Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Этика бизнеса – одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний с их четко структурированным ведением бизнеса. В России же она только недавно начала развиваться. Я считаю, что этика бизнеса и морально-этические нормы должны присутствовать в кожной компании. От этого зависит деятельность компании, честные и справедливые отношения с потребителями, конкурентами и сотрудниками внутри компании.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1(теория) ----------------------------------------------------------------------------------------------6
1.1.Что такое этика бизнеса?------------------------------------------------------------------------------6
1.2.Становление этики бизнеса как научной дисциплины-----------------------------------------8
1.3. Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности
в менеджменте----------------------------------------------------------------------------------------------11
1.4. Основные концепции в этике бизнеса------------------------------------------------------------19
1.5. Этика бизнеса: Восток и Запад---------------------------------------------------------------------24
1.6. Развитие идей современной этики бизнеса в странах Запада и Востока. Япония и
США – в чем различия?-----------------------------------------------------------------------------------27
1.7 Этика бизнеса в России-------------------------------------------------------------------------------29
1.8. Этические кодексы и основные принципы этики корпоративных отношений----------36
1.9. Практические методики и организационные программы по регулированию
деловой этики-----------------------------------------------------------------------------------------------43
1.10. Деловой этикет как особый раздел этики бизнеса--------------------------------------------51
Глава 2 (практика)------------------------------------------------------------------------------------------55
2.1. Кейс«Корпорация Nestle»--------------------------------------------------------------------------55
2.2. Анализ Кейса-------------------------------------------------------------------------------------------58
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------62
Список литературы--------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовой по тему Этика бизнеса.docx

— 104.98 Кб (Скачать файл)

Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудейско-христианской традиции: «не лги», «не укради», «не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др. Хорошо известно, что первые предприниматели были весьма религиозными людьми. Как показал М. Вебер, именно религиозные особенности протестантизма привели в Новое время к бурному развитию капиталистических отношений. 

Однако, хотя действительно при решении любых моральных проблем человек с необходимостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные ценности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения.

Влияние религиозного сознания на экономическое поведение нельзя приуменьшать. Как показали исследования, становление капитализма было в значительной степени обусловлено протестантским мировоззрением. Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившиеся в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно поэтому в настоящее бурно развивается область менеджмента, изучающая специфику поведения в разных странах.

Одной извлиятельных в этике бизнеса является теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748-1832). Вентам определял его основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате. 

Из лекций по теории организации Озира В.Ю.к.э.н., доц. «Утилитаризм - индивидуальная морально-философская концепция, которая считает главным моральным принципом обеспечение «наибольшей пользы для большинства» и дает моральную оценку поведению с точки зрения издержек и выгод от последствий поведения. Если выгоды перекрывают издержки, тогда поведение считается нравственным. Если нет, то поведение рассматривается как безнравственное. Эта философская концепция лежит в основе экономических принципов капитализма, поэтому неудивительно, что ее положения разделяют многие руководители предприятий и студенты, изучающие бизнес.

Знание основных принципов этики, подкрепленное базовым пониманием причин, порождающих безнравственное поведение, помогает в моральной оценке управленческих решений. В конце концов, нормы нравственного поведения определяются индивидуально, а последствия такого поведения затрагивают широкий круг лиц».

И все же, теория утилитаризма оказывается малоэффективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. О других концепциях рассказывают Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов в книге «Этика бизнеса» «Другой подход к проблемам деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.

Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.

1. Они тесно связаны  с обязанностями. Если я имею  моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться  к чему-либо), то другие люди  имеют моральную обязанность  не мешать мне делать это (а  иногда - в лице государства - даже  содействовать мне).

2. Они обеспечивают возможность  индивидуального автономного и  равноправного выбора цели. Никто  не может заставить меня силой  не поклоняться святыне только  на том основании, что общество  получит от моего отказа некоторую  прибыль: каковы бы ни были  цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство  в планы или деятельность, защищенные  моральным правом. Признать, что  данное лицо обладает моральным  правом - значит признать, что существует  область, в которой это лицо  не подчиняется моим желаниям  и его интересы не подчиняются  моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют  как равные и автономные.

3. Они образуют базу  для оправдания образа действий  одних лиц и для защиты и  помощи другим лицам. Если я  имею моральное право, то мои  действия морально оправданны. Более  того, если я имею моральное  право делать что-либо, то это  означает, что действия других  лиц, направленные на то, чтобы  мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными  действия других лиц, направленные  на ограничение деятельности  лиц, препятствующих в моем стремлении  к реализации моего права.

Права являются более совершенным инструментом, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества».

Многие исследователи полагают, что категорический императив Иммануила Канта объясняет наличие у человека моральных прав. Именно этику Канта привлекают специалисты этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Напомню его подход к оценке этичности поступка. В отличие от утилитаризма кантовский подход сосредоточен на внутренних мотивах действий. Лгать нельзя потому, что если это действие сделается всеобщим, то связи между людьми исказятся, люди потеряют доверие друг к другу и общество распадется. Можно, конечно, оспаривать выводы Канта на том основании, что ложь весьма распространена, а общества тем не менее не распадаются. Но все же стоит подумать о перспективе развития такого отношения. Ведь одна из основных проблем в этике бизнеса то. что люди слишком легко придумывают самые невероятные обоснования дозволенности для них чего-то, не дозволенного другим.

