Сущность профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:46, реферат

Описание работы

Этика – это учение о нравственности, одновременно это наука, объектом изучения которой является мораль. Мировоззренческая сторона этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формулируется в ней в форме идей о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Сущность профессиональной этики…...……………...……...........….4
Структура профессиональной этики ……………………………..…..8
Корпоративная этика……… ...........…………...…………...………..14
Этика профессии менеджера……..………………………..................28
Этика в сфере государственного и муниципального управления…33
Этика государственного предпринимательства…………………….39
Заключение…………………………………………………………....................43
Список литературы ………………………………………………..……….....…45

Файлы: 1 файл

Юле реферат.docx

— 83.37 Кб (Скачать файл)

 

5. Этика в сфере  государственного и муниципального

управления

Государственное (муниципальное) учреждение, каждый его работник находится по существу на перекрестке человеческих судеб. Сюда идут люди со своими общественными и личными заботами и проблемами. С замыслами и сомнениями, с заявлениями, жалобами и вопросами. Каждый такой приход, обращение граждан требует адекватной реакции, внимательного рассмотрения. Необходимо понять человека, учесть все мотивы его позиции или поступка, подоплеку действий, все основания заявлений, При этом одной лишь логики формального оперирования фактами и аргументами для формирования правильных выводов оказывается мало. Крайне необходимы человечность, доброжелательность,  чуткость, отзывчивость.

Государственная  служба  требует в  процессе  общения между   служащими отношений взаимной честности и правдивости. Честность и правдивость помогают менеджеру быстрее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение, понимать психологию Развитие этих качеств способствует тому, что государственные кадры оперируют точной, исчерпывающей, правдивой информацией, без которой невозможно само государственное (муниципальное) управление, выработка рекомендация и принятие управленческих решений.

Сделка менеджера - чиновника с совестью, в чем бы она не проявлялась, — в стремлении взять под защиту нарушителя законности, в снисходительном отношении к коррупционерам, в капитуляции перед соблазном извлечь выгоду из своего служебного положения, в извинении собственной инертности и бездеятельности - это не просто его личная слабость. Это нанесение урона авторитету представляемого им государственного учреждения, дискредитация государственной службы в целом.

Особое значение для правильного выполнения функций менеджером государственного и муниципального управления имеет патриотизм, т.е. любовь и преданность Отечеству, гордость за его историческое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины, привязанность к родной земле, языку, приверженность культурным традициям.

Трудно переоценить значение для руководства в сфере государственного                                                                        и муниципального управления коммуникативных качеств менеджер чиновника  и прежде всего, общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять  дистанцию. Для менеджера, занятого в сфере государственного и муниципального управления, особенно важна его доступность. Это означает для менеджера быть постоянно готовым к общению о подчиненными и посетителями. Речь идет, конечно, о готовности по  внутреннему убеждению, но не о выполнении формальной обязанности. У менеджера - чиновника не должно быть причин для отказа посетителю в приеме. В качестве исключения может рассматриваться лишь особая занятость менеджеров высшего звена управления. Вместе с тем, и этим руководителям следует находить время для приема граждан, встреч и неформального общения с людьми. В процессе общения надо быть готовым выслушать нелицеприятную критику, дельный совет, получить дополнительную, весьма важную информацию, которая не отражена ни в каких служебных документах.

Весьма необходимы для чиновника его волевые  качества - настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания. Чиновнику следует проявлять волю и настойчивость в работе на благо общества и государства, в преодолении возникающих препятствий, в решении стоящих перед ним масштабных задач. Вместе с тем, остерегаться проявлений ложного понимания воли и силы, которое проявляется в самодурстве, неспособности признать и исправить промахи. В этой связи надо иметь в виду, что самокритичность, признание собственных ошибок и промахов - есть отнюдь не свидетельство слабости, но наоборот, проявление силы духа.

Большое значение для эффективности работы менеджера имеют также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию. Искренность менеджера - чиновника означает, что он делает и говорит то, в правильность, истинность чего верит, действует из тех соображений, в которых он готов признаться не только самому себе, но и другим. Искренность противоположна лицемерию, лживости, попыткам создать выгодное впечатление о мотивах, которыми человек руководствуется , формальному выполнению их определенных требований без уверенности в правоте совершаемого. Ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

В этой связи менеджеру важно иметь адекватную самооценку осознавать свои индивидуальные особенности, способности и  склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы  и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.

Выполняя возложенные на него служебные обязанности, менеджер-чиновник обязан проявлять бескорыстие, независимость и неподкупность, ставить общественные интересы выше личных. Недостаток этих качеств проявляется в фактах коррупции, взяточничества, которые жестко караются в соответствии с законом.

Весьма существенным дополнением правовых механизмов ответственности чиновника за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей, выступает нравственная ответственность за каждое подготавливаемое и реализуемое решение. С этим связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющиеся в единстве слова и дела. Особенно это важно в нынешних условиях кризиса социальных структур, деформации сознания значительной части общества.

Другим важнейшим качеством менеджера - чиновника является скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, самоутверждение, высокомерие. Скромность проявляется, в частности, в том, что человек не исходит из того, что за ним должны быть признаны некие исключительные достоинства или особые права. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, относится ко всем людям С уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким их недостаткам и одновременно критически относится к собственным заслугам и недоработкам Скромный человек потому не придает преувеличенного значении своим положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися. Для менеджера  -  чиновника совершенно недопустимы демонстративная самоуверенность, нетерпимость по отношению к коллегам, подчиненным  и посетителям.

