Великие педагоги прошлого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам.

Файлы: 1 файл

Великие педагоги прошлого.docx

— 132.84 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

 

 

 

 

 

 

Дулина Юлия Александровна

« Великие  педагоги прошлого.»

 

Реферат по  <Этика> студентки

1-го  курса очной формы обучения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2010

 

 

Введение

Возникновение педагогической профессии имеет  объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено  было начинать сначала, без творческого  освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. 
По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы - гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.

История зарождения

Практика  воспитания своими корнями уходит в  глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми  людьми. Детей воспитывали без  всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. 
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. 
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. 
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

 

Великие педагоги прошлого

 

 

Выдающиеся  учителя были у всех народов и  во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна  и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем  же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.

Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических книг.

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Другим  известным учителем был швейцарский  педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".

И.Ф. Гербарт - крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

Стремление  служить будущему характеризовало  прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель  в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте." В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.

Воспитание  во имя счастья ребенка - таков  гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без  веры в ребенка, без доверия к  нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и  воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.

Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать  труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали  небывалый в истории тираж. Например, "родное слово" издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а  педагогические произведения имеют  научную ценность и сегодня. В  юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: "сделать как  можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.

Выдающиеся педагоги прошлого

Ян Амос Коменский (1592 - 1670). Чехия. Закончил Богословский факультет Гейдельбергского университета в Германии. Работал учителем братской школы в Чехии. Его приглашали для улучшения школьного дела в разные страны: Англию, Швецию, Венгрию и др. Основоположник педагогической науки. Разработал классно-урочную систему обучения, написал первые иллюстрированные учебники.

 

Джон Локк (1632 - 1704). Англия. Закончил медицинский факультет Оксфордского университета. Работал домашним воспитателем. Разработал систему воспитания джентльмена, буржуазного дельца. Педагогические взгляды изложил в книге “Мысли о воспитании”.

 
 

Жан-Жак Руссо (1746 - 1827). Франция. Систематического образования не получил. В романе “Эмиль, или о воспитании” изложил систему воспитания свободного человека. Книга была публично сожжена на площади в Париже, а автору пришлось бежать за границу.

 
 

Иоган Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Швейцария. Учился в коллегиуме на филологическом и философских отделениях. Пытался организовать обучение детей крестьян, соединить их обучение с производительным трудом. Разработал основы и частные методики начального образования. Обосновал идею развивающего обучения.

 

Адольф Дистервег (1790 - 1866). Германия. Закончил философский факультет Тюбенгенского университета. Работал учителем в школе, долгое время возглавлял учительские семинарии. Разработал (основы) дидактику развивающего обучения. Был учителем немецких учителей.

Роберт Оуэн (1771 - 1858). Англия. Создал систему обучения детей рабочих: ясли, детский сад, начальная школа, вечерняя школа, клуб. Впервые изгнал религию из школы, соединил обучение с промышленным трудом.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765). Россия. Закончил Словяно-греко-латинскую академию в Москве. Принимал активное участие в создании Московского университета. Добивался организации в России безсословной школы, руководил гимназией при университете. Написал ряд учебников: “Риторика”, “Российская грамматика” и др.

 
 

Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881). Россия. Закончил медицинский факультет Московского университета. Работал попечителем одесского и киевского учебных округов. Критиковал сословно-профессиональное образование, выступал за общечеловеческое воспитание.

 

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870). Россия. Закончил юридический факультет Московского университета. Работал профессором в ярославском юридическом лицее, инспектором Ратчинского сиротского института, инспектором классов Смольного института благородных девиц. Является основоположником русской педагогической науки. Написал учебники “Родное слово” и “Детский мир”. Разработал “Проект учительской семинарии”. Обосновал принцип народности воспитания.

 

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). Россия. Открыл в Ясной Поляне школу для детей крестьян, работал в ней учителем. Написал “Азбуку”, четыре книги для чтения, учебник по арифметике. Издавал педагогический журнал “Ясная Поляна”, написал ряд статей по вопросам обучения и воспитания детей из народа.

 
 

Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939). СССР. Закончила педагогический класс гимназии, училась на Высших женских курсах. Работала учительницей в вечерне-воскресной школе. Была заместителем наркома просвещения РСФСР, почетным академиком, доктором педагогических наук. Написала много работ по теории и методике обучения и воспитания. Стояла у истоков создания пионерской и комсомольской организаций, вела активную переписку с пионерами.

 

Антон Семенович  Макаренко (1888 - 1939). СССР. Окончил Полтавский учительский институт. Был инспектором высшего начального училища, руководил колонией им. Горького и комунной им. Дзержинского. Написал ряд художественно-педагогических произведений: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”, “Книга для родителей” и др. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе.

 

Василий Александрович  Сухомлинский (1918 - 1970). СССР. Окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем и директором Павлышской средней школы на Украине. Автор 36 монографий, более 600 статей. Наиболее известные книги “Сердце отдаю детям”, “Павлышская средняя школа”, “Рождение гражданина” и др. Осуществлял комплексный, личностный подход к воспитанию. Получил звание “Героя Социалистического труда”.

Из Истории воспитания на традициях  народной педагогики.

 

Народная культура воспитания —  основа всякой культуры. «Ни-

какое национальное возрождение, никакое  воссоздание прогрессив-

ных народных традиций невозможно без приведения в действие ис-

конных традиций воспитания народной педагогики» .

      Анализ педагогического  наследия народа, выявление

прогрессивных идей народного воспитания имеют важное значение в воспитании подрастающего поколения.

Каждый народ имеет  свои педагогические традиции. В них  вы-

ражаются присущие только данному народу приемы, средства и ме-

тоды воспитания. В народных педагогических традициях сконцентри-

рован ценный опыт прошлого, который может служить основой вос-

питания детей и молодежи. Очень ценны те качества, которые  были

достаточно характерны и присущи старшим поколениям: трудолю-

бие, доброта, бескорыстие, чувство собственного достоинства, худо-

жественный и эстетический вкус.

     Изучая педагогические  традиции этносов, педагогические  идеи

в наследии педагогов-классиков, мы считаем необходимым выде-

лить следующие аспекты: теоретический (историко-культурный, по-

знавательный) и воспитательный (практический), связанный с воз-

можностью использования прошлого опыта, лучших народных педа-

гогических традиций в практике воспитания подрастающего поколе-

ния. Взаимодействие народной педагогики разных этносов, традиции

народного воспитания отчетливо  прослеживается в творческом на-

следии великих педагогов-классиков.

       Выдающиеся  педагоги прошлого много внимания  уделяли изу-

чению педагогических воззрений народа и его педагогического опы-

та. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает

науку о воспитании, служит ее опорой и основой.

       Родоначальник  педагогики, «отец педагогической  науки», ве-

ликий чешский педагог Я.А. Коменский (1592 - 1670) начал свою дея-

тельность как исследователь народных традиций, обычаев, произве-

дений народного творчества. Его работы носили народно-педагоги-

ческий, национально-педагогический характер. Преданность и лю-

бовь к своему народу побудили ученого к глубокому изучению народ-

ных традиций воспитания и к их творческому использованию в созда-

нии научной теории педагогики.

       К своей  «Великой дидактике» он шел  через «Чешскую дидак-

тику», создал труд «О чешской  поэзии», в котором воспевает  богат-

ство чешского языка и освещает вопросы поэтического творчества.

Ни один аспект национального  развития не оставался вне поля зре-

ния ученого. Он по крупицам собрал чешские пословицы и суммиро-

Информация о работе Великие педагоги прошлого