Великий предел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:09, доклад

Описание работы

Учение о пределах одно из основных в диалектической логике. Принять эту идею и руководствоваться ею в обыденном мышлении — означает избавить себя от многих крайностей, которые возникают, когда человек пытается преодолеть «великий предел», устремляясь к своим желаниям. Это учение приводит к пониманию, что «лучшее— враг хорошего», что «всякому терпению есть предел», что «сколько веревочке ни виться, а конец будет».

Содержание работы

1. Общее понятие о пределе 3
2. Великий предел 5
3. Принцип дополнительности 7
3.1 «Дополнительность» как проявление полярности в естественных процессах 8
3.2 «Дополнительность» как проявление свойств «уместности» («неуместности») в естественных процессах 9
4. Принцип целого 12
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

этот.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общее понятие о пределе

Изменчивость  всякого естественного процесса происходит между некоторыми ограничивающими  ее пределами, как мяч, ударившись о  стену, летит в противоположную  сторону, так и любой естественный процесс, дойдя до определенного предела, идет обратно.

По мере приближения  естественного процесса к границе  изменчивости «эффект отталкивания»  усиливается так, что «соприкосновения»  с границей не происходит. Обратный процесс всегда начинается в прямом процессе и еще до окончания его.

День начинается, как только ночь достигла максимума.

Лето начинается на вершине зимы.

Поражение начинается на вершине славы.

Откровение  начинается и содержится в заблуждении. Ярчайшую картину такого обращения показал в «Сиддхарте» Г. Гессе. В начале искания цель жизни Сиддхарты заключалась в познании: «Познать Я, его смысл и сущность — вот чего я добивался. Я хотел отрешиться от Я, побороть его. Но не смог. Я мог только обманывать его, ускользать от него, прятаться. Поистине ничто в мире не занимало в такой степени мои мысли, как мое Я, как та загадка, что я живу, что я представляю отдельное, обособленное от всех других существ, что я — Сиддхарта». Уже будучи стариком Сиддхарта говорит: «Познавать мир, объяснять его, презирать — все это я предоставляю великим мыслителям. Для меня же важно одно — научиться любить мир, не презирать и ненавидеть ни его, ни себя, а смотреть на него, на себя и на все сущее с любовью, восторгом и уважением».

Как это точно  подметил русский философ Н.А. Бердяев: «Угнетенные никогда не могут господствовать, ибо в момент господства они становятся угнетателями».

Следовательно, у всякого естественного процесса есть некий предел который никогда  не достигается. Но когда мы приближаемся к этому процессу, то он меняет свое «направление» на противоположное. Действительное и полное приближение к пределу изменчивости — это разрушение целостности, прекращение процесса, это конец существованию. Уход солнца за горизонт — это конец дня. Развод—конец семьи. Взрыв — это конец покоя.

Кошка, убегая от собаки, однажды разворачивается  к ней, готовая сразиться с  врагом, и это ее спасает.

Человек терпит насилие над собой до некоторого предела, а затем восстает и освобождается  от него и поэтому остается человеком.

Чрезмерная  демократизация отношений в организации  уподобляет персонал толпе и, достигнув  какого-то предела, превращается в авторитарный стиль управления, порождает сильную  власть, спасая людей и дело.

То обстоятельство, что любой процесс, доведенный до предела, оборачивается своей противоположностью, нашло меткое определение в народе: «Нет худа без добра». С диалектических позиций верно и обратное утверждение: «Нет доброго без худого».

Об этом красиво  сказано у Марины Цветаевой: «Руки, которые не нужны Милому, служат — Миру».

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Великий предел

  "И понял  я Предел Великий: в нем обе  Формы коренятся" (Чжу Си).

Великий предел (Тайцзи) — в китайской философии предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил инь — женской и ян — мужской. Противоположная категория — Отсутствие предела.

Идея предельности наиболее ярко представлена в одном из центральных  символов многих восточных школ философской  мысли — в символе «Тай цзы».

В этом знаке выражено несколько  идей. Вот некоторые из них:

 идея о двойственности  проявленного мира — это выражается  черным и белым цветами двух  полярностей

идея о взаимодействии полярностей — они связаны  друг с другом идея о происхождении  одной полярности естественного  целого из другой —новое свойство начинается там, где противоположного свойства «много»

 идея о предельности  свойств - в каждой полярности  всегда остается «частица» противоположного  свойства

идея о том что во всякой изменчивости -есть, некоторый  предел, лежит в основе объяснения не только видимых, проявленных для человеческого наблюдения процессов. Наиболее полное выражение она находит в объяснении происхождения Вселенной.