С точки зрения этики бизнеса, пожалуй, наиболее перспективна следующая формулировка категорического императива: "Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда - как одно только средство".

У нас всегда есть сильное искушение для воплощения каких-либо планов и достижения личных целей использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно частое явление.

Петрунин Ю.Ю в своей статье «Этика бизнеса: современные концепции» рассматривает следующий подход к проблемам деловой жизни, который связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. «В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения "этики справедливости" существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

"Этика справедливости" исходит из положения, что люди  по своей природе являются  общественными существами, которые  должны жить в обществе и  создавать социальные структуры  для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей - человеческое равенство я справедливость  как его выражение. Вследствие  этого моральным долгом, как он  понимается в "этике справедливости". являются подчинение закону, который  должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Моральные проблемы деловой жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного направления, вряд ли возможно.

В отличие от традиционной культуры, когда господствовала одна этическая система, в современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает разную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса. Это особенно важно для России с ее традиционно сложившимся многообразием этических систем (православие, ислам, коммунизм)».

1.5. Этика бизнеса: Восток и Запад.

М.Л. Лучко в книге «Этика бизнеса – фактор успеха» рассказывает о том, как становление норм этики в бизнесе связаны с религиозной верой тех или иных частей света. «Этика бизнеса, уходящая корнями в этику общечеловеческую, тесно связана с религиозными и философскими воззрениями людей. Обращение к различным системам социально-культурных ценностей позволяет понять, почему, например, протестантизм способствовал развитию духа предпринимательства на Западе, а конфуцианство во многом определило специфику развития предпринимательства на Востоке. А также, почему православная религия оказалась фактически препятствием для построения капитализма в России.

Согласно протестантской этике основными признаками богоизбранности человека являются его вера, его трудовая деятельность и деловой успех. Таким образом, протестанты считали, что в основе богоизбранности (помимо веры) лежит повседневная деятельность самого человека. Настоящий христианин должен собственным трудом доказать свою богоизбранность. Трудом производительным, честным, основанным на знаниях, мастерстве и дисциплине, стремление к предпринимательскому успеху. Трудовая деятельность стала считаться формой служения Богу. Истинные протестант должен был соблюдать определенные требования и в труде, и в быту:

· Быть аккуратным, опрятным, дисциплинированным.

· Учиться самому и учить своих детей, учеников и подмастерьев.

· Быть верным своему слову, обязательствам и долгу не только перед Богом, но и перед домочадцами, работниками, деловыми партнерами и всеми окружающими людьми». 

Макс Вебер (1864-1920) в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий» показал, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу капитализма. Вебер считал, что основой культурного и социального развития общества являются вовсе не экономические отношения, а, напротив, формы экономической деятельности людей зависят от культурных, и прежде всего религиозных, факторов.  В самом начале работы «Протестантская этика и дух капитализма», написанной в 1904-1905 гг., Вебер замечает:

«При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения обращает на себя внимание одно явление… Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».

Макс вебер считал, что исторические заслуги протестантизма состоят в следующем: Во-первых протестантизм способствовал рационализации производства и буржуазного правопорядка; во-вторых, протестантская трудовая этика утвердила в сознании людей и на практике такие ценности, как бережливость, экономность, трудолюбие, честность в деловых отношениях, благоговейное, отношение к собственности и к богатству. 

Я считаю, что Макс Вебер совершенно справедливо полагал, что быстрый экономический и культурный рост в странах Западной Европы и США был связан с идеями протестантизма, которые послужили своего рода духовными движущими силами этих процессов.

Хотелось бы рассмотреть, как утверждались взгляды Востока на этические принципы.В этом мне также поможет М.Л. Лучко и ее книга «Этика бизнеса – фактор успеха».

«В учениях Конфуция есть идея о том, что человек должен соблюдать в жизни принципы высоконравственного поведения, постоянно совершенствовать свою личность и в культурном плане, и в этическом плане, чтобы достичь уровень цзюнь-цзы (благородного мужа), своего рода идеального человека. При этом благородным мужем, по идее Конфуция, становиться не тот, кто имеет благородное происхождение, а тот, кто воспитывает себя и обладает качеством жэнь (верность), ли (ритуал), а также вэнь (культура). Таким образом, «благородный муж» всю свою жизнь стремится к некоему идеалу, и главным его качеством являются гуманное и уважительное отношение к другим, честность, образованность, соблюдение принципа сыновней почтительности и других правил ритуала.

Вот так написано о некоторых чертах благородного человека в

«Лунь-юй»:

· Учитель сказал: «Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду».

· Учитель сказал: «Благородный муж предъявляет требования к себе. Низкий человек предъявляет требования к людям».

· Учитель сказал: «…Если благородный муж утратил человеколюбие, то можно ли его считать благородным мужем?.. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи».  

Из рассуждений Конфуция следует, что благородный муж не судит других людей, а только себя, не разделяет слово и дело, берет пример с самых лучших людей и должен не только рассуждать, но и заниматься практической деятельностью.

В конфуцианскую этику, помимо ее общечеловеческого содержания, включены принципы достижения социальной гармонии через установление иерархических отношений как в семье, так и в обществе, уважение к старшим, выполнения определенных ритуалов и верности традициям. Идеи конфуцианства заметно повлияли на формирование этики бизнеса в странах восточной цивилизации». 

Информация о работе Этика бизнеса