Этический кодекс организации на примере объединенной лизинговой асоциации (ОЛА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы. Изучение этического кодекса в организации.
Задачи работы:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этического кодекса организации;
- изучить этический кодекс организации в Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА)

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность этического кодекса организации
1.2 Подходы к созданию этических корпоративных кодексов
1.3 Этика деятельности организации и руководителя
1.4 Основные принципы этики деловых отношений в организации
2 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ
ЛИЗИНГОВОЙ АСОЦИАЦИИ (ОЛА)

2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Цели и принципы этики членов ОЛА
2.3 Основные положения этического кодекса членов ОЛА в отношении
между ассоциацией и заинтересованными лицами
2.4 Санкции к нарушителям этического кодекса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Бурмистрова.docx

— 60.49 Кб (Скачать файл)

На  деле часть компаний обращаются в  консалтинговые агентства, консультанты которых собирают мнения и предложения  коллектива, анализируют их и через 1-4 месяца предлагают руководству компании «корпоративную конституцию».

Другие  компании заимствуют типовые кодексы  той или иной отрасли (кодексы  медиков, психологов, кадровиков, преподавателей), редактируют их и получают собственный  свод внутрикорпоративных правил.

При подготовке этического кодекса руководители компании высшего и среднего звена  знакомятся с аналогичными документами, действующими на других предприятиях, выявляют традиции, которые сложились  в компании, этические моменты, имеющиеся  в корпоративной культуре, привносят  то, что хотелось бы видеть в идеале.

Основная  задача этического кодекса заключается  в создании комфортных условий труда, благоприятного психологического климата  в компании. С помощью этического кодекса можно сплотить всех членов коллектива, сформировать корпоративную  культуру. Сотрудникам, усвоившим законы фирмы, проще разобраться в сложных  рабочих ситуациях, а новичку  легче влиться в коллектив  и понять, чего от него здесь ждут.

Разрабатывать и внедрять этический кодекс рекомендуется  в четыре этапа.

1. Исследование. В компании проводится диагностика  ситуации: выявляют потенциальные  сферы конфликта интересов, противоречий  внутри организации и в ее  внешних отношениях – с клиентами,  партнерами. Определяются области  возможных нарушений, связанных,  например, с грубостью персонала,  хищениями и др. Формулируются  цели программы.

2. Разработка  концепции. Руководство компании  создает «образ идеального сотрудника»  – описывает его желаемое поведение  в конфликтных и сложных этических  ситуациях. Для каждой организации  они индивидуальны. В зависимости  от их особенностей формируется  и структура кодекса: содержание, главы. На этом же этапе составляется  проект текста кодекса.

Таким образом создается база собственных представлений об этических нормах в компании.

Дальнейшая  работа поручается службе персонала, которая  формулирует основные положения  этического кодекса. При разработке этического кодекса целесообразно  вовлечь в обсуждение его положений сотрудников всех уровней. При этом выясняются проблемы профессионально-этического характера, возникающие в повседневной деятельности сотрудников, классифицируются и на конкретных примерах описывается желательное и нежелательное поведение персонала. Т.о. закрепляются неписаные правила, которые существуют в любой компании: от требований к одежде сотрудников до норм взаимоотношений с клиентами, конкурентами и т.д.. При разработке этического кодекса следует учитывать, что его положения должны быть выполнимы.

3. Обсуждение, корректировка и принятие. Всех  сотрудников знакомят с проектом  кодекса, проясняют его необходимость  для каждого работника и компании  в целом, получают обратную  связь о проекте кодекса. Затем  текст корректируют и дорабатывают  документ. Кодекс утверждает руководство  компании.

4. Внедрение.  Создается система исполнения  кодекса этики. Она включает  четыре элемента: 1) продвижение этических  стандартов поведения внутри  компании; 2) обучение сотрудников  (как применять зафиксированные  в кодексе нормы); 3) мониторинг  исполнения этических норм и  возможных нарушений; 4) реагирование  на нарушения.

Весь  свод этических правил полностью  принимается президентом компании, который является гарантом их выполнения. Начав с себя, он может требовать  того же и с остальных.

После принятия и внедрения этического кодекса, при необходимости, в него можно вносить изменения. Например, у компании появился новый вид  деятельности или открылся филиал в  другой стране. К кодексу этики  необходимо сделать дополнения, которые  снизят вероятность возникновения  конфликтов и этических проблем, связанных с новыми направлениями  деятельности. Изменения оформляются  приложением к основному тексту этического кодекса.[ 3 ]

 

 

1.2 Подходы к созданию этических  корпоративных кодексов

Кодекс корпоративной этики  может выполнять три основные функции:

  • репутационную;
  • управленческую;
  • развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Управленческая функция кодекса  состоит в регламентации поведения  в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

  • регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,
  • определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,
  • указания на неприемлемые формы поведения.

Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной  культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной  культуры. Кодекс может транслировать  ценности компании всем сотрудникам, ориентировать  сотрудников на единые корпоративные  цели и тем самым повышать корпоративную  идентичность.

Содержание кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две  части:

  • идеологическую (миссия, цели, ценности);
  • нормативную (стандарты рабочего поведения).

При этом идеологическая часть может  не включаться в содержание кодекса. В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь профессиональные дилеммы. Эти кодексы "вышли" из описанных ранее кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных профессиональных этических ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в целях личного обогащения.

