Этика экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:00, реферат

Описание работы

Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности.

Файлы: 1 файл

Экзистенциализм.docx

— 27.92 Кб (Скачать файл)

Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.1

Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1856).

Его философские взгляды сформировались под влиянием немецкого романтизма и реакции на гегелевскую философию. Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

Исследование философских проблем в сочинениях Кьеркегора опирается на переиначенную гегелевскую диалектику. Он перетолковывает многие понятия Гегеля и отвергает предложенное им помещение человека в исторически конкретную систему реализации объективного духа, усматривая в этом подчинение человека истории и лишение его самостоятельности и ответственности за свои поступки. Кьеркегор был против претензий философии не только проектировать социальную действительность, но и объяснять ее. Действительность для Кьеркегора есть то, что наше “я” обнаруживает в себе самом.

Душа, по Кьеркегору, первична, а тело вторично. Он считал, что человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

Родоначальник экзистенциализма выступил против рационалистической философии и ее учения об истине. Для него “истина есть субъективность”. Критерием истины у Кьеркегора выступает страстная субъективная уверенность в своей правоте. Предмет его интереса — не всеобщая, а личная истина. Позже близкий к такому пониманию истины известный русский философ Л. Шестов отстаивал сходную позицию.2

В ходе жизни личность, согласно представлениям копенгагенского философа, может обретать три сменяющие друг друга облика и проходить три сменяющие друг друга стадии, которые противоположны одна другой. Эти стадии или ступени следующие: эстетическая, этическая и религиозная.

На эстетической ступени человек обращен к внешнему миру, погружен в чувственную жизнь, и целью его жизни являются удовольствия. Символ этой стадии — Дон Жуан. Погоня за удовольствиями приводит к пресыщению, и уделом эстетического сознания становятся сомнение и разочарование, тоска и отчаяние. Человек осознает несовершенство такой жизни и переходит на следующую ступень жизни — этическую. На этой стадии жизни стремление к наслаждению замещается чувством долга, и человек добровольно подчиняется нравственному закону. Личность выбирает себя как нравственное существо, сознательно стремящееся идти путем добродетели. Символ этой стадии — Сократ.

Вводя различие между мировоззрением людей на той и другой стадии, Кьеркегор пишет: “Эстетическое мировоззрение, какого бы рода или вида оно ни было, есть в сущности отчаяние, обусловливаемое тем, что человек основывает свою жизнь на том, что может и быть и не быть, т. е. на несущественном. Человек с этическим мировоззрением, напротив, основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть”. И далее: “Этическое начало сообщает жизни человека внутренний мир, устойчивость и уверенность”3. На этической стадии человек становится личностью, превращенной в единственный абсолют. Кьеркегор стремится вывести нравственность из внутреннего расположения человеческого духа. Однако этика изолированного мира ограничена, а нравственный закон, устанавливаемый индивидом исходя из собственного опыта, может быть ошибочным и неприемлемым для других.

Но человеческий выбор, обусловливающий переход с эстетической на этическую стадию жизни, не является последним. Впереди у человека еще есть выбор безотчетной веры. Именно она и покорность Богу ведут человека к религиозной стадии. Выбрав веру в качестве основы организации жизни в акте последующего выбора, человек преодолевает недостатки этической стадии. Последние, согласно Кьеркегору, связаны с тем, что движущей силой поведения человека здесь выступает стремление к счастью, при этом действующий в мире подчиняется закону как чему-то всеобщему, что ограничивает его свободу.

На религиозной ступени личность служит Богу. И религиозная вера возвышает человека над моралью; выработанной им для себя. Достигнув этой ступени, люди погружаются в страдание. Религиозный человек — это страждущий человек. Прекращение страдания означает прекращение религиозной жизни.

Кьеркегор считал, что люди, одержимые оптимизмом, находятся в непроницаемом заблуждении. Жизнь — это не отрада, а юдоль скорби. По мнению философа, человек не по своей воле заброшен, как в бездну, в чуждый и мрачный мир. Пребывая в мире, человек переживает свободу, страдание, грех и страх перед Богом. При этом жизнь, наполненная страданием, приобретает оправдание и смысл благодаря стремлению к спасению при помощи искупления. Страдание — это плата Богу за спасение.

