Этические аспекты работы социальных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 18:32, реферат

Описание работы

Социальная работа является одним из механизмов, обеспечивающих нормальное социальное функционирование личности. Ее деятельность направлена на то, чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Конечным результатом социальной работы может являться только нормализация социального функционирования клиентов.

Содержание работы

1. Введение.
2. Основные этические дилеммы в социальной работе, подходы к их решению.
3. Этические аспекты исследований в социальной работе.
4. Этическое воспитание социального работника.
5. Этические аспекты оказания социально-психологической и социально-бытовой помощи клиенту.
6. Участие в разработке социальной политики.
7. Участие в политической деятельности.
8. Этика взаимоотношений с клиентами–инвалидами и пожилыми людьми.
9. Вывод.
10. Источники информации.

Файлы: 1 файл

торицына данилова эоср.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

Контроль за ходом исследований. Исследования в социальной работе проводятся группами специалистов, постоянно контактирующих с клиентами. В основе социальных исследований лежит доверие клиента к исследователю, уверенность в его профессионализме. В ходе любого исследования могут быть отклонения. Информация об отклонениях от заданной программы должна быть предоставлена клиенту в полном объеме. Главное же этическое правило для социального работника в данной ситуации — сделать прогноз возможных нежелательных для клиента последствий исследований и исключить или, по крайней мере, минимизировать их. Исследования не могут проводиться, если существует опасность для клиента.   Использование результатов исследования исключительно на благо клиента. Исследования в социальной работе проводятся для выявления потенциальных клиентов, выяснения их проблем, изучения деятельности социальных служб и надежности системы социальной защиты в целом. Конечным итогом таких исследований становится масштабная программа, направленная на совершенствование деятельности социальных служб и, следовательно — повышение эффективности социальной помощи, поддержки и обслуживания.

Результаты исследований в социальной работе не должны быть использованы в целях извлечения личной выгоды — материальной, моральной, политической — или переданы для применения в этих целях юридическим или физическим лицам.

 

 

 

 

4.Этическое воспитание социального работника

Этическое воспитание социального работника должно стать неотъемлемой частью его подготовки. Основные усилия при этом должны быть направлены на развитие этических навыков и нравственности специалиста, так как в практической работе он будет часто сталкиваться с ситуациями, которые в законодательстве не оговорены. И тут только его собственное чувство моральной ответственности, умение видеть факты и проблемы объективно, способность принимать во внимание интересы и потребности клиента, его социального окружения и всего общества могут способствовать принятию этически правильных решений. Этическое воспитание социального работника предусматривает не только усвоение им этических знаний, моральных норм и правил, но и формирование нравственной убежденности и нравственных потребностей как основы его личности.

Этическое воспитание социального работника идет по четырем основным направлениям:

1) изучение теоретических основ профессии как прикладной гуманистической теории. Современное общество немыслимо без института социальной работы, призванной оказывать всестороннюю помощь наиболее социально уязвимым индивидам и слоям общества. Теория социальной работы учит будущих специалистов подходить к решению проблем человека и общества с точки зрения реализации их потребностей, которая в силу различных причин и обстоятельств может быть временно или постоянно ограниченной. Социальная работа учит относиться к человеку с точки зрения гуманистических идеалов, которые говорят о ценности каждого индивида для социума вне зависимости от его экономических возможностей. Даже самый уязвимый, слабый индивид полезен обществу уже тем, что дает возможность наиболее сильным проявлять свои чисто человеческие качества — милосердие, доброту, нравственность, — т. е. оставаться человеком в высоком смысле этого слова.

2) развитие высокой чувствительности к моральным факторам. Для того, чтобы знание теоретических основ профессиональной этики проявлялось в повседневной социальной практике, необходимо развивать у специалистов этическую восприимчивость.  Гуманизм в социальной работе должен быть не только теоретической основой, но и практическим содержанием деятельности; и будущий специалист на конкретных примерах, с помощью аналогий должен выработать в себе привычку постоянной нравственной оценки явлений и действий с помощью полученных в процессе обучения и воспитания знаний и усвоенных взглядов.

3) глубокое изучение сущности этических норм и кодексов. Изучение этики социальной работы включено в программу профессионального образования. Однако автоматического запоминания основных этических норм для специалиста мало. Моральность и нравственность должны стать основой личности специалиста. При этом этический кодекс должен обеспечивать основные принципы морального поведения, в соответствии с которыми социальный работник строит свою деятельность. Специалисту необходимо уметь не только распознавать этическую сторону проблемы, которую предстоит решить, но и выбирать из всей совокупности принципов и норм, входящих в этический кодекс, именно те, руководствоваться которыми должно в решении конкретной проблемы. Сложность этой задачи состоит в том, что моральный или этический кодекс — это не сборник этических рецептов на все случаи жизни, поэтому социальному работнику для успешной деятельности так важно уметь ориентироваться в его положениях.