Древние китайские философы представляли это так: вначале было Дао — как некоторая идея Вселенной, как ее непроявленное состояние, как «сон мира», как какое-то начальное Целое, содержащее в себе в свернутом виде противоположности. Противоположности «рождаются» из Дао и порождают новые противоположности. «Дао порождает Одно, Одно порождает. Два, Два порождает Три, Три порождает всю тьму вещей». Этот процесс приводит к разнообразию того мира, который мы наблюдаем. Развиваясь таким образом, Вселенная достигает предела своего разнообразия, предела усложнения, а затем свертывается обратно, возвращаясь к Дао. В этом смысле Дао — это предельная философская категория, дальше которой человеческое сознание и объяснение мира не проникают. «Человек следует велениям Земли, Земля следует велениям Неба, Небо следует велениям Дао, Дао следует само по себе».

Концепция происхождения  Вселенной из некоторого свернутого, непроявленного состояния — не только восточная идея. Ее след можно обнаружить и в христианском учении, и в учении древних инков, и в учении древних египтян, и в трактовках современных физиков идеи «Большого взрыва». Но мудрость востока наиболее явно выражает связанное с этой концепцией  понятие  « Великого   предела ».

Учение о  пределах одно из основных в диалектической логике. Принять эту идею и руководствоваться  ею в обыденном мышлении — означает избавить себя от многих крайностей, которые возникают, когда человек пытается преодолеть «великий предел», устремляясь к своим желаниям. Это учение приводит к пониманию, что «лучшее— враг хорошего», что «всякому терпению есть предел», что «сколько веревочке ни виться, а конец будет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Принцип дополнительности

О диалектическом принципе дополнительности надо рассуждать в двух направлениях. Первое направление  основывается на представлении ополярностях, которые образуют любой естественный процесс – на понимании, принципа полярности. Вторе направление основывается на представлении об условиях существования полярностей — на понимании идей уместности или неуместности событий. Оба этих направления отражены в обычной (энциклопедической) трактовке принципа дополнительности, хотя и не распространены в практике мышления.

«Принцип дополнительности —два объекта, обладающие противоположными свойствами (полярностью), способны объединяться с образованием целостности с  новыми количественными и качественными  признаками, то есть являются дополнениями друг друга до целого. Граничные условия (состояния) существования объекта (системы, структуры), обладающие полярными признаками, дающими в интервале между ними третье состояние как их синтез с новым признаком (признаками).

Рассмотрим  подробнее обе грани принципа дополнительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 «Дополнительность» как проявление полярности

в естественных процессах

Всякий естественный процесс как целое существует и развивается в совокупности полярных свойств. Это означает, что  каждое из полярных свойств является дополнением другого полярного свойства до целого.

Так, дополнением  для творчества является исполнение. Дополнением для высокого является низкое. Дополнением для силы является мудрость и так далее. Следуя этому правилу и стремясь понять некоторый объект или процесс как диалектическое целое, необходимое каждое явление дополнять противоположным явлением. Это правило неявно уже использовалось нами, но теперь полезно еще раз испытать его как принцип дополнительности, существующий и действующий в природе.

Следуя диалектическому подходу к пониманию среды в организациях, пары можно рассматривать только как дополняющие друг друга до целого, но их нельзя рассматривать как «хорошие» или «плохие». «Смерть» дополняется «рождением», и только обе эти грани образуют целое — жизнь. Эти трудности являются объективным отражением того, что диалектическое мышление освоено не многими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 «Дополнительность» как проявление свойств «уместности» («неуместности») в естественных процессах

В современной  философии понятия «уместность» или «неуместность» почти не используются. В русском языке такие понятия есть, и на бытовом уровне ими выражают мысль о том, что всякое обстоятельство может быть «к месту» или «не к месту» в зависимости от других обстоятельств. Так, то, что уместно обсуждать с близким человеком — неуместно с каждым встречным. То, что уместно дарить ребенку — неуместно взрослому человеку и так далее. В силу важности этих понятий для освоения диалектического мышления дадим им конструктивное объяснение.

К примеру

отдавать выполнимые приказы;

опираться на желание исполнителей.

Исполнители приказов должны иметь интерес и желание их исполнять, причем всем миром». Эти  принципы Лев Толстой проиллюстрировал на примере войны 1812 года, когда солдаты  воевали по приказам командиров, а партизаны — без приказов. И те, и другие имели общий интерес и желание — изгнать захватчиков из страны.