Переход от одной ступени жизни к другой совершается в результате волевого акта, выбора, осуществляемого человеком. Личность ведут по ступеням жизни забота и отчаяние. Кризис отчаяния приводит к появлению страха, который стимулирует выбор и переворачивает человеческую жизнь. Так реализуется свобода человека, направленная на достижение вечного блаженства. Помощником человека в преодолении отчаяния на дорогах жизни, по Кьеркегору, является вера. Отказавшись от разума, вызывающего страдания, страх, отчаяние, человек обретает успокоение в вере, которая одна только и гарантирует подлинное существование.

Следует отметить, что задача существования, или экзистенции, согласно Кьеркегору, не поддается научному исследованию, поэтому его философские идеи запечатлены в виде потока свободных размышлений по поводу интересующих его вопросов. Философ стремится заострить внимание на тревожных симптомах бытия, проявляющихся в духовной жизни людей. Он не склонен был переоценивать значение своих возможностей в предостережений людей о надвигающейся со стороны нигилизма опасности, угрожающей человеческому существованию.

Резкое нарастание кризисных явлений в жизни европейских государств усугубило неблагополучие духовной ситуации времени, что сделало для многих литераторов проблематику, относящуюся к перспективам существования человека в мире, притягательной, возродило интерес к философским вопросам, поставленным в кьеркегоровской философии. Наиболее крупными представителями экзистенциализма считаются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю.

 

В философии одного из главных представителей экзистенциализма Ж.-П. Сартра наиболее подробно рассматривается тема свободы. Свобода для него — это одно из основных определений человеческого бытия («человек осужден быть свободным»4) и в то же время основная цель существования (целью свободы может быть только свобода). Свобода как самое ткань экзистенции означает, что человек открыт для любых возможностей, что он не есть нечто от века данное и предзаданное, напротив, у него «нет природы», он в этом смысле «ничто» и должен сам сделать из себя нечто. Человек никогда не равен сам себе, он всегда «не есть то, что он есть, и есть то, что он не есть». Его существование всегда «не закончено», и все будет зависеть от его выбора. Так в философии Сартра возникает тема творчества, которая в этике выливается в идею творения человеком моральных ценностей, связанную с отказом от признания идеального, объективно данного изначального добра, а также любых фиксированных норм нравственности. С. де Бовуар пишет работу с характерным названием «За мораль неопределенности». Реакция на подобные утверждения была во многом отрицательной. Сартра обвиняли в солипсизме и даже оправдании аморализма. Сартр обвинений не принял. Ответом на них должна была стать специальная работа по этике. Однако мы имеем лишь наброски, хотя и пространные, такой книги, которую издатели озаглавили «Тетради по морали». Здесь Сартр утверждает, что переход на позиции морали означает существенную перестройку сознания, сравнимую с «обращением». Основные моменты моральности таковы: принятие на себя полной ответственности за все свои проекты как за свободно принятые (мои цели желаемы мною — вот решающее основание того, чтобы быть ответственными за них); при «обращении» мир уже не объект присвоения и использования субъектом, последний, напротив, становится условием его раскрытия; другой человек не есть предмет объективации, насилия и угнетения, моральный субъект становится условием существования и раскрытия возможностей другого и не требует для себя ничего от других. Так на место конфликта, негации, поползновения на свободу другого и т.п. (отношений, бывших в центре внимания «Бытия и ничто») встает великодушие. Мораль - это не следование каким-то извне данным предписаниям, а осуществление конкретного эффективного действия, необходимого именно в данной ситуации. Не может быть никаких универсальных норм поведения, а любые апелляции к общезначимым нормам есть попытка ввести в свободный акт внешний и чуждый ему элемент, «Другого». Общезначимая мораль не отдает должного ни самому человеку, ни его ситуации, ни его конкретным индивидуальным проектам. Такова мораль долга, ограничивающая свободу и творчество человека и посягающая на его автономию.