В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса главами о миссии и  ценностях компании способствует развитию корпоративной культуры. При этом кодекс может иметь значительный объем и сложное специфическое  содержание и адресоваться всем сотрудникам  компании. В больших неоднородных корпорациях сочетание всех трех функций становится сложным. С одной стороны, существует ряд политик и ситуаций, традиционно закрепляемых этическими кодексами в международной практике. Это политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты образцового поведения в таких ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников в условиях значительной разницы в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие корпоративной культуры компании требует единого кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого сотрудника. В такой ситуации используются 2 варианта кодекса - декларативный и развернутый. "Кредо", или декларативный вариант этического кодекса используется для предъявления этических принципов с начала XX века. К таким кодексам относятся Кредо (декларация ценностей) "Джонсон и Джонсон" (1944 г.), Кодекс "Семь духов (принципов)" поведения сотрудников "Мацусита электрик" (1933 г.). Они описывают общие принципы поведения сотрудников на уровне деклараций. По сути, декларативный вариант - это только идеологическая часть кодекса без регламентации поведения сотрудников. Например "Кредо" включает 4 развернутых ценности, "Семь духов" - семь основных принципов. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических норм. Подобные кодексы действуют и по сей день. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка исходя из общих принципов. Следовательно, для того, чтобы кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы. Например, начиная с 70-х годов, компания "Джонсон и Джонсон" установила практику постоянного обсуждения и критического обзора "Кредо". Во время кризиса, вызванного отравлением тайленола(1), Ларри Фостер, вице-президент компании по связям с общественностью, сказал, что у компании не было иного варианта поведения, кроме удаления тайленола с рынка. Отказаться сделать это значило нарушить "Кредо".

Итак, декларативный вариант кодекса  решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры. При этом для предоставления кодекса международному сообществу и решения конкретных управленческих задач необходима разработка дополнительных документов.

С 80-х годов XX века распространение  получил также развернутый вариант  кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников (P&G, ВР). В них была зафиксирована  конкретная регламентация поведения  сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок  или возникали сложные этические  ситуации. При этом большой объем и сложность содержания таких кодексов определяют их выборочную адресацию. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.[ 4 ]

Подходы к созданию этических кодексов

 

Профессиональный

Декларативный

Развернутый

Пример

Альфа-банк, Северная торгово-промышленная палата

Johnson & Johnson, Panasonic

BP Amoco, P&G.

Характеристики  организации

Профессионально однородные организации

Крупные, профессионально неоднородные организации

Содержание

· Описывает  профессиональные этические дилеммы, нормы и стандарты поведения · Может содержать идеологическую часть

Описывает идеологию и общие правила  поведения

· Описывает  политики в отношении ключевых групп · Регламентирует поведение сотрудников · Может содержать идеологическую часть

Основные  функции

Может реализовывать все три функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культуры

Реализует в основном функцию развития корпоративной  культуры, частично - управленческую

Реализует репутационную и управленческую функции

Кому  адресован

Всем  сотрудникам

Всем  сотрудникам

Преимущественно менеджменту

Формат

Профессиональный  язык, большой объем

Понятный  текст, небольшой объем

Специальная терминология, большой объем


Итак, каждая компания определяет собственные  задачи, для решения которых она  намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Но создание кодекса, естественно, не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.[ 5 ]

 

1.3 Этика деятельности организации  и руководителя

Организация – это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов.

На  современном этапе развития многочисленных организаций все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации, об отношениях с другими организациями. Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все  правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых  в момент принятия закона был законодатель. Существуют различия между юридической и социальной ответственностью. Юридическая ответственность – следование конкретным законам и нормам государственного регулирования. Социальная ответственность – это выполнение соответствующих обязательств перед обществом.

Социальная  ответственность стратегии организации, имеет как плюсы, так и минусы:

а) плюсы:

- формируется  более привлекательный  образ организации в обществе;

- возрастает  доверие к организации;

- увеличиваются  товарооборот, количество клиентов  и т.д;

- появляется  возможность получить более выгодные  заказы;

- благодаря  возросшему авторитету организация  может вести более - активную, эффективную политику в обществе, расширяя свою деятельность, в  частности рынки сбыта;

- появляется  возможность снижения местных  налогов и т.д.

б) минусы:

- увеличиваются  издержки производства;

      - ограничивается действие закона минимизации прибыли;

- организация  для поддержания своих доходов  нередко вынуждена повышать цены, т.е. положение организации в  конкурентной борьбе ухудшается;

- вложение средств в социальную среду  часто бывает неэффективным;

- невысокий  уровень квалификации персонала  организации в области разрешения  социальных проблем и т.п. [ 6 ]

Эффективная политика социальной ответственности для  организации базируется на следующих  принципах:

- помощь организации прежде всего должна оказываться человеку;

-помощь должна  быть направлена на удовлетворение  основных физиологических потребностей  в еде, жилье, отдыхе, чистой  воде, безопасности и т.д.

Для успешного  существования организация должна уметь откликаться на проблемы, возникающие  в социальной среде, чтобы сделать  эту среду для себя более благоприятной.

Информация о работе Этический кодекс организации на примере объединенной лизинговой асоциации (ОЛА)