Управление культурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основная цель курсовой работы состоит в анализе современного управления культурой в РФ. Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
сформулировать определения «культурная деятельность», «государственная политика в области культуры»;
раскрыть содержание государственного управления в области культуры;
осветить формы управленческой деятельности в области культуры (поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей; обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений; правовая охрана культурных ценностей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные принципы государственной политики в области культуры…............................................................................................................5
Правовой статус средств массовой информации и государственное регулирование их деятельности…9
Административно-правовой статус органов управления в области культуры……………….15
Организация издательского дела………………………………………….19
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО АДМИН ПРАВУ.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Музейный фонд РФ состоит  из государственной и негосударственной  частей. По законодательству РФ в состав государственной части входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ, независимо от того, в чьем владении они находятся. Тогда как в состав негосударственной части входят музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда РФ и не относящиеся к его государственной части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация издательского дела

 

Первая стадия на пути обретения правового состояния  – учреждение СМИ, совершаемое по волеизъявлению управомоченного физического или юридического лица. Учредителем может быть любой совершеннолетний, гражданин РФ (за исключением отбывающих наказание по приговору суда и душевно больных, признанных судом недееспособными), а также любое объединение граждан, предприятие, корпорация, учреждение, государственный орган и т. д. Единственное существующее ограничение – деятельность учредителя не должна противоречить закону, что имеет иногда место, примером чему может служить Постановление Президиума Верховного Совета РФ «Об учреждении газеты Верховного Совета Российской Федерации «Юридическая газета России» от 23 июня 1993 г. №5573 – 1. В этом акте обнаружились сразу несколько нарушений Закона о СМИ. А именно:

      • Президиум как государственный орган был вправе учредить газету, но только свою.
      • Действовать от имени Верховного совета как учредителя СМИ он мог лишь при наличии соответствующих полномочий, каковые из текста статьи 114 Конституции РФ не вытекали;
      • Осуществить регистрацию газеты поручалось парламентскому комитету по СМИ, что противоречило статье 8 Закона о СМИ;
      • Постановлением утверждался главный редактор, которому поручалось представить в Президиум проекты устава газеты и договора между учредителем и редакцией, что противоречит статье 20 закона о СМИ, согласно которому устав редакции (а не газеты) сначала принимается на общем собрании коллектива журналистов и только затем утверждается учредителем. Причем, именно в уставе должен определяться порядок выбора главного редактора.

Вторая стадия – регистрация  СМИ – носит не разрешительный, а уведомительный характер и начинается с подачи заявления учредителем или лицом, действующим по его полномочию. Уполномоченный государственный орган должен проверить законность учреждения СМИ как в материально-правовом, так и в процессуально правовом аспектах.

Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые  создаются органами власти исключительно  для издания официальных материалов и иных актов или выпускаются  тиражом менее одной тысячи экз.

Заявка подается в  регистрирующий орган в зависимости от территории распространения продукции регистрируемого СМИ. Так, согласно части второй статьи 8 Закона о СМИ, если продукция СМИ предназначается для распространения преимущественно на всей территории России, в нескольких субъектах федерации или за рубежом, то регистрация производится Министерством печати и информации РФ (ныне – Комитетом РФ по печати и Федеральной службой по телевидению и радиовещанию). Если же основной аудиторией является населению субъекта Федерации или административно-территориальной единицы, то регистрация СМИ осуществляется соответствующими региональными властями.

Именно учредитель решает, для распространения на какой  территории он предназначает продукцию  регистрируемого СМИ.

Поскольку редакция СМИ  может осуществлять свою деятельность лишь после его регистрации, постольку территория распространения определяется исключительно в предположительном плане. Например, учредитель указал в заявлении, что намерен издавать газету только для одной области, однако фактически она стала всероссийской. Здесь нет нарушения закона, но есть необходимость перерегистрации по правилам статьи 11.

Закон говорит не обо  всей территории распространения, например, тиража газеты (очевидно, что отдельные  номера могут продавать или рассылаться  по подписке практически повсюду), а о территории преимущественного распространения. Иными словами, для периодических печатных изданий речь идет о территории, на которой регулярно распространяется более половины тиража, а для аудиовизуальных СМИ – обеспечивается уверенный прием сигнала, несущего программу.

Заявление о регистрации  подается в письменной форме, в нем  должно указываться:

– название регистрируемого  СМИ,

– сведения об учредителе (необходимо сообщить о достижении 18-летнего возраста, отсутствии ограничений  в дееспособности, о наличии российского гражданства; если учредитель постоянно не проживает на территории РФ, то СМИ будет считаться зарубежным),источник финансирования, язык, адрес редакции, форма периодического распространения массовой информации, максимальный объем СМИ, примерная тематика и/или специализация СМИ.

При этом для СМИ, которые  намерены специализироваться на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения, причитается пониженный регистрационный сбор. Со СМИ, которое будет специализироваться на сообщениях и материалах рекламного и эротического характера, будет взиматься повышенный регистрационный сбор.

