Профессиональная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:07, реферат

Описание работы

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Файлы: 1 файл

кръ.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

 

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

     Профессиональная этика распространяется  на те социальные группы, к  которым предъявляются обычно  наиболее высокие нравственные  требования.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», «Кодекс профессиональной этики адвоката». Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

 В  каждой профессии есть свои  нравственные проблемы. Но среди  всех профессий можно выделить  группу таких, в которых они  возникают особенно часто, которые  требуют повышенного внимания  к нравственной стороне выполняемых  функций. Профессиональная этика  имеет значение прежде всего  для профессий, объектом которых  является человек. Там, где представители  определенной профессии в силу  ее специфики находятся в постоянном  или даже непрерывном общении  с другими людьми, связанном с  воздействием на их внутренний  мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные  кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

     Существование нравственных кодексов  определенных профессий -свидетельство  общественного прогресса, постепенной  гуманизации общества.

Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

 Этика  ученого включает требование  бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям  и мнениям, недопустимости плагиата  в любой форме или преднамеренного  искажения результатов научных  исследований.

 Этика  офицера обязывает беззаветно  служить Отечеству, проявлять стойкость  и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь.

 Свои  требования содержит этика профессий  журналиста, писателя, художника, этика  работников телевидения, сферы обслуживания  и т. д.            Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.

 

  1. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

 

Моральные ценности – это общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах. Представления о ценностях:

  1. во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования к человеку.
  2. во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные и зачастую «готовые» регулятивные действий.
  3. в-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности, людей и их поступков с точки

зрения их моральной значимости.  
         Отношение к ценностям, выявление меры их значимости для людей содержится в понятии «оценка». Нравственная оценка моральных и вне моральных ценностей создает иерархию ценностей, обосновывает их неравенство и соподчинение. Моральные ценности могут быть расположены следующим образом:

1. по  степени их значимости(для человечества в целом; для различных групп людей; для отдельного человека) – общечеловеческие, групповые, индивидуальные;  
         2. по способу их взаимосвязи друг с другом– альтернативные (обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы) и комплементарные (взаимодополняют друг  друга). 
         3. по месту в иерархии ценностей - здесь особо выделяются высшие моральные ценности. 
         Деление это весьма условно и носит субъективный характер, т. к. каждый человек (а тем более группа людей) на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими и общезначимыми, а другие – принижать или даже отрицать. Но в результате этого выбора и образуется иерархическая система ценностных ориентаций, на основе которой у каждого человека складывается личностная стратегия и тактика «правильной жизни», определяющая генеральную линию его бытия и отношений с миром и другими людьми.

 

  1. ФУНКЦИИ МОРАЛИ

 

Выделяют основные социальные функции морали:

  1. регулятивную;
  2. ценностно-ориентирующую;
  3. воспитательную;
  4. познавательную.

Регулятивная функция - через функцию регуляции выражается императивный характер морали. Предписания, нормы, оценки, мотивы и стимулы превращают мораль в вид социального управления.

Воспитательная функция -  обеспечивает передачу нравственного опыта от поколения к поколению, формирует определенный тип личности. Воспитательная функция морали реализуется через целостную систему воспитания, учитывающую чувственный и теоретический уровни морального сознания и соответствующие им средства воспитания.

Ценностно-ориентирующая функция - заключается в выработке норм, принципов, правил поведения, обеспечивающих становление личности с твердыми нравственными установками и убеждениями.

Познавательная функция - позволяет человеку приобретать знания в вопросах морали и нравственного опыта, расширять и укреплять свои связи в обществе, совершенствовать себя как личность.

 

  1. РИТУАЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

 

Судебный ритуал и категория принуждения. А. Гарапон полагает, что судебный ритуал может быть определен как совокупность всех действий, поведений, предписаний и символов, исполнение которых, санкционированное или не санкционированное догматическим правом, носит обязательный характер, хотя в этом и не усматривается непосредственная связь с исходом дела; и которые в целом образуют тот мир, в котором протекает процесс и реализуется право.

В частности, важно отметить, что если определенный ритуал присущ любой юрисдикции, то этот ритуал приобретает все большую значимость по мере продвижения вверх в судебной иерархии: кассационный суд использует его в значительно большей степени, чем суд высшей инстанции. Но и в другом случае ритуал имеет большой смысл: мы имеем в виду суд присяжных. И все же роль ритуала больше в уголовных судах, нежели в гражданских. Отсюда можно заключить, что судебный ритуал напрямую связан с категорией принуждения, а категории договора он чужд. Ритуал отсутствует в примирительных судебных заседаниях при разводах, или же когда судья рассматривает дело несовершеннолетнего в присутствии его семьи.

