Сущность профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:46, реферат

Описание работы

Этика – это учение о нравственности, одновременно это наука, объектом изучения которой является мораль. Мировоззренческая сторона этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формулируется в ней в форме идей о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Сущность профессиональной этики…...……………...……...........….4
Структура профессиональной этики ……………………………..…..8
Корпоративная этика……… ...........…………...…………...………..14
Этика профессии менеджера……..………………………..................28
Этика в сфере государственного и муниципального управления…33
Этика государственного предпринимательства…………………….39
Заключение…………………………………………………………....................43
Список литературы ………………………………………………..……….....…45

Файлы: 1 файл

Юле реферат.docx

— 83.37 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, несомненно, и то, что в каждой конкретной стране та или иная модель исторически является доминирующей, в наибольшей степени и мере соответствуя существующим культурно - этическим принципам, стереотипам поведения и традициям.

Зависимость корпоративной этики от особенностей страны хорошо видна на примерах заповедей для тех, кто ведет дела в Японии, а также кодекса поведения, принятого в японских компаниях, Заповеди для тех, кто ведет дела в Японии, включают себя следующие положения (их сформулировал представитель США).

1. Везде старайтесь быть  официально рекомендованным тому  лицу или фирме, с которой Вы  хотите иметь дело. Причем рекомендующий  Вас человек должен занимать, по крайней мере, столь же высокое  положение, как лицо, с которым  Вы хотите познакомиться. Имейте  в виду также, что Вы становитесь  перед рекомендовавшим  в долгу, который в свое время надо будет оплатить.

2. Стремитесь придавать  деловым отношениям личный характер. Если президент японской фирмы  поведет Вас по вечерним заведениям, Вы  впоследствии обнаружите, что его подпись на счете бара имеет для Ваших будущих общих дел более важное значение, чем его подпись  на контракте.

3.  Никогда не нарушайте  внешнюю гармонию. Японцы считают, что сохранить гармонию важнее, чем доказать правоту или получить  выгоду.

4. Никогда не ставьте  японца в положение, которое вынудило  бы его  «потерять лицо», то  есть признать ошибку или некомпетентность  в своей области. Японские фирмы  увольняют неспособных сотрудников  не чаще, чем родители отрекаются  от неспособных детей.

5. Тому, как Вы ведете дела, в Японии придается не меньшее значение, чем их результату. А иногда и большее.

6. Не взывайте к логике. В Японии эмоциональные соображения более важны.

7. Не проявляйте повышенного интереса к денежной стороне дела. Поручайте торговаться о ценах посредниками и подчиненным.

8. Имейте в виду, что понятие «время — деньги» в Японии хождения не имеет.

9. Учитывайте склонность японцев выражаться неопределенно. Помните, что японцы избегают самостоятельных шагов. В то время как нам нравятся люди, которые справляются с делом сами, без оглядки на советы других, японцы смотрят на это иначе. Их идеал - анонимное общее мнение.

Кодекс поведения, принятый в японских компаниях (в скобках даны частотные характеристики отдельных положений кодекса 269 компаний):

1.   Отношение к компании - 81 (31 %)

1.1. Преданность

1.2. Благодарность

2. Отношение к работе 22 (8% )

2.1. Усердие 33 (15 %)

2.2. Ответственность, исполнение долга 56 (21 % )

2.3. Бережливость, аккуратность, терпеливость 50(19%)

2.4. Чувство гордости за свою работу 13 (5 % )

3. Отношение к страшим, коллегам и подчиненным (%)

3.1. Сотрудничество 145 (55 % )

3.2. Приязнь и учтивость 55 (21 %) 

4. Отношение к себе

4.1. Здоровье 28 (11 %)

4.2. Прилежание 15 (6 %)

4.3. Бодрость 26 (10 %)

4.4. Моральная устойчивость 47 (18 %).

Государственные учреждения, общественные организации, крупные частные корпорации нередко имеют этические кодексы которые определяют нравственные принципы деятельности своих работников, указывают области, в которых работники могут с наибольшей вероятностью столкнуться с конфликтом интересов, рассматривают способы устранения опасности конфликта, возможные способы его разрешения.