4) развитие навыков этической оценки принимаемых решений. Социальная работа по своей сущности всегда тесно связана с проблемами этического характера. В любом решении, принимаемом социальным работником в связи с необходимостью разрешения проблемной ситуации клиента, можно выделить различные стороны — социально-медицинскую, хозяйственно-бытовую и другие, в зависимости от проблемы и поставленной цели. Немаловажное значение имеет этический аспект принимаемого решения, который присутствует вне зависимости от сущности проблемы и способа ее разрешения. То решение, которое в конечном итоге принимает социальный работник, должно быть не только эффективным, т. е. ведущим кратчайшим путем и с наименьшими затратами к намеченной цели, но и соответствовать этическим принципам и нормам.

В целом обучение и воспитание социального работника должно иметь главной задачей не только изучение всех тонкостей теории и технологий профессиональной деятельности по оказанию необходимой помощи клиентам, формирования социальной политики, но и умение с точки зрения морали и нравственности управлять своими действиями, выбирать собственные ценности. Такой подход к образованию включает в себя как научные и практические знания, так и этические и моральные ценности, на основе которых социальный работник выстраивает свою настоящую и будущую деятельность. Именно вследствие этого обучение и воспитание социального работника неотделимы друг от друга.

Общество — тоже сфера деятельности социального работника. Нести в общество высокие нравственные идеалы, распространять среди клиентов, их близких, других членов общины населенного пункта, района, где работает представитель социальной службы, основные принципы взаимопомощи, чувства единения с окружающими, сострадания и доброты — одна из важнейших функций социального работника.

Безусловно, для воспитания социального работника в духе морали и нравственности, его наставник или педагог должен и сам обладать высокими нравственными качествами, быть примером нравственно развитой личности. Однако если человек безнравствен или исповедует «двойную мораль», он не может научить нравственности других, не может содействовать гуманизации общественных отношений, не может быть человеком социальным, а следовательно и социальным работником.

Вопрос: Перечислите основные направления этического воспитания социального работника.

 

 

 

 

 

 

5.Оказание социально-психологической и социально-бытовой помощи клиенту

Оказание социально-бытовых услуг — наиболее распространенный на сегодняшний день вид социальной работы. В этой сфере деятельности проявляются все закономерности социальной работы, в соответствии с которыми и осуществляются действия социального работника. Деятельность социального работника, как и любая целесообразная деятельность, направлена на преобразование предмета деятельности, в данном случае — на преобразование условий жизнедеятельности личности (клиента) и положительную трансформацию самой личности, которая выступает наравне с социальным работником как активное начало, субъект деятельности.

В этой сфере деятельности социального работника также действуют специфические этические нормы и правила.

1. Работая с людьми, социальный работник несет ответственность не только за свое поведение и деятельность, но и за поведение, действия, условия жизнедеятельности и здоровье своих клиентов.

2. Деятельность социального работника включает в себя непосредственное общение с клиентом и его ближайшим окружением, вследствие чего требует полного напряжения сил и отдачи.

3. Несмотря на то, что деятельность  социального работника, в профильном  учреждении социальной защиты  связана, как правило, с одной  категорией клиентов, имеющих общие  проблемы, ему следует учитывать конкретные особенности обстоятельств жизни и индивидуальные черты личности каждого из них.

4. В отличие от представителей  многих профессий, также работающих  с людьми, социальный работник имеет дело не с какой-либо одной стороной жизнедеятельности или личности клиента, а с целостностью, совокупностью его личностных свойств и жизненных обстоятельств и в своей работе обязан учитывать все факторы.

5. Эффективность деятельности социального  работника сложно оценить по  конкретным результатам работы , хотя определенные критерии оценки имеются. Результаты деятельности социального работника зависят не только от него самого, но и от усилий и желания клиента, от деятельности всего коллектива учреждения социальной защиты, от возможностей системы социальной защиты населения.