Судебный ритуал в уголовных юрисдикциях. Уголовные нормы самым прямым образом связаны с контролем общества. Отсюда – особенное развитие ритуала в уголовных юрисдикциях, так как очевидно, что тяжести содеянного должна противостоять сила закона. И здесь ритуал является организующим звеном при переходе от беспорядка к порядку. Участники процесса приступают к делу. Они облачены в мантии, эти одеяния подчеркивают особую роль вершителей уголовного процесса: судья представляет государство и его законы, прокурор является гарантом закона, адвокат выступает от имени права. На завершающем этапе процесса произнесение приговора восстанавливает порушенный порядок; и если обвиняемый признается виновным, то символическое удаление его из зала суда означает исключение из общества с отсылкой в место наказания, где он отныне будет содержаться.

Судебный ритуал в гражданских юрисдикциях. В гражданском процессе, никогда нет обвиняемого и почти никогда – публики. Тем не менее и здесь имеется судебный ритуал, правда, «упрощенный» по сравнению с уголовным процессом. И смысл его иной: он позволяет сторонам возобновить зашедшие в тупик отношения с помощью посредничества их представителей. Разводящиеся супруги, виновник и жертва дорожной аварии на определенном этапе своего конфликта должны находиться на известном расстоянии друг от друга с тем, чтобы их конфликт мог быть урегулирован, а их поведение должно подчиняться строгому порядку. Адвокаты облекают претензии сторон в надлежащую форму, но их роль не ограничивается этим техническим аспектом: в дальнейшем они представляют свои стороны, следуя определенной совокупности правил, вводя конфликт в рамки регламентированной процедуры, и в конце концов улаживают его. Судья, стоящий над обеими сторонами, в силу данной ему власти один может разрешать их требования, нейтрализовать их согласно закону и тем самым восстанавливать порядок в социальной жизни.

 

 

  1.  ЭТИКА-НАУКА О МОРАЛИ, ЕЁ ПРЕДМЕТ

 

Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль. Мораль не составляет специальной области человеческой жизни, но присутствует во всех отношениях человека (отношение к окружающим его людям, к самому себе, к природе, к животным). Этика имеет тесную связь с науками о человеке - психологией, культурологией, педагогикой, историей).

Этика – моральная философия, где этика – область знания, а мораль – её предмет. Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали. 

Мораль - особое явление, возникшее (параллельно с правом) в западной цивилизации. Она появляется с развитием индивидуального самосознания (античные мудрецы), личностного, самостоятельного начала, с появлением самостоятельно мыслящих личностей, способных к сознательному решению и выбору. 
Мораль - одно из наиболее сложных понятий, над которым бились лучшие умы, создававшие различные образы морали. Сложность с определением морали состоит в том, что такое определение не может быть простым обобщением фактов. Мораль всегда больше, чем совокупность фактов, подлежащих обобщению. Она выступает одновременно как задача, которая требует своего разрешения. Мораль - это не просто то, что есть, она скоре, то, что должно быть. 

Предмет этики менялся вместе с развитием общества и с развитием самой философии. В 19 веке этика фокусируется на изучении психологических мотивах человеческого поведения. Предмет этики с общеобязательных моральных норм поведения человека меняется на внутренние, преимущественно латентные характеристики и качества личности.

В начале 20 века возникает метаэтика, предметом которой является логический анализ языка морали. Метаэтика не учит людей, как надо жить, она полностью отказывается от нормативных притязаний. Специфика метаэтики заключается в описании особенностей «морального языка» как специфического феномена. Метаэтика подвергла критике традиционную этику за попытку эмпирических определений таких понятий как добро, истина, идеал и т. д.

В начале 20 века предмет этики смещается и акцентируется на рассмотрении роли моральных факторов в реальных социальных процессах. Наиболее ярким представителем этого направления является немецкий социолог М.Вебер. М. Вебер и его «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) предложили новую методологическую парадигму, заключающуюся в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития.

Начало 20 века знаменуется появлением такого направления как экзистенциализм. Особенностью экзистенциализм было обращение к внутреннему миру человека, возвращение к «вечным» проблемам человеческого существования. Экзистенциализм наполнил предмет этики психологическим содержанием и личностным смыслом.

В конце 20 века начинается новый период в развитии этики. Активно развивается прикладная этика, отражающая запросы развития цивилизации. Прикладная этика отвечает практическим потребностям развития современного общества и имеет большое практическое поле применения. К прикладной этике относятся все виды профессиональной этики – этика бизнеса, этика ученого, этика делового общения, административная этика. Современными направлениями прикладной этики а также являются генная инженерия, суррогатное материнство, экологическая этика, политическая этика.

Информация о работе Профессиональная этика