К числу областей возможного конфликта интересов для коммерческой организации относятся, в частности:

- финансовая или имущественная заинтересованность в деятельности конкурирующей компании;

- внеслужебная предпринимательская деятельность;

- прием в связи со служебной деятельностью подарков и денежных подношений, а также приглашений на развлечения, путешествия, спортивные мероприятия и т.д.;

- работа близких родственников в компании, являющейся конкурентом, заказчиком или поставщиком данной организации;

- поставка работником или его родственником товаров и услуг для организации в качестве независимого поставщика.

Этические кодексы коммерческих организаций рассматривают, в частности: работу с информацией конфиденциального характера или являющейся собственностью фирмы; меры по обеспечению достоверности учетной документации фирмы; поведение на рабочем месте; политику в отношении безопасности труда, охраны здоровья, защиты окружающей среды; правила взаимоотношений с заказчиками и поставщиками; правила взаимодействия с государственными органами и государственными служащими и др.

 

4. Этика профессии  менеджера

Этика профессии менеджера базируется на понимании того обстоятельства, что мировоззрение и образ жизни руководителя непосредственно сказывается на эффективности деятельности организации, на ее имидже и, главное, на судьбах работников организации. 

Важнейшие аспекты этики профессии менеджера отражены в следующих  принципах деятельности руководителя:

- верность организации, соблюдение ее традиций;

- уважение к подчиненным, искренний интерес к ним, - воздержанность от критики, унижающей достоинство подчиненного;

- исключение проявлений грубости, высокомерия, интриганства, манипулирования, попыток «столкнуть лбами»;

- недопустимость обмана подчиненных, невыполнения обещаний, злоупотребление положением начальника, утаивания информации, представляющей интерес для подчиненного;

- соблюдение субординации — воздержанность, с одной стороны, от попыток решения служебных вопросов с вышестоящим руководителем, минуя своего непосредственного начальника, а с другой - от поручений исполнителю «через голову» его непосредственного начальника;

- использование по отношению к подчиненным преимущественно методов убеждения. Применение принуждения только при исчерпании возможностей убеждения;

- недопустимость принятие руководителем управленческих решений при нахождении его в негативном состоянии (например, «административного восторга»), под влиянием негативной ситуации,

- объективность при принятии решений, правовая защищенность управленческого решения,

- нацеленность на гармонизацию дельности коллектива и организации в целом, в частности, конфликтных ситуаций;

- профессиональная компетентность, постоянное повышение собственной профессиональной квалификации; 

- соблюдение профессиональной конфиденциальности ;

- готовность и способность брать ответственность  за последствия принимаемых решений на себя.

Особенно значимым для менеджера является сознательность как принцип, раскрывающий способ выполнения моральных требований, (ее противоположности - формализм, догматизм, авторитаризм, фанатизм)

Взаимное влияние, взаимосвязь и соотношение этики в деятельности руководителей и подчиненных прослеживается при сопоставлении их этических обязанностей (Петрунин Ю.Ю., 2001):

- руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций.

- лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации.

- лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы,

- лидеры ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации.

- руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчество.

Образцовое нравственное поведение руководителей проецируется на подчиненных, которые:

- в отношении с начальством создают атмосферу взаимного стремления к выполнению поставленной задачи;

- достаточно уверены в себе, чтобы спорить с начальником и быть корректным оппонентам;

- исполняют приказы начальника, не становясь при этом раболепными;

- вносят свой опыт, умения и знания в работу коллектива, не стремясь занять место других его членов;

- верны своему начальнику и целям, стоящим перед коллективом, в то же время, сохраняя способность трезвой оценки и конструктивной критики;

- уходят, когда становится очевидным, что они больше не могут поддерживать ценности и цели организации либо ее руководителя.

Этика профессии руководителя лежит в основе следующих советов начинающему менеджеру:

1. Сверхцель в управлении. Смысл всякой деятельности лежит за ее пределами. Смысл жизни — за пределами жизни. Иначе, если цель жизни достигнута, зачем жить дальше?

2.Руководитель в ответе  за все. Управляя, Вы сами отвечаете  за все, что происходит. Вам не  на кого жаловаться, разве что  на самого себя. Можно обжаловать  чьи-то действия — это управленческий  ход, но нельзя жаловаться на  кого-то — это позиция руководителя.