Приступая к работе по социально-бытовому обслуживанию клиента (пожилого человека или инвалида, семьи и т. п.), социальный работник обязан ознакомить его с перечнем тех услуг, которые клиент может получить от данной социальной службы, и с порядком их предоставления. Памятка, содержащая перечень оказываемых услуг, как правило, разрабатывается социальной службой в расширение федерального перечня и может быть предоставлена клиенту. Если у клиента возникают вопросы о его правах на количество и качество услуг (бесплатных, полностью или частично оплачиваемых), следует дать ему соответствующие разъяснения; в противном случае клиент имеет право предъявить претензии социальной службе.

Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получать клиент, а также желательно оговорить и нормативно закрепить обговоренные требования к выполнению вышесказанных действий.

Социальный работник оказывает помощь и в соблюдении клиентом требований личной гигиены. Выполняя эту работу, он не должен демонстрировать свое отвращение к внешнему виду и особенностям телосложения или состояния здоровья клиента, неприязнь к такого рода услугам, хотя объективно они не всегда могут выглядеть эстетично. Клиент ни при каких условиях не должен почувствовать негативного отношения к нему социального работника.

Социальные услуги в соответствии с Законом могут предоставляться пожилому человеку или инвалиду, проживающему в семье. Отношения социального работника с близкими клиента должны быть доброжелательными, в этих людях следует видеть своих союзников, единомышленников. Если же клиент страдает от невнимания к себе, то с его согласия следует начать работу с родными, выяснить причины такого отчуждения и постараться наладить между ними нормальные человеческие отношения.

Довольно часто (и это входит в обязанности социального работника) клиент просит написать письмо родным или близким. Если клиенту трудно сформулировать свои мысли, следует деликатно предложить ему собственный вариант и узнать его мнение; в случае одобрения написать, а затем прочитать клиенту все письмо. Следует писать исключительно то, что просит клиент.

В случаях, когда пребывание в домашних условиях становится для клиента невозможным, социальный работник оформляет его в пансионат для престарелых или аналогичное стационарное учреждение. Следует помнить при этом, что для человека самыми тяжелыми и мучительными оказываются первые полгода пребывания в стационаре. В этот период социальный работник — единственное связующее звено с прошлой, домашней жизнью, единственный близкий человек для клиента. Несмотря на то, что в стационаре имеется свой персонал, социальному работнику следует продолжить посещения своего бывшего клиента хотя бы в течение первого полугодия.

Оказывая психологическую помощь клиенту, социальный работник выступает в роли консультанта, советчика, старшего товарища своего клиента. Прежде чем приступить к рекомендациям, ему следует изучить клиента и его жизненные обстоятельства, приведшие к необходимости консультации у специалиста. Давая конкретные рекомендации, специалист не вправе задавать вопросы, не имеющие отношения к необходимой информации. Следует избегать штампов, рутинного подхода к работе.

В обязанности социального работника входит также оказание ритуальных услуг. Порой оказывается так, что социальный работник — единственный, кто провожает человека в последний путь. Средства на ритуальные услуги выделяются в небольшом объеме и перечень бесплатных услуг невелик, но тем не менее, по возможности, все пожелания клиента в части организации похорон и выполнения ритуала должны быть исполнены — этого требует не только нравственность, но и обычай.

 

 

6.Участие в разработке социальной политики

Социальный работник оказывает помощь клиентам в рамках основных направлений государственной или региональной социальной политики. Социальный работник ведет учет клиентов и выявляет их потребности в конкретных видах помощи и социальных услугах. Эти сведения, обобщаются, составляя основу для планирования комплексов мероприятий, направленных на решение наиболее типичных и актуальных проблем клиентов. Социальный работник выявляет отдельных клиентов и распределяет их по группам — эти сведения служат основой для разработки целевых комплексных программ, направленных на решение проблем групп и слоев населения. Таким образом, каждый социальный работник принимает участие в формировании социальной политики.

Основными задачами социального работника является обеспечение качества и достоверности сведений, получаемых от клиентов и о клиентах. Ничто не должно оказывать влияния на качество и достоверность получаемой и передаваемой ими информации.

Одним из важнейших этапов проведения социальной политики является обобщение и анализ полученной информации. Объективность, беспристрастность и научная честность во многом будут влиять на качество непосредственно этого этапа работы, на судьбы населения на этапе реализации социальной политики. Необходимо стремиться к максимально достоверному и социально значимому результату.

В целом, участие в разработке социальной политики требует от социального работника профессиональной подготовки в области социальной работы, а также глубокого знания других отраслей знания и их этических основ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Участие в политической деятельности

Один из важнейших этических вопросов социальной работы: может ли социальный работник участвовать в политической деятельности, как представитель своей профессии и государственной структуры. Этично ли это по отношению к государству?

Информация о работе Этические аспекты работы социальных служб