Сартр настаивает на гуманистическом характере экзистенциализма: существуют только люди и только от них зависит характер мира, в котором мы живем (в этом смысле «человек несет на своих плечах всю тяжесть мира»). Эту позицию абсолютно автономного индивида, полагающегося только на свои представления, не разделяет М. Хайдеггер. Человечность человека в гуманизме неверно представлена, по его мнению, лишь этим неоправданным волюнтаризмом, утратившим представление об истинном назначении человека и смысле его бытия. Человеку дарован особый способ бытия — экзистенция, который он и призван хранить. В отличие от Сартра, Хайдеггер стремится умерить субъективистскую активность человеческой жизни с помощью некой необъективируемой основы, в отношении которой адекватна только позиция принятия и хранения. Это — бытие, забвение которого (и ориентация вследствие этого лишь на исчисляемое сущее) привело к кризису современную европейскую цивилизацию. «Слушать бытие» становится своеобразным императивом, имеющим и этико-моральный смысл: все истинные моральные цели могут прийти только от бытия. Но прежде человек должен научиться практиковать необъективирующее экзистенциальное мышление, которое существует «до» разделения философии на традиционные дисциплины (онтологию, этику, гносеологию и т.п.) и которое не является ни теоретическим, ни практическим. Лишь экзистенциальное мышление откроет новые горизонты, лишь в нем мы оказываемся в стихии свободы и истины, оно изменяет самого человека и его ориентации, расчищает пространство для новых возможностей. Поэтому некорректно и преждевременно ставить вопрос о каких-то новых моральных нормах, не пройдя через горнило экзистенциального мышления.

Анализ философских взглядов основных представителей экзистенциализма показывает, что, изучая их, мы имеем дело хотя и с различающимися, но сходными в самом существенном и главном, учениями о бытии и человеческом существовании в нем.

М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе. Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире. Мыслитель стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

           В экзистенциализме собственно философские проблемы неотделимы от этических и предполагают друг друга; мораль, по мнению сторонников этого течения, одновременно является и единственно возможной сферой проявления человеком своей «подлинности», и средством выявления действительных онтологических структур «подлинного» бытия.

Специфика экзистенциализма как этической концепции заключается прежде всего в претензии на принципиально новое понимание человека и его места в мире, смысла и значения человеческого существования. Главным для экзистенциализма является вопрос о том, как человек может отстоять свою индивидуальность, своё «я» в условиях монополизации и бюрократизации общественной жизни, о возможности выхода за рамки стандартизированной жизни и выполнения навязанных ролей, не выражающих его индивидуальных интересов и стремлений. Согласно представлениям экзистенциалистов, человек является хозяином своей собственной судьбы лишь тогда, когда его действия носят непосредственно импульсивный характер. По замыслу эта точка зрения призвана изменить положение человека в современном буржуазном обществе, превратить его из существа, которым «действуют» в единственного творца своего бытия.

По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно человеческого бытия, человеку достаточно, не меняя внешних условий, изменить лишь внутреннюю установку сознания с таким расчётом, чтобы его бытие выступило перед ним как его собственное творение. Нравственность в этом смысле перестаёт быть поведением, отличным от безнравственного. Она превращается всего лишь в особую форму умонастроения, освоения в сознании человеком своего места и значения в мире.

Каковы бы ни были различия экзистенциалистских философов, им удалось заострить внимание на одной кардинально важной для этики проблеме: мораль - не просто следование известным и общепринятым нормам, а специфический и живой опыт переживания особого состояния, которое знаменует внутреннее изменение человека и поднимает его на новую ступень жизни. Это состояние требует постоянного усилия, совпадающего по своему конечному смыслу с утверждением собственно человеческого существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, Air Land, 1994;
  2. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме /Время и бытие. М.: Республика, 1993;
  3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм/Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1989;
  4. Камю А. Бунтующий человек. Философия, политика, искусство. М., 1990;

Информация о работе Этика экзистенциализма