сравнении с восточными народами.

Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический период, т. е. в период от VII в. до н. э. до III в. до н. э. К этому времени  относятся «Илиада» и «Одиссея»  Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство. Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Основоположники марксизма-ленинизма очень высоко ценили культурные завоевания древних греков классического периода. У греков именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы, - природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии... Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками... Это одна из причин, заставляющих нас все снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений...

Многие эстетические положения  античности сохранили свое значение по сей день. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония, трагическое, комическое, ирония и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию. Обращаясь к этим проблемам в настоящее время, мы не можем игнорировать идеи античных эстетиков.

У Гомера встречаются важнейшие  эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония» и др. Прекрасное, гармоничное  для Гомера есть нечто объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное то, что можно непосредственно  воспринять чувством, так Афина преображает  внешний вид Одиссея. Гомер об этом пишет: Афина «пролила красоту» на Одиссея. Когда Одиссей мастерил свой корабль, поэт говорит, что он скреплял доски «гармониями». У Гомера нет  различия между искусством и ремеслом.

Сочетание мифологического и рационального  мы встречаем и у Гесиода, поэта  конца VIII в. до н.э., автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также мыслит как акт божественный.

Труды пифагорейцев о музыке имели  громадное значение. Они впервые  выдвинули мысль о том, что  качественное своеобразие музыкального тона зависит от длины звучащей струны. На этой основе пифагорейцы развили  учение о математических основах  музыкальных интервалов. Они дали первый набросок теории эстетического  воспитания. Диалектические догадки  эстетических понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (около 530-470 гг. до н.э.). Продолжая материалистические учения милетских философов. Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность, и в то же время в нем нет ничего постоянного - все течет и изменяется. По свидетельству Аристотеля, Гераклит считал, что «все происходит через борьбу». В отличие от пифагорейцев, он делает акцент не на примирении противоположностей, а на их борьбе. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит так же, как пифагорейцы, считает, что прекрасное имеет объективную основу, однако эту основу он видит не в числовых отношениях, как таковых, а в качествах материальных вещей, представляющих собой модификации огня. Красота, в понимании Гераклита, относительное свойство. Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с бродом людей. Относительно прекрасное определяется принадлежностью к различным родам.

Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как единстве противоположностей. Она для него, как и красота, возникает через  борьбу. Гармония, являющаяся основой  красоты, согласно Гераклиту, имеет  универсальный характер: мы ее видим  в основе космоса, она составляет основу человеческих связей, она же присутствует в произведениях искусства. В одном из сохранившихся фрагментов Гераклита говорится: «Скрытая гармония лучше явной». Смысл такого высказывания нужно понимать так, что эстетическое значение гармонии тем сильнее, тем глубже лежат те противоположности, которые ее составляют.

Мировоззрение Сократа противоречиво: в истолковании бытия он объективный идеалист, а в эстетической теории, напротив, тяготеет к материалистическому решению вопроса об отношении искусства к действительности, Историческая ограниченность Сократа проявилась в его концепции идеала. Быть добродетельным, по Сократу, это значит быть разумным, т.е. знать, что такое добро. Ремесленник, земледелец уже в силу рода своих занятий не могут быть разумными, а, следовательно, и добродетельными. Они поэтому никогда не воплощают нравственно-эстетического идеала. В этом проявились аристократические черты сократовской эстетики. Но, несмотря на это, Сократ имеет большие заслуги в развитии эстетической мысли, он выдвинул человека в качестве главного предмета искусства, указал на неразрывную связь прекрасного с полезным, целесообразным, истинным и добрым, рельефно выделил мысль об искусстве как воспроизведении жизни, поставил вопрос о нравственном и эстетическом критериях искусства, сделал попытку раскрыть природу творческого процесса. Сократ подходил к искусству сточки зрения его значения для жизни общества.

