Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Этика бизнеса – одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний с их четко структурированным ведением бизнеса. В России же она только недавно начала развиваться. Я считаю, что этика бизнеса и морально-этические нормы должны присутствовать в кожной компании. От этого зависит деятельность компании, честные и справедливые отношения с потребителями, конкурентами и сотрудниками внутри компании.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1(теория) ----------------------------------------------------------------------------------------------6
1.1.Что такое этика бизнеса?------------------------------------------------------------------------------6
1.2.Становление этики бизнеса как научной дисциплины-----------------------------------------8
1.3. Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности
в менеджменте----------------------------------------------------------------------------------------------11
1.4. Основные концепции в этике бизнеса------------------------------------------------------------19
1.5. Этика бизнеса: Восток и Запад---------------------------------------------------------------------24
1.6. Развитие идей современной этики бизнеса в странах Запада и Востока. Япония и
США – в чем различия?-----------------------------------------------------------------------------------27
1.7 Этика бизнеса в России-------------------------------------------------------------------------------29
1.8. Этические кодексы и основные принципы этики корпоративных отношений----------36
1.9. Практические методики и организационные программы по регулированию
деловой этики-----------------------------------------------------------------------------------------------43
1.10. Деловой этикет как особый раздел этики бизнеса--------------------------------------------51
Глава 2 (практика)------------------------------------------------------------------------------------------55
2.1. Кейс«Корпорация Nestle»--------------------------------------------------------------------------55
2.2. Анализ Кейса-------------------------------------------------------------------------------------------58
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------62
Список литературы--------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовой по тему Этика бизнеса.docx

— 104.98 Кб (Скачать файл)

Итак, современный подход к этике бизнеса в разных странах сформировался под влиянием религиозных, исторических и культурно - психологических факторов. Рассказать об особенностях этики бизнеса в разных странах нельзя без обращения к истокам – различным религиозным и философским учениям. Поэтому я обратилась к протестантской трудовой этике и идеям конфуцианства. Отличия одной цивилизации от другой очевидны. Даже взглянув на известные высказывания, можно сделать информационный вывод:

«Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Конфуций). «Время – деньги» (Американская пословица).

1.6. Развитие идей  современной этики бизнеса в  странах Запада и Востока. Япония  и США – в чем различия?

В этом разделе я уделю внимание двум, пожалуй, наиболее противоположенным системам бизнеса в целом, и их этическим принципам, в частности, каковыми являются японская и американская системы. Первая распространена также и в других странах Азии, ну, а европейская система представляет собой некие черты, присущие и западным, и восточным соседям европейских государств. К тому же в каждом из них развивалась в соответствии с национальными особенностями вполне определенная модель бизнеса. Развитие же этика бизнеса в России началось сравнительно недавно, но заслуживает особого рассмотрения. К ней я вернусь в следующем разделе и рассмотрю более подробно.

М.Л. Лучко рассказывает об основных положениях этики бизнеса в Японии в своей книге «Этика бизнеса – фактор успеха». «Современная этика бизнеса в Японии базируется на нескольких китах: синтоической этике, идеях конфуцианства и буддизма, самурайской философии. Древняя синтоическая религия имеет своим ключевым положением уважение к своим предкам. Отношения между людьми выстроены в соответствии с иерархией. В традициях конфуцианства, как я уже описывала, были также заложены принцип сыновей почтительности и вытекающей отсюда принцип четкой структуры семьи и общества с сильной властью. Дисциплиной и иерархичностью отношений. Буддизм предписывает человеку познать правильный путь, цель которого – самопознание и самосовершенствование. Буддизм, в частности, учит, что через свой правильный труд человек может получить признание Будды. Влияние самурайских традиций состоит из пяти ключевых положений кодекса самурайского поведения. Это верность, вежливость, мужество, правдивость, простота».

Далее я назову основные черты современной этики бизнеса японских предпринимателей и сравню эти черты с американскими. В этом мне поможет также книга М.Л. Лучко.

«Патернализм, иерархическая структура бизнеса - связей и деловых отношений. Патернализм- (от лат. «pater» - отец) это отношения, основанные по принципу «старший - младший». Действительно, если посмотреть на японскую компанию, то становиться ясно, что она является одной большой семьей. Система пожизненного найма в Японии действительно применяется.

В Японии и США принципиально разное отношение к роли работника. В Японии работник становится членом корпоративной семьи, то в США – это временный работник, работающий по контракту. Труд для американцев – это средство зарабатывание денег. Для японцев – радость бытия и священная обязанность. Карьерное продвижение в Японии зависит от стажа работы. В США – от личных способностей и достижений. В США преобладает индивидуализм. Группизм – характерная черта японцев. Работа группы не столь ориентированна на результат, как в США.

