Великие педагоги прошлого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам.

Файлы: 1 файл

Великие педагоги прошлого.docx

— 132.84 Кб (Скачать файл)

вал их в книге «Мудрость  старых чехов» («Мудрость предков  – зерка-

ло для потомков»).

       По мнению  ученого, учащимся школы следует  предлагать

рассказы на моральные  темы, которые могут быть заимствованы из

устного народного творчества, проводить с детьми состязания по от-

гадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т. д. «Кто

успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает,

чем успевает», – повторял он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания .

       В своей  педагогической теории Я.А. Коменский  отводит важ-

нейшую роль проблеме музыкально-эстетического воспитания как

средству формирования духовности ребенка. Идеи музыкально-эсте-

тического воспитания, выдвинутые им, актуальны на современном

этапе. Создав целостную теорию воспитания и обучения, он впервые

осмыслил и обобщил  опыт, накопленный семьей и школой, отводя зна-

чительную роль музыкально-эстетическому развитию детей.

       Система  воспитания, предложенная им, включает  четыре сту-

пени: «Материнская школа» (от рождения до 6 лет); «Школа родного

языка» (от 6 до 12 лет); «Латинская школа» или «Гимназия» (от12 до

18 лет); «Академия» (от 18 до 24 лет для одаренных молодых  лю-

дей), музыкальное воспитание как обязательный компонент входит в

программу обучения на всех ступенях.

       Коменский впервые высказал мысль о раннем (с момента ро-

ждения) приобщения ребенка к музыке, которая получила развитие в

современной музыкальной  педагогике – в трудах Н.А. Ветлугиной,

О.П. Радыновой и других. Он считал, что вводить ребенка в мир му-

зыки необходимо через  пение народных детских, колыбельных  и

церковных песенок; начинать развитие первичной музыкальности  –

чувство ритма и мелодического  слуха на народных детских музы-

кальных инструментах.

       Я.А.  Коменский был первым педагогом,  стремившимся охва-

тить музыкально-эстетическим воспитанием и образованием все пе-

риоды развития личности ребенка с момента его рождения. Он наме-

тил контуры системы массового музыкального воспитания и вырабо-

тал основные принципы обучения, предложил практические советы

педагогам и родителям  в своих работах: «Духовные песни» (1615),

«Перед богом» – сборник  песнопений (1624), «Некоторые новые пес-

ни» (1631), «Материнская школа» (1632), «Великая дидактика»

(1633-1638), «Сказания …» (1649), «Пансофическая школа» (1651),

«Мир чувственных вещей  в картинках» (1658) и другие.

       Таким  образом, творчество Я.А. Коменского  оказало большое

влияние на развитие мировой  педагогической мысли и школьной

практики, в том числе  и на музыкальное воспитание детей  и юноше-

ства. Он стремился к всестороннему развитию личности, рассматри-

вая при этом в непрерывном единстве вопросы воспитания и обуче-

ния, развития личности, призывая к широкому (универсальному) об-

разованию на основе родного, а затем латинского языка – языка нау-

ки и культуры.

       В истории  педагогики Я.А. Коменский является  идеалом, лич-

ностью-символом. Его наиболее ценные и перспективные идеи в

дальнейшем получили развитие в трудах Л.Н. Виноградова, И.Г. Пе-

сталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других выдающихся педагогов прошлого и настоящего.

      Идея народности  в общественном воспитании впервые  в Рос-

сии была затронута М.В. Ломоносовым (1711 – 1765) – светилом рус-

ской духовности и культуры, в том числе и педагогической. Впослед-

ствии углублены И.И. Новиковым, А.Н. Радищевым и декабристами.

Она как бы предвосхитила  прогрессивные взгляды передовой  интел-

лигенции последующих поколений на проблему образования и вос-

питания путем изучения духовного  наследия своего народа.

      В своих  научных трудах и художественных  произведениях

М.В. Ломоносов нередко  пользовался пословицами, поговорками,

народными преданиями.

      Великий  Ломоносов был большим знатоком  и любителем пе-

ния. Он говорил, что «… сладостные звуки родимой песни и музыки в

живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие  воспи-

тывают». Как удивительно перекликаются эти слова с высказы-

ванием Пушкина, который в письме к брату писал: «…вечером слу-

шаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего вос-

питания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» .