Менеджеру - чиновнику в большей степени, чем представителю любой другой профессии, должно быть чуждо чванство. Это качество в своей основе имеет несоответствие уровня сознательности и общей культуры масштабу возложенных задач, а также ложное представление о личной и групповой исключительности. Оно выражается, прежде всего, в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости своим социальным статусом, должностным положением, в преувеличении своих возможностей и прав, в успокоенности достигнутым, в ложном представлении о своей исключительности.

Весьма опасно в государственном служащем непомерное честолюбие. Оно проявляется как мотив действий, совершаемых исключительно ради достижения первенства, главенствующей роли в той или иной сфере деятельности. При этом общественные интересы учитываются лишь постольку, поскольку они не противоречат его личным интересам. В отличие от тщеславия, честолюбие связано не столько с жаждой неформального признания со стороны окружающих, сколько со стремлением достигнуть высокого социального статуса, приобрести влияние в обществе, официальное признание и связанные с этим почести, звания, награды, льготы.

Чванство и непомерное честолюбие обычно сочетается с ложно понимаемой заботой о чести мундира. Во имя этого люди демонстрируют нетерпимость к критике, нежелание признавать ошибки, например, связанные с назначением на государственную должность скомпрометировавших себя людей. Совершают иногда бесчестные поступки, не хотят  «выносить сор из избы», препятствуют доступу к информации общественности, прибегают к  дизинформации под предлогом секретности проводимых работ и принимаемых управленческих решений, усугубляя  негативизм  ситуации. Честь мундира, действительно, необходимо беречь и укреплять, но  достойными способами, прежде всего, собственным вниманием  к поручениям, активностью, государственным подходом к разрешению возникающих проблем, что называется своими праведными делами.

Предъявление к себе высочайших требований, проявление в любых, самых сложных ситуациях, истинно человеческих качеств, способствует нравственному самосовершенствованию менеджера- чиновника, дают ему моральное право требовать того же от своих подчиненных. Способность в корректной форме предъявить справедливые требования, спросить за исполнение поручения - также весьма важное качество менеджера - чиновника. Требовательность должна сочетаться с доверием и уважением к подчиненному. Это и есть одна из форм проявления уважения к нему.

Такого рода знания своих качеств помогает менеджеру - чиновнику формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.

Минздрав соцразвития разработало «Типовой кодекс этики и служебного поведения госслужащих РФ и муниципальных служащих». На семи страницах кодекса прописаны принципы профессиональной этики, которые должны принять во внимание все чиновники независимо от статуса.

Согласно указанному кодексу, чиновнику рекомендуется;

- не оказывать предпочтения  каким-либо группам, быть независимым;

- быть корректным и внимательным;

- избегать  конфликтных ситуаций;

- воздерживаться от обозначения в иностранной валюте стоимости товаров и услуг;

- принимать меры для обеспечения конфиденциальности информации;

- отказываться от вознаграждений, подарков, услуг, оплаты развлечений;

- внешний вид чиновника должен способствовать уважению граждан к госорганам, соответствовать общепринятому деловому стилю.

Чиновнику рекомендуется также:

- воздерживаться от высказываний и действий дискриминационного характера;

- воздерживаться от курения во время служебных совещаний;

- сообщать в компетентные органы о взятках;

- уважительно относиться к деятельности журналистов;

- воздерживаться от публичных высказываний о деятельности госорганов и их руководителей;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России;

- быть для подчиненных образцом профессионализма и безупречной репутации.

«Каждый гражданин РФ вправе ожидать от государственного и муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего кодекса», - говорится в указанном документе. За несоблюдение этических правил чиновнику грозит «моральное осуждение на заседании соответствующей комиссии», а в некоторых случаях — «применение мер юридической ответственности».

 

6. Этика государственного  предпринимательства

Российские предприниматели приняли в 1912 году «Семь принципов ведения дел в России», отражающих этические  основы  их деятельности:

- уважай власть, власть - необходимое условие для эффективного  ведения дел. В связи с этим проявляй уважение к законной власти и ее блюстителям;

- будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и справедливости;

- уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

- люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске;

- будь верен своему слову. «Единожды солгавши, - кто тебе поверит».  Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе;

- живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам;

- будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам»  противоестественно. В стремлении достичь заветной цели - не  переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральных ценностей.

Актуальность и значение указанных подходов и принципов многократно усиливается для сферы государственного предпринимательства.

В 1994 г. Ведущими представителями деловых и научных кругов Америки, Европы и Азии приняты «Принципы ведения бизнеса», которые в настоящее время постепенно формируют основу международного этического кодекса делового поведения, их суть состоит в следующем:

- ответственность бизнеса не должна ограничиваться только интересами вкладчиков, она должна также учитывать интересы всех участников деловых отношений (партнеров, клиентов и др.)

- деловое поведение должно двигаться от буквы закона к духу доверия;

- уважение деловых норм и правил;

- поддержка многосторонних торгово-промышленных отношений;

Информация о работе Сущность профессиональной этики