Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Важным фактором успеха является совершенствование управленческой культуры .
Слово "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование, развитие. В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления………………………………………………………………….4
Понятие и типы организационной культуры образовательного учреждения………………………………………………………….4
Основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения…………………………………….7
Основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы…………………………………...…9
Повышение воспитательного потенциала школы №5 через корректировку организационной культуры……………………..12
Особенности национальной культуры управления……………..15
Список используемой литературы …………………………………...…21

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………2
  2. Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления………………………………………………………………….4
    1. Понятие и типы организационной культуры образовательного учреждения………………………………………………………….4
    2. Основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения…………………………………….7
    3. Основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы…………………………………...…9
    4. Повышение воспитательного потенциала школы №5 через корректировку организационной культуры……………………..12
    5. Особенности национальной культуры управления……………..15
  3. Список используемой литературы …………………………………...…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Важным фактором успеха является совершенствование управленческой культуры .

   Слово "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование, развитие. В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

   Управленческая культура - это и наука, и знания о способах воздействия на людей, это личностные качества, умение работать с людьми, которые зависят от образования, опыта и лидерских черт. Плюс ко всему умение грамотно излагать свои мысли и хорошо выглядеть.

   Носителями управленческой культуры являются конечно же люди. Но в организациях со сложившейся, стабильной, управленческой культурой она обычно отделяется от людей и становится атрибутом организации, оказывающей активное воздействие на персонал и руководство организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами, принципами и ценностями, которые составляют ее основу. Несомненно и то, что культура играет очень важную роль в жизни каждой организации, а значит она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.В последнее время к исследованию организационной (корпоративной) культуры направлено растущее внимание представителей различных наук, в том числе и педагогики.

   На сегодня существует множество публикаций на тему организационной культуры, ее роли и значении в жизни и деятельности организации, в том числе и в функционировании и развитии образовательного учреждения. Исследованию различных аспектов организационной культуры образовательного учреждения посвящены труды многих ученых и специалистов по управленческой деятельности в образовательном учреждении, в том числе Буевой, Вербицкой, Жуковской, Руднева, Рыбаковой, Темрюкова, Ушакова, Ясницкой.

Формирование управленческой культуры руководителей образовательных  учреждений обусловлено объективной  необходимостью интенсивного изменения  педагогических систем, что требует  постоянного анализа процессов, происходящих в школе с точки зрения нового управленческого сознания и мышления. Современная стратегия обновления образования является органичной частью общественного развития. Осуществление реформ, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов, большое количество новой информации о зарубежном опыте и необходимость ее творческой переработки требует поиска национальной модели управления и ответа на вопрос, каким должен быть современный руководитель.

  Целью данной работы является изучить управленческую культуру современного руководителя образовательных  учреждений и рассмотреть особенности национальной культуры управления.

Задачи данной работы:

  1. изучить понятие и типы организационной культуры образовательного учреждения;

  1. Основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения

  1.  Основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы

  1. исследовать повышение воспитательного потенциала школы через корректировку организационной культуры (на примере школы №5).

        5)Рассмотреть особенности национальной культуры управления.

    Предметом исследования выступает управленческая культура в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»г.Рязани

   Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества.

2.Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления.

2.1Понятие и типы организационной культуры образовательного учреждения.

   Исследование организационной культуры образовательного учреждения, прежде всего, предполагает изучение понятия организационной культуры образовательного учреждения, рассмотрение ее типов.

По мнению Ушакова, в образовательном учреждении организационная культура очень эффектный и жесткий инструмент управления поведением людей, формирования модели поведения сотрудников организации, который необходимо использовать .

Вместе с тем, согласно тому же исследователю, культура организации – это параметр, которому присущ слабый динамизм. Именно поэтому руководитель, обладающий, с точки зрения своих работников, наибольшей властью и свободой, является единственным должностным лицом, имеющий возможность максимально оказать влияние на культуру возглавляемый им организации .

Иными словами, корпоративная культура образовательного учреждения, в том числе и школы и ее педагогического коллектива, – это инструмент, который дает возможность руководителю понять особенности своей организации, успешно развивать образовательное учреждение .

