Сущность профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:46, реферат

Описание работы

Этика – это учение о нравственности, одновременно это наука, объектом изучения которой является мораль. Мировоззренческая сторона этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формулируется в ней в форме идей о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Сущность профессиональной этики…...……………...……...........….4
Структура профессиональной этики ……………………………..…..8
Корпоративная этика……… ...........…………...…………...………..14
Этика профессии менеджера……..………………………..................28
Этика в сфере государственного и муниципального управления…33
Этика государственного предпринимательства…………………….39
Заключение…………………………………………………………....................43
Список литературы ………………………………………………..……….....…45

Файлы: 1 файл

Юле реферат.docx

— 83.37 Кб (Скачать файл)

45

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет»

 

 

 

Кафедра

управления

 

 

 

 

Реферат

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Этика деловых отношений»

 

НА ТЕМУ

«Сущность профессиональной этики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение……………………………………………………………………..........3

    1. Сущность профессиональной этики…...……………...……...........….4
    2. Структура профессиональной этики ……………………………..…..8
    3. Корпоративная этика……… ...........…………...…………...………..14
    4. Этика профессии менеджера……..………………………..................28
    5. Этика в сфере государственного и муниципального управления…33
    6. Этика государственного предпринимательства…………………….39

Заключение…………………………………………………………....................43

Список литературы ………………………………………………..……….....…45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Этика – это учение о нравственности, одновременно это наука, объектом изучения которой является мораль. Мировоззренческая сторона этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формулируется в ней в форме идей о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

Слово «этика» происходит от греческого «ethos» - обычай. Считается, что термин «этика» для обозначения учения о нравственности был введен Аристотелем. Цицерон говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой.

В предмет этики входит: природа нравственности и нравственной деятельности; сущность морали как особого социального явления и формы общественного сознания, закономерности ее изменения; роль нравственности и морали в жизни общества; социальные механизмы трансформации и формирования моральных ценностей, моральных отношений, морального сознания, моральной ответственности; нравственная культура поведения людей и многие другие.

Этика призвана теоретически решать практические нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни – как должно поступать, что следует считать добром, что злом и т.д. В этой связи в этике различают два рода проблем: как должен поступать человек (нормативная этика) и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности нравственности и морали.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность профессиональной  этики

    Универсальная  этика относится к нормам  поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от  их социальной  принадлежности, национальности, профессии и т.д.  Вместе с  тем  профессиональная деятельность приводит к различного специфичным этическим проблемам, которые разрешить в рамках  универсальной этики затруднительно или не представляется возможным. Таким  образом, по   мере углубления общественного отделения груда возникает потребность в развитии профессиональной этики, которая отражает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов, норм применительно к особенностям видов профессиональной деятельности.

Профессиональная этика - это вид прикладной этики. В ней сочетаются интересы общества и гарантии суверенности личности как носителя определенной  профессии, а также высокие требования к профессионалу, в том числе к его моральному облику.

Профессиональная этика - совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его и к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и к обществу в целом. Она представляет собой применение этических норм к профессиональной сфере.

Под профессиональной этикой понимается обычно некий нравственный кодекс людей определенной профессии. Это совокупность правил поведения людей определенной профессии, соблюдение которых обеспечивает нравственный характер взаимоотношений, связанных с профессиональной деятельностью.

Так, этика врача отражена в «Клятве Гиппократа» ; существуют различные деловые моральные кодексы, правила профессиональной этики и добросовестной деятельности, есть административная этика, юридическая этика, этика руководства организацией, этика управленческого консультирования и т.д.

Специфичные объекты труда, орудия труда, используемые приемы работы и решаемые задачи обусловливают возникновение повторяющихся ситуаций, уникальных для данной профессии, возможно трудностей и в ряде случаев рисков, угроз и опасностей. Подобного рода ситуации, риски и угрозы требуют от человека определенного, оптимального с точки зрения возможности гармонизации ситуаций, нейтрализации рисков и угроз, избегания опасностей поведения человека, его действий и даже психологических реакций. В указанных повторяющихся ситуациях периодически возникают некие моральные искушения, конфликты интересов, этические дилеммы. Практика вырабатывает адекватные способы и методы разрешения возникающих конфликтов и гармонизации возникающих сложных ситуаций. Постепенно складываются специфичные связи и отношения людей, свойственные конкретной профессиональной группе.

Таким образом, профессиональная этика относится к подразумевающему или конкретно обусловленному набору норм или  кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих профессиональных ролях. Такого рода нормы оказывают благотворное влияние на разрешение этически спорных вопросов, которые возникают в ходе профессиональной деятельности.

Профессиональная этика изучает:

-качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального  долга;

-нравственные взаимоотношения  специалистов и объектов их  деятельности (врач и больной, педагог  и ученик и пр.);

-взаимоотношения специалиста  с обществом;

-взаимоотношения людей  внутри трудового коллектива  и нормы, которые их регулируют;

-цели и методы профессионального обучения и воспитания.       

Теоретическое обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

-определение цели и  мотивов трудовой деятельности;

-определение нормативов, средств реализации намеченной  цели;

-оценку результатов труда, их общественной значимости.

Мораль в сфере труда может иметь социальный характер (мораль предпринимателя, менеджера, наемного работника и т.п.).