Регистрирующим органам  запрещено предъявлять заявителю  при регистрации какие-либо дополнительные требования, не предусмотренные Законом о СМИ.

Как уже было отмечено, регистрация СМИ носит уведомительный характер – указанные данные не надо подкреплять справками из банка  или протоколами из типографии. Однако если у уполномоченного госоргана во время проверки законность учреждения СМИ в материально-правовом и в процессуально-правовом аспектах возникнут сомнения, то он имеет право потребовать от заявителя дополнительные документы.

Отказ в регистрации  возможен:

1. Если заявление подано  от имени субъекта, не обладающего  правом на учреждение СМИ (иностранцем,  лицом без гражданства, не проживающим  постоянно в РФ).

2. Если указанные в  заявлении сведения не соответствуют  действительности. Для закона не  имеет значения, на какой вопрос, по какой причине, умышленно или случайно заявитель дал неверный ответ. В то же время следует еще раз подчеркнуть, что на большинство вопросов заявитель может и должен отвечать в предположительном ключе.

3. Если примерная тематика  или специализация СМИ представляет собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 (разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни и т. д. ).

4. Если уже зарегистрировано  СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Цель данного запрета состоит в том, чтобы не создавать путаницу на рынке СМИ. Запрет на повторяемость является не абсолютным, а относительным. Так, например, под одним названием могут выходить и телепередача, и журнал. Можно учредить одноименную газету, но в другом регионе. Однако если одноименная газета уже зарегистрирована федеральным регистрирующим органом, то путь новой газете будет закрыт.

Большинство все имевших  место случаев отказа в регистрации были именно по причине повторяемости названия.

Лицензирование. Государственная Дума 236 голосами «за» (при 47 «против») в первом чтении приняла поправки в ст. 31 и 32 закона о СМИ, касающиеся лицензирования теле– и радиовещания. Эти поправки направлены на то, чтобы привести Закон о СМИ в соответствие с законом о лицензировании. Вступивший в силу с 11 февраля закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не относит телерадиовещание к деятельности, на которую необходимо получать лицензию. Но в законе о СМИ (написанном 11 лет назад) получение теле– и радио вещателями лицензий предусмотрено.

Закон установил общественный порядок выдачи лицензий на теле–  и радиовещание. Вместо Федеральной  конкурсной комиссии по телерадиовещанию (что было предусмотрено законом о СМИ) около двух лет назад при Министерстве печати была создана Федеральная конкурсная комиссия, которая формировалась по другим принципам. Большинство членов этой комиссии – государственные чиновники. Во главе встал министр Михаил Лесин, который, в случае разногласий имеет право решающего голоса. Имея абсолютное большинство в Федеральной конкурсной комиссии, государство может оказать самое существенной влияние в вопросах медиа-политики любого конкретного СМИ. Можно сказать, что фактически Государственная Дума лишь утвердило действующий механизм, когда функции по лицензированию телерадиовещания принадлежат правительству, а следовательно и возможность «оценивать» и «судить» о полезности для общества того или иного СМИ, той или иной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Можно ли управлять культурой? По этому поводу ведутся долгие и  подчас непримиримые споры между  двумя сторонами, которые в тех  или иных вариантах существуют почти  во всяком обществе. На одной стороне  выступают преимущественно сами деятели культуры, постоянно отвергающие «вмешательство» государства или каких-либо «посторонних» институтов в такое «творческое и тонкое» дело, как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограничений за свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступ широких слоев населения к продуктам художественного и интеллектуального творчества — постоянный факт истории культуры.  
Вместе с тем, как мы уже видели, существуют различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощряющие, что-то ограничивающие, а иногда и подавлявшие.

 В развитии культурного  процесса возникают коллизии  между тенденциями к централизации  культурной деятельности со стороны  государства и ее демократизацией,  которую требуют неправительственные организации. Вмешательство правительственных органов в работу культурных организаций и групп зачастую просто необходимо, так как без правительственной поддержки они могут не выдержать затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых, политических и т.д.) и перестанут существовать. Вместе с тем государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом.

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

 

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995, с изм. и доп., вступающими в силу с 18.04.2006)
  3. Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ от 13.07.2001)
  4. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24.04.1996 г.
  5. Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О библиотечном деле» (принят ГД ФС РФ от 23.11.1994)
  6. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
  7. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. N 2124-1 (ред. от 16.10.2006)
  8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 
    "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" 
    (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.)
  9. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)» от 8.12.2005 г.  N 740
  10. Постановление Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 17 июня 2004 г. N 289 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2005 N 40, от 04.11.2006 N 653)
  11. Востряков Лев Евгеньевич «Государственная  культурная политика современной России: региональное измерение» (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук). Москва – 2007
  12. Официальный сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций – www.mkmk.ru



Информация о работе Управление культурой