3.Управление из любой  точки. Помогайте, советуйте, управляйте  всеми, кто в этом нуждается. Управляйте  из любой точки или региона. Если объект управления формально  Вам не подчинен, считайте, что  это обстоятельство - условие, но  не препятствие для управления  им. Все, что не поддается Вашему  управляющему воздействию, лишь  обнажает недостаток Ваших знаний  и навыков.

4.Горизонтальная карьера. Если вертикальная карьера (рост  в должности) может в один прекрасный  день рухнуть, то горизонтальная  карьера (обретение профессионального  мастерства) - всегда с Вами. Не  гонитесь за должностью, а берите  ее, как созревшее    яблоко    с ветки. Не умеете взять - учитесь. Было бы у менеджеров мастерство, а должность приложится.

5. Обходитесь без просьб. Можно предложить, чтобы Вам дали  нечто на началах взаимной  выгоды, но нельзя просить, чтобы это дали просто так. Кто просит, вынужден объясняться и оправдываться, отвечать на вопросы. Он поступается независимостью.

6.Укрепление власти. Всякий  удачный акт управления расширяет  зону послушания, всякое неудачное  покушение управление ее сужает. Лучше бездействовать, наблюдать, вынашивать  приказания, которые будут безусловно выполнены, чем отдавать такие, в отношении которых нет полной уверенности, что они будут выполнены.

7.Применение наказания. Выясните, в каких вопросах Ваши подчиненные  признают Ваше моральное и  юридическое право отдавать распоряжения  и готовы их исполнить, а в  чем их готовность подчиняться  сомнительна. Остерегайтесь вводить  новые правила и процедуры, пока  Ваш авторитет незначителен, тем  более нельзя наказывать за  несоблюдение этих правил. Пока  не укрепился Ваш авторитет, взыскивать  с подчиненных допустимо лишь  за нарушение прежнего, установленного  до Вас порядка. Древняя мудрость  гласит, пока ты не завоевал  сердце подчиненного, нельзя наказывать, о после того, как завоевал, нельзя  не наказывать.

8.Отношения с неформальным  лидером. Разберитесь, как намерен  строить он свои отношения  с Вами. Обратите внимание, как  он отвечает на вопросы, когда  Вы обращаетесь к нему по долгу службы в пределах должностных прав. Если он отвечает искренне, прямо, значит готов сотрудничать. Если уклоняется от прямых ответов, но и не лукавит, обращайтесь с ним так же, как и со всеми остальными. Если же склонен интриговать и оспаривать Вашу реальную власть, разберитесь, кто с ним заодно. Выберите из числа его сторонников самого покладистого и добейтесь послушания от него. Это прибавит Вам сил, уверенности, авторитета. Возьмитесь за следующего. Когда Вы доберетесь до главного оппонента, скорее всего он сам подчинится  Вам или попросит об увольнении. У формального  лидера всегда шансов на выигрыш больше, чем у неформального. Все дело в том, как этот шанс использовать.

9.Загрузка подчиненных  работой. Тщательное продумывание  способов и порядка выполнения  задания, а затем подробный инструктаж  подчиненного неэффективны. Поступайте  наоборот: давайте задание, даже  не представляя себе, как его  можно выполнить и лишь затем помогайте подчиненному советом (если он его попросит). Избегайте авторитарности. Воспитывайте у подчиненных навыки самоуправления.

10.Распределение обязанностей. Никакая частная обязанность  не должна «висеть» лично на  руководителе. Необходимо свыкнуться  с мыслью, что в той работе, которую Вы поручили подчиненному, он «главнее» Вас.

11.Предвидение. Начинающий  руководитель неспособен предвидеть  действия своих подчиненных, коллег  и начальства, однако  эта способность  ему необходима и приходит  со временем. Если у Вас появилась  уверенность, что в обозримом  будущем маловероятно возникновение  событий, которые Вы не сумели  бы предугадать, дело будет двигаться  и в Ваше отсутствие. Это чувство  безопасности и есть критерий  успешности вхождения в должность  руководителя.

Информация о работе Сущность профессиональной этики