Платон, как и Сократ, проявлял большой  интерес к искусству. Сам он был  замечательным художником прозаической речи. Многие его диалоги, как например «Пир», по пластической характеристике участников беседы, по умению передать драматизм событий, по образности языка  приближаются к художественным творениям. И тем не менее, когда Платон начинал теоретизировать по эстетическим проблемам, то сразу обнаруживались и ложность его философско-методологических посылок, и суровый, прямо-таки аскетический, ригоризм в отношении к искусству, и умозрительный подход к нему.

Философ развивает мистическую  теорию поэтического творчества. Согласно этой теории, художник творит в состоянии  наития и одержимости. Сам по себе этот творческий акт непостижим, носит  иррациональный характер. Художник и поэт творят, сами не понимая, что они делают. В своей идеалистической теории вдохновения Платон ухватывает одну из реальных сторон искусства - силу его заразительности. Но эта сторона искусства им крайне мистифицируется.

Концепция прекрасного Аристотеля имеет еще одну важную особенность. Речь идет о выяснении специфики  прекрасного. До него красота и благо отождествлялись. Аристотель отказывается от этого. «...Благое и прекрасное, - говорит он, - не одно и тоже (первое всегда в деянии, прекрасное же - и в неподвижном)». Приведенное высказывание имеет полемический характер: оно направлено против тех, кто отрицает красоту математических объектов. Но в данном случае нам важно отметить не эту сторону, а тенденцию философа к выяснению особенностей эстетического принципа. В связи с положением, что красота выражается не только в действии, но и присутствует в вещах неподвижных, Аристотель рассматривает проявление прекрасного как в предмет так, находящихся в покое, так и движущихся.

В творчестве Аристотеля древнегреческая  эстетическая мысль достигла кульминационного пункта. Уже ближайшие ученики  Аристотеля оказываются не в состоянии  продолжить дело своего учителя. Таков, например, Теофраст (около 370-288 гг. до н.э.) - любимый ученик Аристотеля. В течение длительного времени он руководил лицеем. Теофраст занимался вопросами естествознания, логики, этики и эстетики. Им были написаны трактаты «О комедии», «О смешном», «О музыке», «О вдохновении». Однако Теофраст не смог дать широких теоретических обобщений. В основном он разрабатывал детали эстетической теории. Так, касаясь связи музыки с характером человека, философ подчеркивает, что музыка имеет отношение лишь к отдельным страстям человека, а не к характеру человека в целом, как считал Аристотель.

Другой ученик Аристотеля Аристоксен из Тарента (около 354 г. до н.э.), автор трактата «Гармоника», дошедшего до нас в виде отдельных отрывков, так же как и Теофраст, не достигает той обобщающей силы, какая свойственна Аристотелю, хотя названный трактат представляет серьезную теоретическую ценность, так как в нем ставится вопрос об общественном содержании музыкального искусства.

В дальнейшем эстетическая мысль античности клонится к упадку. И хотя материалистические теории древнегреческой философии сохраняются и даже заостряются (III в. до н. э. - Эпикур и стоики), все же благодаря возросшим индивидуалистическим тенденциям постановка эстетических проблем осуществляется по большей части на более низком уровне, чем это было в греческой классике.

Школа стоиков возникла после смерти Аристотеля. Ее ранними представителями являются Зенон (около 336-264 гг. до н. э.), Клеанф (331-232 гг. до н. э.), Хрисипп (280-208/205 гг. до н. э.), поздними - Цицерон (106-43 гг. до н. э.), Сенека (около 4-65 гг.) и Эпиктет (около 50-138 гг.). Стоики рассматривают искусство как подражание природе. В этом пункте они продолжают материалистическую линию античной классики. Но интерпретация принципа подражания природе дается в отрыве от общественной жизни людей, весь пафос направляется на индивидуальное самоусовершенствование человека. Из сочинений Хрисиппа, Сенеки и теоретиков искусства (Дионисий Галикарнасский, Цицерон), примыкавших к стоицизму, видно, что стоики вопросами общественной роли искусства, его природы и другими общеэстетическими проблемами занимаются гораздо меньше, чем вопросами формы художественного произведения, ораторского искусства, стиля и т. д. Так, Дионисий Галикарнасский подробно разработал теорию наилучших образцов ритмов и созвучий. Он много уделял внимания проблеме расположения слов. Касаясь вопроса стиля, стоики требуют здесь ясности, лаконичности, точности. Много рассуждал о стилях и фигурах речи и всех других сторонах ораторского искусства Цицерон.