К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные требования. Это специалисты, от которых зависят жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т.п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (психология, психиатрия, педагогика и др.).

Важными моральными характеристиками личности являются профессиональные качества, отношение к труду. Нравственные качества человека рассматриваются как одно из условий его профессиональной пригодности.

Содержание профессиональной этики определяется, прежде всего, особенностями сферы деятельности специалиста, корпоративными интересами, сложившейся профессиональной культурой.

Выполнение требований профессиональной этики с одной стороны, дает некоторые гарантии эффективности профессиональной деятельности, а с другой - защищает клиента, социальные группы и общество в целом от недобросовестных профессиональных действий. Неуклонное следование указанным требованиям означает для специалиста высокую профессиональную репутацию.

Общие принципы профессиональной этики включают в себя:

- беспристрастность, объективность;

- конфиденциальность;

- должное старание;

- точное исполнение профессиональных обязанностей;

- избежание потенциальных или явных конфликтов.

К этическим нормам профессиональной деятельности относятся:

- ответственное отношение к своим трудовым обязанностям выполнение всех взятых на себя обязательств;

- высокий уровень знаний и профессионализма в определенной сфере трудовой деятельности;

- нравственное отношение к коллегам по профессиональной деятельности и группам людей, интересы которых затрагиваются в ее ходе;

- солидарное поведение всех участников трудового процесса вследствие необходимости высокой согласованности действий,

- кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными для выполнения профессиональной деятельности;

- способы обоснования общественного и гуманистического назначения кодексов для данной профессии и тех работников, которые заняты в соответствующей профессиональной сфере.

В рассмотрение профессиональной этики входят следующие проблемы:

- отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу, классу и их интересам;

- нравственные качества личности специалиста, обеспечивающие наилучшим образом выполнение профессионального долга;

- специфика нравственных взаимоотношений специалистов и людей, с которыми они связаны по роду деятельности;

- взаимоотношения внутри трудовых коллективов и специфические для данной профессии нравственные нормы, отражающие эти отношения;

- особенности профессионального воспитания и профессиональная деятельность как нравственное качество личности.

Становление информационной цивилизации в современном обществе обусловливает необходимость создания нового типа профессиональной морали, которая бы отражала в качестве высшей ценности трудовую деятельность на основе развития рыночных отношений. Информационно-технологический способ воспроизводства системы общественной жизни выдвигает на первый план проблемы деловой квалификации, профессионализма и компетентности работника. В современном обществе личностные качества индивида тесно сочетаются с его деловой характеристикой, отношением к труду и уровнем профессиональной пригодности. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам и ответственность за результаты труда.

Профессиональная этика имеет особое значение для профессий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Среди них - профессии судьи, адвоката, сотрудника правоохранительных органов, врача, учителя, и, особенно, руководителя, менеджера любого уровня.

 

2. Структура профессиональной  этики

Формирующее влияние на профессиональную этику человека оказывают:

- индивидуальная (персональная) этика человека;

- корпоративная этика организации, в которой он работает;

- этика профессии (которой человек владеет или к которой принадлежат члены руководимого менеджером коллектива;

- этика профессии руководителя, если человек является таковым.

Персональная этика человека определяется его индивидуальными, прежде всего, моральными качествами личным жизненным и профессиональным опытом (не обязательно управления), наличием перед его глазами образцов для подражания и, главное, стремлением человека  к этичному поведению.

Индивидуальную этику человека отражают, в частности, следующие положения: безусловное выполнение взятых на себя обязательств, независимо от того, зафиксированы они письменно или нет; отказ от неоправданного риска и применения методов силового давления на других (партнеров и конкурентов); профессионализм в избранной области деятельности; стремление к полезности своего труда не только для себя, но и для общества, государства; признание необходимости не только конкуренции, так и сотрудничества; уважение к социальному порядку, закону; соблюдение этикета деловых отношений и контактов.

К числу принципов персональной этики принять относить, в частности: добровольное подчинение закону и традициям,

справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, предупреждение возможных вредных последствий своих действий, уважение права других людей быть самостоятельным, забота о благополучии других людей, честность, верность данному слову.

Этика профессии руководителя (и, следовательно, профессиональная этика менеджера) имеет различные грани, которые в соответствии с ролями управленца отражаются в следующих видах этики: в административной этике; в юридической этике (в частности, в этике судьи); в этике психолога; в этике педагога и т.д. Так, педагогическая этика требует уважения к ученику, добросовестности при передаче ему знаний, проявления к нему должной требовательности и т.д.. Этика судьи предполагает, в частности, его независимость (подчинение исключительно закону), справедливость, беспристрастность, неподкупность, личную ответственность за принимаемые решения (отсутствует право сослаться на приказ, распоряжение или совет), скромность, умеренность, порядочность в личной жизни, разборчивость в личных связях (необходимость избегать связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть честь и достоинство). Для этики психолога свойственны уважение к клиенту (недопустимость предвзятости, унижения его достоинства, позиции покровительства и опеки), воздержание от прямых советов клиенту (поскольку в противном случае он берет на себя ответственность за судьбу клиента), следование принципу «не навреди», соблюдение профессиональной конфиденциальности и целый ряд других.

Информация о работе Сущность профессиональной этики