Наполеон, войдя в Москву, отдал приказ не жечь костров вблизи строений и не грабить город. Но приказ был отдан, во-первых, завоевателям, и, во-вторых, жители ушли из города. В результате приказ не был выполнен, так как Москва была разграблена и сгорела. Кутузов же на Бородинском поле практически не отдавал приказов во время сражения, поскольку был глубоко убежден в высоком боевом духе бойцов и удачно выбранном месте сражения. С этой точки зрения лидеры, «великие люди» — лишь отражения умонастроения народа.

Справедливо отметить, что  эти принципы поведения людей, известные  в русском языке как «уместность» и «неуместность» действий, знали  и конструктивно учитывали еще философы древнего Китая. Мудрость принятия уместных решений во многом воплощена в древнекитайской «Книге перемен». Согласно мудрости этой «Книги», уместными считаются те события, которые соответствуют некоторой норме — гармоничности.

В начале ХХ века в науке был сделан ряд открытий, оказавших огромное влияние и на неё саму, и на естествознание, и на мировоззрение человечества в целом.

Первое открытие – это  открытие Максом Планком «кванта  действия». Согласно этому открытию, всякое тепловое излучение осуществляется некоторыми порциями, но в совокупном проявлении представляется непрерывным. Таким образом, в науке было установлено единство между непрерывным и дискретным, и была открыта «тонкая» грань явлений природы.

Это открытие послужило  толчком к другому открытию, которое  сделал Эйнштейн, размышляя об энергетических свойствах материальных объектов при  скоростях движения, близких к  скорости света. Согласно его открытию, «наблюдатели, движущиеся относительно друг друга с большими скоростями, будут координировать события неодинаково. Такие наблюдатели будут судить различно о форме и положении твердых тел, и, кроме того, события в разных точках пространства, которые одному наблюдателю кажутся одновременными, другому могут показаться происходящими в разное время».

Это открытие всколыхнуло  научный мир, поставив под сомнение существовавшую до тех пор классическую (Ньютоновскую) механику, которая основывалась на том, что, зная состояние тела в  один момент времени, можно узнать о его состоянии в любой другой момент времени.

Противоречие  между старым и новым знанием  было устранено благодаря работам  Нильса Бора. Он доказал, что «... поведение  атомных объектов невозможно ограничить от их взаимодействия с измерительными приборами, фиксирующими условия, при которых происходят явления» (1949 г). То есть «... результаты наблюдений внутренне связаны с определенной ситуацией, в описании котором столь же существенно, как и объект, входят измерительные приборы, взаимодействующие с объектом».4

Иными словами, каждое явление может быть понято, исходя из уместных именно для него условий наблюдения. Это утверждение  обобщено Нильсом Бором в концепции  дополнительности. Он писал: «В атомной  физике слово «дополнительность» употребляют, чтобы характеризовать связь между данными, которые получены при разных условиях опыта и могут быть наглядно истолкованы лишь на основе взаимно исключающих друг друга представлений».

В последующих  работах Н. Бор распространил  принцип «дополнительности» на явления  социальной, культурной и исторической ясйзни человечества.

Гете сказал: «Думай о том, что, но больше - о том  как. Это его высказывание надо понимать так, что в познании метод познания должен стоять впереди знаний, хотя бы для того, чтобы человек не утонул в полученной им информации.

Справедливый  вопрос о том, с какой именно точки  зрения событие уместно или неуместно, оставим на «потом» в надежде, что когда этого «потом» образуется слишком много, то не понадобится  его объяснять — это эффект «отталкивания»

 

 

 

 

 

 

4 Принцип целого

Понимание принципа дополнительности и в особенности  идеи «треугольника» подводит нас к  осмыслению непростого понятия «целое». Если мы видим какую-то вещь или думаем о ней, то трудностей с этим понятием, не возникает. Древнегреческий философ Аристотель так писал об этой ситуации: «Целое — это там, где ничего нельзя отнять или прибавить. Например, сундук».

В явлениях более  сложных, например, в человеческих отношениях, в отношениях между человеком  и природой, в отношениях между  организациям выделить целое не так прост. Но выделять целое — это очень важно для человека. Поскольку природа как целое основывается на противоположностях, то, не увидев в каком-нибудь явлении все компоненты целого, а заметив только что-нибудь одно, легко совершить ошибку, которая может обернуться для человека суровой расплатой за неведение. Обильными примерами таких ошибок может служить сфера экологических проблем человечества. Там, где не было понято целое, там мы дорого расплачиваемся:

Информация о работе Великий предел