Между тем организационная культура как сложное явление разбивается на четыре типа .

– ролевая культура;

– культура власти и силы;

– командная культура (культура деятельности);

– культура индивидуальности (культура личности).

Согласно Жуковской, каждый тип культуры описывает организацию с позиций .

– ее структуры;

– преобладающих способов деятельности;

– нахождения центра власти;

– размера властной дистанции;

– характера формальных и неформальных отношений;

– ценностей;

– норм, моделей поведения сотрудников;

– скорости реакции на внешние изменения.

Первый тип – ролевая культура – характеризуется наличием позиции для каждого, превалированием значения должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка, подчеркиванием статуса (например, различный цвет формы у учеников начальной, средней и старшей школы). Второй тип – культура, ориентированная на власть, имеет схожие черты с ролевой культурой, однако в отличие от последней центральной фигурой является руководитель.

Третий тип – культура задачи ориентирует на командный метод работы. Причем носителем власти является, как правило, человек, взявший на себя ответственность за решение поставленной задачи .

Наконец, наиболее характерные признаки культуры личности .

  1. профессионал – специалист высокой квалификации;

  1. профессиональная автономия педагога;

  1. большая значимость личностного пространства;

  1. разрозненность и разнообразие взглядов на воспитание и обучение;

  1. индивидуальный учебный план – основа организации учебного процесса;

  1. индивидуальность, личность, личная траектория развития, относительный успех, достижения, портфолио, «звезда» – ключевые слова в лексиконе школы;

  1. качественная оценка труда ученика, нетрадиционные способы оценивания – рейтинг, портфолио.

Однако, по мнению Ушакова, в школах, как и в других организациях различного рода, всегда присутствует все типы организационных культур, но при этом один из типов обязательно доминирует .

    Следуя общественным требованиям, руководитель должен видеть стратегические проблемы, создавать  новые концепции, позволяющие обновлять содержание образования, развивать инициативу и творчество педагогов. 
    Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если обладает достаточным  уровнем научных знаний по управлению, обоснованно планирует, организует, мотивирует и контролирует работу педагогического коллектива. Для результативного руководства педагогической системой необходима управленческая культура, которая предполагает осознание и осмысление опыта управленческой деятельности.

     В практике работы школ выявлены многочисленные случаи, когда анализ основного и обеспечивающего процессов, постановка целей образовательного учреждения, создание организационных структурных подразделений, разработка системы оценки и контроля педагогического коллектива ведется без использования предлагаемых наукой методов, без учета особенностей образовательного учреждения, с ориентацией на прежний опыт. 
    В ситуации, обусловленной  вариативностью учебного процесса и  повышенной неопределенности, эффективность  управления зависит от качества самоанализа, самокоррекции, самоконтроля. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре, связанной в основном с выполнением норм и правил деятельности, теряет свою силу, большую значимость приобретают знания, идеи, концепции, выступающие в виде управленческо - педагогических ценностей, что диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Изменение требований к работе директора школы - менеджера вызывает потребность в модели личности руководителя, эффективно управляющего педагогическим процессом. Система профессиональной подготовки менеджеров сферы образования существует в нашей стране около шести лет, но большинство директоров реально повышает профессиональную компетентность через самообразование и курсы повышения квалификации. Результаты анкетирования руководителей общеобразовательных школ показывают, что есть запрос на получение новых знаний по научному управлению педагогической системой, а достижение прогнозируемых целей с наименьшими эмоциональными и физическими затратами возможно при условии сформированности профессионально значимых умений и специальных личностных качеств.

Таким образом, организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом, использование которого позволяет директору школы формировать определенную модель поведения педагогов, поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышать и использовать его позитивный потенциал.

2.2Основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения.

    Для реализации  принятых решений необходим этап  создания организационных отношений,  обеспечивающих движение системы,  оптимальное взаимодействие ее  компонентов, т.е. этап организации.  Понятие "организация" выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели, т.е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.   
По своей природе организаторская деятельность человека — деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях.

     Управленческая  культура людей, занятых в сфере  образования, является частью  их профессионально-педагогической  культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества.     
   Управленческая  культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных  видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и  создание ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.     
Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Информация о работе Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления