Теория социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:09, реферат

Описание работы

Теория социальной работе предоставляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, касающийся:
● социальной работы как познания,
● форм социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни.
● субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника,
● клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной ситуации,
● метод помощи клиента.

Файлы: 1 файл

Реферат.Теория социальной работы..doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 

Теория социальной работе предоставляет  собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, касающийся:

●   социальной работы как познания,

●  форм социальной работы как социальной деятельности в различных  сферах человеческой жизни.

● субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника,

● клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной  ситуации,

● метод помощи клиента.

Поэтому «теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области  социальной работы выступает не только как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений социально реальности, скоро как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном социальном сообществе.

Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической  мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими  научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека – помогающего и человека – нуждающегося в поддержке, различных видах помощи.

В системе подготовки специалиста курс «теории социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими  дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика.

Социальная работа как  теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет  глубокие корни. Проявляясь в национальных традициях, закрепившие социокультурные  принципы реагирования на изменения  в жизненном сценария индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы  помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои  подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. В последствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям. Деятельность добровольных помощников современно западного мира позволяет формулировать новые принципы помощи нуждающимся, формировать методы поддержки и защиты на различных уровнях.

 

 

 

 

Принципы  социальной работы.

 

 

Любая наука предоставляет собой  синтез теоретических и эмпирических знаний. Теорий, методов и методик. Неотъемлемыми компонентами любой  науки являются закономерности, принципов  и методы.

Основными исходными  положениями, важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности социальной работы являются ее принципы.

Учитывая, что социальная работа является универсальным видом  деятельности, имеет междисциплинарный характер,  ее методологическими принципами выступают интегрированные принципы других наук.

1. Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципы детерминизма, отражения, развития.

2.  Общие принципы социальных (общественных) наук: принципы историзма социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.

Более узкими по содержанию, но охватывающими различные стороны  социальной работы, являются принципы:

1.  Социально – политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. К основным принципам этой группы можно отнести: единства государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними. Законность и справедливость деятельности социального работника.

2.  Организационные принципы – социально – технологическая компетентность  кадров, принципы контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

3.    Психолого-педагогические принципы (большое место занимает в структуре логических наук). Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально – технических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм работы с ними, индивидуальный подход, целенаправленность и адресность социальной работы.

4.     Специфические принципы   социальной работы, определяющие основные правила деятельности сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности социальной помощи, гармонизации общественных  групповых и личностных интересов.

 

 

●     Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.

●   Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказываться от своих социальных прав или от части их.     

●  Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться на «среднего» потребителя социальных услуг.

● Принцип профилактической направленности предлагает предпринимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает. Что предупредить социальное действие всегда легче, чем в дальнейшем прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. 

●   Принцип клиентопроцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. традиции тоталитарного общества заставляет нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.

●   Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию а разрешении своих проблем. Вряд ли кто – нибудь может решить проблемы, конфликты, отношения с близкими людьми  человека как ни он сам. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.

●    Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того. Что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит, прежде всего, от социально – экономических возможностей государства и от представлений общества  о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида.

●  Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разрешенной, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящим. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях. Она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законам и связанных с возможностью насилия,  нанесения ущерба какому – либо лицу, прежде всего детям.

●   Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные, и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказываться непривычный для лиц, занимающихся социальной работой. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее.

В законодательных и других нормативных  актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. Среди них называются такие: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равных возможностях для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; конфиденциальность в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресность; приоритета содействия гражданам; находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

       

  

     

  

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

 

1. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория  социальной работы: Учеб. пособие  для студ. выш. Учеб. заведений.  – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 С.

2.  Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В.И.  Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.     




Информация о работе Теория социальной работы