Эстетическая теория эпикуреизма  представлена в эпоху эллинизма  Эпикуром (341-270 гг. до н.э.), Филодемом (начало 1 в. до н.э.) и Лукрецием (1 в. до н.э.). Высказывания Эпикура по эстетике случайны и отрывочны. Гораздо обстоятельнее на этом вопросе останавливался Филодем. В трактате о музыке он выдвигает ту мысль, что музыка доставляет чувственное удовольствие, такое же, как еда и питье. Филодем отрицает общественное содержание искусства музыки и делает отсюда вывод, что музыка не может оказывать какое-либо влияние на чувства и волю человека. Все это проистекает из того, что музыка, по Филодему, не является подражанием чему-либо, в том числе и природе. Таким образом, у него проявились тенденции к формалистической интерпретации музыки.

Эстетическая теория эпикуреизма  достигла вершины своего развития у  Лукреция Кара. Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) разрабатывает эстетические проблемы на основе материалистического представления о мире. Лукреций касается вопросов культуры и искусства. Искусство, согласно Лукрецию, возникло из «нужды», т.е. потребностей человека. Правда, это потребности особого рода - «услада». Искусство, по Лукрецию, не только доставляет «усладу». Оно также играет утилитарную роль. Оно, например, служит средством распространения знаний о «природе вещей». Поэтическую форму повествования Лукреций избирает сознательно. Она выступает у него как «приправа». Разъясняя причину того, почему он воспользовался ею, философ говорит: «Может быть, этим путем я сумею твой ум и вниманье к нашим стихам приковать до тех пор, пока ты не постигнешь всей природы вещей и познаешь от этого пользуй».

Из других римских теоретиков искусства, близких к эпикуреизму, заслуживает  упоминания римский поэт Квинт Гораций  Флакк (65-8 гг. до н.э.). Идея божественного предопределения и бессмертия души, магические и астрологические верования, уже распространившиеся в его время, не нашли отзвука у Горация. Он явно сочувствует Эпикуру. Свои эстетические взгляды Гораций изложил в «Послании к Пизонам», названном еще в древности «Поэтическим искусством». Этот стихотворный трактат не претендует на теоретическое обобщение, а содержит практические советы начинающим поэтам. Античные комментаторы свидетельствуют о том, что для Горация послужил образцом трактат Неоитолема из Париода (Александрия, III в. до н.э.), в которое рассматривалось общее учение о поэзии, о трагедии и о призвании поэта. Текст трактата Неоптолема не сохранился.

«Поэтика» Горация написана в виде сводки правил, которым должен следовать  каждый поэт. Гораций подчеркивает решающую роль содержания, требует  от поэта философского образования. Поэту, считает он, надлежит строго придерживаться единства, простоты, целостности, последовательности, непротиворечивости в литературных произведениях. Всякая асимметрия, нарушение гармонии, манерность им осуждаются. Гораций, далее, требует  от поэта искренности: «Если ты хочешь, чтоб плакал и я, то сам будь растроган». Гораций дает характеристику видов  и жанров поэзии, уделяя основное внимание трагедии. Установленные им по отношению  к трагедии каноны предполагают драму  классического типа. Гораций настаивает на правдоподобии вымысла: «Если  ты что вымышляешь, будь в вымысле  к истине близок: требовать веры во всем - невозможно». Он сближает поэзию с живописью: «Живопись, как и  поэзия, сходная с нею во многом...». Эту мысль позднее воскресят  теоретики классицизма, за что их подвергнет критике Лессинг.

Информация о работе Возникновение эстетики