В целом, современная этика бизнеса в Японии – это сплав западных представлений о социальной ответственности и традиционных культурных ценностей японского общества. Причем надо сказать, что и все американские компании нельзя причесать «под одну гребенку». Некоторые из них больше привержены методам внутрифирменных отношений и бизнеса в целом в японском стиле. Например, компания IBM практически проводит политику пусть не пожизненного, но долгосрочного найма, отличается демократическим типом управления, активным развитием неформальных отношений.

Поэтому, наверное, сегодня правильнее говорить, что, несмотря на различия, которые все еще сохраняются в американской и японской системах бизнеса, постоянно происходит их сближение. Вряд ли в обозримом будущем возникнет унифицированная система ценностей в странах Запада и Востока, потому что они связаны с вековыми и тысячелетними ценностями народов, принадлежащих к разным цивилизациям». 

1.7 Этика бизнеса  в России.

Хотя этические нормы на Западе стали развиваться гораздо раньше, в России тоже была своя предпринимательская этика.

Современная этика бизнеса в России не должна формироваться на голом месте, ведь российское предпринимательство имеет свои, очень интересные исторические традиции. Правда, мнение о них далеко не однозначное. В одной стороны, российские предприниматели старались следовать «Принципам ведения дел в России», которые были выработаны деловым сообществом и которые провозглашали главными добродетелями честность, верность своему слову и отечеству. С другой стороны, существовало мнение о российских купцах как о плутах, причем с позиции заморских купцов они выглядели совсем уж нелицеприятно.

Многие иностранные авторы так оценивали торговые нравы России: «Русские купцы в своих сделках всегда прибегают к обманным клятвам и обещаниям»; «У русских купцов нет ни малейшей добросовестности…Добросовестность – эта единственная основа торговли –не существует в России».

В любом случае, более низкий в среднем этический уровень российских торговцев, особенно до XIXв., безусловно, был связан с более низким уровнем развития экономики, общества и культуры России по сравнению с европейскими странами.

Как идеи православия повлияли на формирование этики бизнеса в России? Чрезвычайно интересным представляется мнение русского философа Николая Бердяева. Он пишет: « Русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность – западноевропейский идеал. Русский идеал – святость… Русское православие, которому русский народ был обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач перед личностью среднего русского человека. Смирение было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Русский человек привык думать, что бесчестность – не великое зло…».[

Также интересно отношения русского человека к богатству. Павел Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» писал: «Само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем теперь на Западе или в Америке... На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой… Нужно сказать вообще, что в России не было того «культа» богатых людей, который наблюдался в западных странах».

М.Л. Лучко рассказывает об истории российской бизнес – этике.«Еще Петр I пытался в свое время «привить» в России правила честных деловых отношений и внутри страны, и в отношениях с иноземцами, сурово карая провинившихся силой своей власти. Говоря о российских традициях в предпринимательской этике, нельзя не сказать и о том, что девизом русских купцов и промышленников в XIX в. становиться принцип «Честь превыше прибыли!».

Попытки укрепить на государственном уровне нравственных основ предпринимательства в России стали более заметными в XVIII- XIX вв. Еще в 1733 г. российская Коммерц-коллегия издает указы, в которых регламентируются правила торговли внутри России с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики. Уже тогда начинают прилагать усилия по борьбе с недобросовестной конкуренцией и нечестной торговлей. Причем параллельно с принятием законов и указов, предусматривающих административные и уголовные наказания за проступки деловых людей, пытались воздействовать на провинившихся путем морального осуждения в обществе». 

Еще не так давно, если верить данным социологических исследований, имидж российских предпринимателей находился на критически низком уровне. При этом сам бизнес как сфера деятельности воспринималась в целом положительно, но формы его воплощения в России оценивались «как совершенно неприемлемые».

Отношения к нашим отечественным предпринимателям меняется не так уж быстро. Пока нельзя сказать, что общественное мнение о них в целом благоприятное. А это не способствует развитию нормального бизнеса у нас в стране, так как в «агрессивной внешней среде обитания» российским предпринимателям сложно рассчитывать на большие коммерческие успехи. Еще более негативная оценка российских бизнесменов нередко звучит из уст их зарубежных партнеров. «То, что на Западе считается бесчестно, в России считается здравым смыслом». (А. Крейг Копетас, американский ученый, журналист).

Именно различие в понимании основ этичного поведения в сфере предпринимательства на практике часто служит главным препятствием к развитию долговременных деловых контактов с зарубежными партнерами. Это отнюдь не означает , что в странах с развитой рыночной экономикой бизнес всегда ведется честно. Однако никто не отрицает, что на Западе уже сложилось представление о правилах игры, нарушение которых приводит к выталкиванию нечестных предпринимателей из их среды и с рынка вообще. Это если речь идет о неписанных этических правилах, а уж если были нарушены законы…

Наши бизнесмены в подавляющем большинстве не только не имеют такого представления. Они даже не подозревают, насколько сильно влияет соблюдение норм этики бизнеса на формирование положительного имиджа компании и на ее коммерческий успех. До сих пор считается, что «роскошь этичного бизнеса» могут позволить себе лишь немногие, ведь этика и прибыль – понятия почти противоположенные.

