Управление культурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основная цель курсовой работы состоит в анализе современного управления культурой в РФ. Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
сформулировать определения «культурная деятельность», «государственная политика в области культуры»;
раскрыть содержание государственного управления в области культуры;
осветить формы управленческой деятельности в области культуры (поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей; обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений; правовая охрана культурных ценностей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные принципы государственной политики в области культуры…............................................................................................................5
Правовой статус средств массовой информации и государственное регулирование их деятельности…9
Административно-правовой статус органов управления в области культуры……………….15
Организация издательского дела………………………………………….19
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО АДМИН ПРАВУ.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Тихоокеанский государственный  университет»

 

Дальневосточный институт отраслевых технологий

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное  право РФ»

на тему

«Управление культурой»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

№ зачетной книжки:

 

Проверила: канд. юрид. наук, доцент каф. ГПД О. А. Чернова

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск – 2007

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Основные принципы государственной политики в области культуры…............................................................................................................5
  2. Правовой статус средств массовой информации и государственное регулирование их деятельности……………………………………………9
  3. Административно-правовой статус органов управления в области культуры……………………………………………………………..…….15
  4. Организация издательского дела………………………………………….19

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждая страна имеет  свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60—70-е гг. во многих странах появились  министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. На сегодняшний день широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между правительственными ведомствами или парламентские комиссии.

В России же одной из главных проблем является традиционное понимание культуры как сферы неполитической. Это выводит ее из области приоритетных направлений социального развития. В сознании региональных элит и лиц, принимающих политические решения на федеральном уровне, культура выступает неким дополнительным, вторичным фактором развития, решение проблем которой можно безболезненно отложить до лучших времен. Едва ли нужно объяснять, к каким реальным последствиям приводит такой подход.

В науке рассмотрение политики и культуры как составляющих общественной системы имеет широкое распространение и глубокие корни – как в позитивистской традиции западного мышления, так и в марксистско-ленинской традиции. Предполагается, что культура не способна оказать значительного воздействия на процессы, формирующие политические отношения в обществе. Однако многие западные и российские исследователи признают необходимость пересмотра традиционных представлений о государственной культурной политике.

Цель  и задачи исследования. Основная цель курсовой работы состоит в анализе современного управления культурой в РФ.

Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • сформулировать определения «культурная деятельность», «государственная политика в области культуры»;
  • раскрыть содержание государственного управления в области культуры;
  • осветить формы управленческой деятельности в области культуры (поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей; обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений; правовая охрана культурных ценностей; непосредственное управление учреждениями культуры и их финансирование);
  • рассмотреть административно-правовой статус средств массовой информации, библиотечных учреждений, музейного фонда РФ, играющих большую роль в распространении культурных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные принципы государственной политики в области культуры

 

В начале моей работы следует определиться с понятийным аппаратом данной темы. Итак, сформулируем основные понятия:

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

В свою очередь, культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Государственная культурная политика (политика государства в  области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в  своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важнейшие направления  культурной деятельности определены в  принятых 9 октября 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Это:

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;
  • архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;
  • книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей  государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности госу- дарственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям  культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Ключевыми документами в области государственной культурной политики также являются федеральные целевые программы «Культура России» (2001-2005 гг., 2006-2010 гг.).

Их появление в нашей  стране неслучайно. В 2001 - 2005 годах в  стране наблюдалась политическая и  экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Общество и государство  вновь обратились к проблемам  культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно  превышают возможности государства  по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания  роли культуры в обществе она перестает  быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".

Реформирование в сфере  культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.

Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:

    • развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
    • развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение  вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.

Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России, как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Основными формами управленческой деятельности в области культуры являются:

    • поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей;
    • обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений;
    • правовая охрана культурных ценностей;
    • непосредственное управление учреждениями культуры и их финансирование.

 

 

 

 

 

    1. Правовой статус средств массовой информации и государственное регулирование их деятельности

 

Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.

Систему правовых отношений, касающихся СМИ, можно определить в  категориях теории права как массово-информационное право.

Согласно части третьей статьи 2 Закона «о СМИ» под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.

В статье 1 Закона «о СМИ», говорится о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации. В 30 статье (во второй части) Федерального закона «Об общественных объединениях», допускает нахождение средств массовой информации в собственности общественных объединений, обладающих правами юридического лица. Наконец, статья 128 Гражданского кодекса РФ относит информацию, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним к объектам гражданских прав.

Хотя ГК РФ допускает  случаи, когда учредитель юридического лица и собственник его имущества  – разные лица (пункт третий статьи 56), на практике нередко наблюдается  положение, когда учредитель и собственник  СМИ является одним и тем же лицом.

Специфичность средства массовой информации как объекта  права проявляется, и в том, что  право собственности на него может  быть не связано с правом собственности  на редакцию как на имущество. Если редакция организована в форме предприятия, то, как объект гражданских прав она представляет собой имущественный комплекс, в состав которого, помимо прочего, входят и продукция данного СМИ, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и продукцию.

Важнейшее правом любого СМИ является право на название, этой своего рода торговой марки, бренда СМИ. Именно с названием, как правило, связаны «потребительские» свойства издания, его имидж, рейтинг, договора с рекламодателями и партнерами и т. д.

Информация о работе Управление культурой