Великий Пушкин соединил народное слово с высочайшей поэзией. С

удивительной силой выражена Пушкиным его любовь к народной

песне в неоконченном стихотворении 1833 года:

       В поле  чистом серебрится

       Снег  волнистый и рябой,

       Светит  месяц, тройка мчится

       По дороге  столбовой.

       Пой:  в часы дорожной скуки,

       На дороге  в тьме ночной

       Сладки  мне родные звуки

       Звонкой  песни удалой.

       Пой,  Ямщик! Я молча, жадно

       Буду  слушать голос твой.

       Месяц  ясный светит хладно,

       Грустен  ветра дальний вой.

       Пой  «Лучинушка, лучина,

       Что  же не светло горишь?…» 

       Новая  теория воспитания была разработана  и предложена

русскими революционными демократами – В.Г. Белинским, А.И. Гер-

ценом, Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским – воспитание ду-

ховности ребенка на основе народного материала – родного языка,

сказок, пословиц, поговорок, народных песен, танцев, игр. Эти прин-

ципы не потеряли своей актуальности в деле воспитания подрастаю-

щего поколения и сегодня.

       Передовые  взгляды на народное творчество, народную педа-

гогику нашли свое историческое закрепление в трудах великого русского педагога К.Д. Ушинского (1824 – 1870). Его книга «Родное сло-

во» (1864г.) явилась крупнейшей вехой в истории русской педагоги-

ки. В методическом руководстве к этой книге автор подчеркивает

воспитательное значение народной поэзии и особенно сказки.

Рассматривая педагогическое значение сказок, К.Д. Ушинский писал:

«Это первые и блестящие  попытки русской народной педагогики, и я

не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться  в этом слу-

чае с педагогическим гением народа» . Ученый-педагог счи-

тал, что образцы народных песен, преданий, пословиц, поговорок,

сказок обладают большой  познавательной силой и являются много-

вековыми воспитателями  народа.

       Прекрасно  зная обычаи, обряды, традиции русского  народа,

Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В поле его  зрения

были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался

преемственностью и общностью  их культур. Кроме этого, в трудах

Ушинского наблюдается многостороннее отражение духовной жизни

многих народностей.

       Опора  на совершенные знания существенных  черт духовной

жизни многих народов –  один из основополагающих принципов  педа-

гогической системы Ушинского, свободной от национальной ограни-

ченности и имеющей поэтому огромную притягательную силу.

       На основе  сравнения народностей, их истории,  обычаев, ду-

ховных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного

своеобразия русской нации  и связанного с ним своеобразия  языка:

«Русский язык … сообразно  размашистому характеру народа, сооб-

разно размашистому разбегу  русских полей, любит разливаться  сво-

бодно, подобно сильному источнику, выбивающемуся широкой вол-

ной из недосягаемой глубины» . Так, личным примером

Ушинский учил педагогов  других народов любви к своим  корням, род-

ному языку; в его словах – горячий призыв ко всем – знать  и любить

родину, народ, его живую  душу.

       Великий  писатель и педагог Л.Н. Толстой  (1828 - 1910)

большое внимание уделял произведениям  устного народного твор-

чества. Работая над текстом своих учебников он стремился сохра-

нить стиль народного  эпоса, делал их доступными для понимания  и

усвоения детьми.

       «Единственные  книги – писал Толстой, –  понятные для народа

и по его вкусу, суть книги, писанные не для народа, а из народа…

Сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок дети

перечитывают по несколько  раз, заучивают наизусть, с наслаждени-

ем уносят на дом, и в играх и разговорах дают друг другу пословицы

из древних былин и песен» .

       Педагогика  Л.Н. Толстого выросла из знания  основ народной

жизни, народного духа, народной педагогики. Педагогические принципы его системы базировались на народной мудрости: любви и ува-

жении к достоинству личности, нравственной обоснованности и прак-

тической целесообразности даваемых детям знаний.

       Известный  педагог С.Т. Шацкий (1878 – 1934) стремился свою

практическую деятельность связать с народной российской педагоги-

ческой традицией и  в этом деле добился положительных результа-

тов. Его положение о  том, что задачи, методы и формы  воспитатель-

ной работы новой школы  должны быть этнопедагогически осмысле-

ны и инструментованы, является плодотворным и актуальным и в

теоретико-методологическом, и в практическом плане. Для отече-

ственной педагогики важны и необходимы постоянное обращение к

анализу содержания, форм и  методов народного воспитания, береж-

ного отношения к его традициям и обычаям .

       Отношение  А.С. Макаренко (1888 – 1939) к народной педаго-

гической культуре представляет большой интерес.

       Народная  педагогика, опирающаяся на житейскую  мудрость, в

творчестве А.С. Макаренко  представлена чрезвычайно широко. С

раннего детства Макаренко  испытывал на себе влияние народных

педагогических традиций, поскольку он воспитывался в рабочей сре-

де, жил и трудился среди  крестьян. Та самая педагогика, которая  су-

ществовала в природе испокон веков, которая имела свое влияние

на подрастающее поколение, которая жива и сегодня как  неразрыв-

ная часть бессмертной народной мудрости, эта самая педагогика

была не только предметом  особенного внимания Макаренко, но и  его

опорой.

       Макаренко  переосмыслил все то богатство  педагогической

культуры, которое создано человечеством, прежде всего славянами

– русскими и украинцами. Он считал закономерным интенсивный  об-

мен духовными ценностями между (русским и украинским) народами.

Макаренко как бы суммирует  и своеобразно трансформирует две  ве-

ликие, две богатейшие и древнейшие культуры – русскую и укра-

инскую. Его произведения – блестящий образец культурного содру-

жества, пример педагогической общности двух народов.

       Макаренко  отмечал величайшее значение  народной педагоги-

ки в новых условиях. Ученый призывал внимательно изучать коллек-

тивный педагогический опыт народа, не отказываться от старого в

разумной и полезной его  части – такова установка Макаренко. Не

разрушение традиций, а  их переосмысление новым содержанием  –

вот что необходимо, по его  мнению, педагогам-гуманистам.

       Большое  внимание, как фактору воспитания, Макаренко уде-

лял народному танцу. Украинскому Гопаку посвящена особая глава в

«Педагогической поэме». По мнению ученого, в этом темперамент-

ном танце проявляется  национальный характер, в нем –  просторные

степи Украины, где место  развернуться талантам и проявить, реализовать себя как личность, главная  ценность которой – любовь к Ро-

дине.

      Принцип  народности в системе воспитания  Макаренко исклю-

чает какое бы то ни было диктаторство, ибо не может быть тотали-

тарной педагогика великого народа, педагогика, выросшая из народ-

ной и поставленная на службу народу.

      Традиции  народного воспитания реализованы  максимально в

наследии величайшего педагога своего времени В.А.Сухомлинского

(1918 – 1970). В его трудах  творчески переосмыслено наследие  Ари-

стотеля и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинско-

го и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака… Он хорошо знал пе-

дагогическое наследие чувашского педагога Яковлева. Своим учи-

телем Сухомлинский называл Макаренко.

      Духовное  богатство личности, как полагал  Сухомлинский, –

это прежде всего часть духовного богатства нации. Педагог-мысли-

тель решительным образом требовал самого бережного отношения к

духовным сокровищам народа, решающими из которых он считал

традиции воспитания подрастающих поколений.

      В последних книгах и статьях Сухомлинского («Сердце отдаю

детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970), «Методика воспита-

ния коллектива» (1971), «О воспитании» (1973) и других) красной ни-

тью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных

педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и

школу. Он культивировал  народные традиции в целях воспитатель-

ного воздействия, пропагандировал народное искусство и обряд-

ность, обучал детей народным правилам приличия и хорошего тона.

Его ученики сами придумывали  сказки, писали сочинения по посло-

вицам, решали народные задачи-загадки, пели народные песни и ор-

ганизовывали народные праздники.

      Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухом-

линский считал родное слово. «Язык – духовное богатство народа», -

писал он. «Сколько я знаю языков, столько я – человек», – гласит на-

Информация о работе Великие педагоги прошлого