Сегодняшний день дает немало примеров необязательности, непорядочности, а то и просто обмана в относительно молодом российском бизнесе.

Журнал «Экономика и жизнь» оповещает нас о следующих фактах. «Чтобы не отставать от западных коллег, еще в 90-е годы некоторые «продвинутые» российские предприниматели стали разрабатывать этические кодексы для своих компаний. Например, Совет Российской торгово-сырьевой биржи (РТСБ) уже вскоре после учреждения одобрили свод моральных требований к брокерам и другим категориям работников – своеобразный кодекс чести, основные положения которого актуальны отнюдь не только для биржевиков».

М.Л. Лучко в книге «Этика бизнеса – фактор успеха» рассказывает о том, как разрабатывались кодексы в российских компаниях. «Этические кодексы российских компаний составлялись с учетом выработанного зарубежного опыта. В них, как правило, представлены разделы, посвященные отношениям с основными группами стэйкхолдеров: сотрудников компании, ее клиентов, деловых партнеров, конкурентов, госструктур. Рассматриваются в кодексах и такие важные вопросы, как конфликт интересов, взяточничество, отношение к охране окружающей среды ит.п.

Отрадно сознавать, что большинство крупных компаний уже имеют свои этические кодексы. И пусть часто это – дань моде, срисовывание картинки западных компаний, но без такого этапа в формировании нормальных правил игры не обойтись. Сначала надо хотя бы осознать необходимость своих правил бизнеса, правил деловой этики, или этических кодексов, задуматься над тем, зачем все это нужно; потом – кодексы должны рано или поздно заработать.

Много крупных российских компаний уже осознали важность проблем социальной ответственности и, перенимая опыт зарубежных фирм, разработали в последние годы свое видение. Например, в компании РУСАЛ сформулирована так называемая миссия, иными словами, обязательства, которые она добровольно берет на себя перед обществом в самом широком смысле слова.

В крупнейшей нефтяной компании ЛУКОЙЛ существует не этический кодекс, а социальный кодекс, в котором речь идет непосредственно о социальной ответственности. Это один из наиболее подробных и хорошо разработанных кодексов подобного рода.

Отрадно, что российское бизнес-сообщество осознало необходимость, во-первых, изучать вопросы этики бизнеса и социальной ответственности; во-вторых, пропагандировать удачный опыт; в-третьих, помочь нашим предпринимателям понять, что в нынешних условиях уже нельзя отмахиваться от этих проблем, надо просто проанализировать все «плюсы» и все трудности соблюдения этических норм бизнеса.

Нужно также упомянуть о том, что в октябре 1997 г. прошла презентация национального фонда «Российская деловая культура». Главной целью этой программы названа помощь отечественным предпринимателям «в быстром овладении навыками современной деловой культуры и и использование отечественного и зарубежного опыта». За время существования этой программы были разработаны принципы бизнеса в современной России «Двенадцать принципов ведения дел в России».

Очень важным фактором интеграции российских деловых кругов и специалистов в области этики бизнеса и деловой культуры является международная поддержка, которую получила национальная программа «Российская деловая культура».

Конечно, не смотря на разные этические кодексы в компаниях, несмотря на благотворительные программы и социальные проекты, этика бизнеса в сегодняшней России находится пока на относительно низком уровне. Какие же причины способствуют тому, что российская этика бизнеса пока еще находится в зачаточном состоянии, несмотря на то, что рыночную экономику мы развиваем больше 15 лет?

1. Религиозные факторы. Как  правильно заметил Николай Бердяев, в традициях православной религии  было ценить в верующем не  «честь и честность», а «святость  и смирение». Идеи православия  не создали для российский  предпринимателей моральных стимулов  заниматься бизнесом.

2. Исторические факторы. Капитал начал развиваться только  с 70-годов XIXв. А этика бизнеса и деловая культура, так же, как и этика и культура вообще, тесно связаны с экономической и культурной стадией развития общества.

3. Национальные факторы. Российское общество – многонационально. Неоднородный этнический состав  населения, разные группы которого  имеют свои традиции, религиозные  верования и национально –  психологические особенности, - все  это затрудняет выработку единых  норм этики бизнеса в России.

4. Синдром советского  прошлого. Какая могла быть этика  того, чего не существовало при  социализме – самого бизнеса?

Информация о работе Этика бизнеса