Этические аспекты работы социальных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 18:32, реферат

Описание работы

Социальная работа является одним из механизмов, обеспечивающих нормальное социальное функционирование личности. Ее деятельность направлена на то, чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Конечным результатом социальной работы может являться только нормализация социального функционирования клиентов.

Содержание работы

1. Введение.
2. Основные этические дилеммы в социальной работе, подходы к их решению.
3. Этические аспекты исследований в социальной работе.
4. Этическое воспитание социального работника.
5. Этические аспекты оказания социально-психологической и социально-бытовой помощи клиенту.
6. Участие в разработке социальной политики.
7. Участие в политической деятельности.
8. Этика взаимоотношений с клиентами–инвалидами и пожилыми людьми.
9. Вывод.
10. Источники информации.

Файлы: 1 файл

торицына данилова эоср.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

 

 

 

 

 

 

 

 

Торицына Д.

Данилова А.

1 курс

группа СРб-141

Оглавление.

1. Введение.

2. Основные этические дилеммы в социальной работе, подходы к их решению.

3. Этические аспекты исследований в социальной работе.

4. Этическое воспитание социального работника.

5. Этические аспекты оказания социально-психологической и социально-бытовой помощи клиенту.

6. Участие в разработке социальной политики.

7. Участие в политической деятельности.

8. Этика взаимоотношений с клиентами–инвалидами и пожилыми людьми.

9. Вывод.

10. Источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Социальная работа является одним из механизмов, обеспечивающих нормальное социальное функционирование личности. Ее деятельность направлена на то, чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Конечным результатом социальной работы может являться только нормализация социального функционирования клиентов.

Замкнутость в рамках собственных этических стандартов может привести к падению авторитета института социальной работы в глазах общества. Это может привести к пренебрежению нуждами социальной работы со стороны общества и государства, что отразится на положении клиентов, чьи интересы представляют социальные службы.

Отказ от собственных этических стандартов может привести к тому, что социальная работа утратит своеобразные, специфические для нее ценности, что особенно опасно в период всеобщего падения нравственности. В ущерб собственным ценностным ориентациям, институт социальной работы будет решать преимущественно вопросы, связанные с повышением престижа и статуса профессии в обществе, вопросы финансирования социальных служб.

Эти вопросы могут быть решены за счет предоставления платных услуг населению. Это значит, что клиенты, имеющие возможность оплатить услуги, будут приоритетными и желанными для социальных служб, в то время как неимущее население, более других нуждающееся в помощи всех видов, станет обузой. В этом случае социальная работа может стать институтом по преимуществу элитарным, ориентированным на платежеспособное население, институтом, утратившим свою доступность для населения в целом. Несомненно, это трудная этическая проблема.

Такой же проблемой является и определение направлений деятельности социальных служб, ранжирование их по приоритетам. Подходы к решению данной проблемы могут быть различными.

1)Социальная работа рассматривается как социальный институт, неотъемлемая часть структуры государства. Учреждения социальной защиты становятся бюрократизированными исполнителями воли государства, которое в своей политике далеко не всегда руководствуется интересами слабозащищенных слоев населения.

2)Институт социальной работы принимает активное участие в формировании социальной политики. Социальные работники сочетают в своей деятельности интересы отдельных клиентов и всего общества. Такой подход позволяет учитывать интересы граждан, не нуждающихся в социальных услугах, выпадающих из поля зрения социальных служб.

3)Предоставление системе социальной защиты автономии и самостоятельности. Но в этом случае социальная работа может зайти в тупик, поскольку предоставленная автономия может привести к отрыву от общественных интересов.

 

 

2.Этические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения.

Когда мы говорим "в жизни есть дилемма", то имеется в виду ситуация, когда человек оказывается перед необходимым выбором между двумя одинаковыми возможностями.

Другими словами дилеммой называется положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей (равноценных), одинаково затруднителен.

Этические дилеммы, которые возникают в социальной работе, отличаются от тех дилемм, которые существуют в не профессиональной деятельности.

Этические дилеммы всегда связаны с проблемой ценностей социальной работы.

Вопрос: Как вы поняли, что такое дилемма? Можете ли вы привести пример?

(Например: могут не совпадать  личные и профессиональные ценности  самого социального работника).

Характер этической дилеммы может зависеть от социальных, культурных, политических условий той страны, в которой осуществляется социальная работа.

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость - являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.

Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту.

 Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов, за них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение. Очень часто патернализм - это защита клиента от него самого. Для того, чтобы применять данный подход нужны веские основания. В целом для социальной работы наибольшую ценность имеет самоопределение как ценность, а патернализм признается крайней мерой.

Необходимость говорить правду и интересы клиента. Одним из принципов Этического кодекса является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, - в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях  социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией - работодателем.

Можно выделить несколько уровней соблюдения тайны:

  уровень внутренних убеждений специалиста, которым чаще всего и руководствуются практики при условии понимания его значимости и принятия;

  уровень профессиональной этики, когда определены формальные правила, обязательные для всех представителей профессии;

  уровень общественных установок, который выходит за рамки профессии и представляет собой "неписанный закон", разделяемую моральную ценность;

  уровень узаконенных норм, когда соблюдение тайны установлено в законодательном порядке.

Современный уровень развития социальной работы требует неустанных усилий профессионального сообщества по утверждению нормы конфиденциальности и других этических принципов на всех выделенных уровнях.

Принцип равенства и не равное распределение ресурсов. В практике есть два стандарта распределения ограниченных ресурсов: безусловный стандарт (это, когда мы отдаем средства по праву на него) и сравнительный стандарт (сравниваем потребности клиентов и отдаем средства более нуждающимся).

Коллегиальность и "доносительство". В случае, если кто-то из социальных работников нарушает закон или правила организации (службы), остальные работники попадают в сложную ситуацию, и в этом случае сталкиваются между собой дружеские чувства и профессиональная ответственность.

Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

Вопрос: Какие наиболее часто встречающиеся противоречивые обязанности и обязательства вы запомнили?

 

 

 

 

3.Этические аспекты исследований в социальной работе

Исследования — один из важнейших видов деятельности социальной работы.

Соблюдения этических принципов в проведении исследований необходимы потому, что исследования — это всегда исследования человека, его индивидуальных качеств, его душевного состояния, что является исключительно его личным достоянием.

Приступая к исследованиям и составляя их программу, социальный работник должен руководствоваться следующими основными принципами, определяющими этическую ответственность исследователя:

Уважение к индивидам и группам, являющимся объектом исследования. Забота о поддержании достоинства граждан, являющихся объектом исследования, должна стать ведущим принципом в исследовательской работе. Исследователь лично несет ответственность за соответственное этическим нормам обращение с гражданами. Забота о благополучии общества  и его граждан должна определять сущность, формы и методы исследования и проявляться в его процессе.

Честность и открытость. Этически обоснованное исследование должно сопровождаться четким соглашением между исследователем и лицом, являющимся объектом исследования. Исследователь берет на себя обязанности полного информирования клиента об исследовании и его результатах, а клиент обязуется предоставлять только достоверную информацию.

Добровольность участия клиентов в исследованиях. Согласие клиента на участие в исследованиях основывается на его праве на личную свободу.  Клиент имеет полное право отказаться от участия в исследованиях, если он не видит в этом исследовании полезность и необходимость.

Необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах исследований. Информирование клиента об исследовании должно строится по следующей схеме:

— раскрытие целей исследования;

— уведомление об обеспечении конфиденциальности полученных от клиента сведений;

— объяснение сущности исследования, т.е. тех процедур, которым клиент будет подвергнут в ходе исследования;

— гарантирование клиенту права и возможности отказаться от участия в исследовании на любом из его этапов;

— гарантирование права на консультацию независимого специалиста по сущности и целям исследования;

— сообщение о предполагаемых результатах исследования и их возможном применении.

Особая ответственность за информирование клиента ложится на исследователя, если во время эксперимента могут произойти действия, которые пагубное повлияют на его состояние. Социальный работник должен уметь убедить клиента в необходимости данного исследования. Если социальный работник не располагает достаточной информацией о конечных целях исследования, он должен по просьбе своего клиента пригласить консультанта для разъяснений.

В случае, если необходимо участие клиента с психическими осложнениями в исследованиях, социальный работник должен поставить об этом в известность лечащего врача своего клиента, а также получить согласие лица, имеющего юридическое право принимать решения от имени клиента в случае его недееспособности и на законных основаниях представляющего его интересы.

Гарантированностъ сохранения тайны исследований (конфиденциальность). Исследования, как правило,  затрагивают ту сторону жизнедеятельности клиента, которая чаще всего является глубоко личной. Для того, чтобы помощь со стороны социальной службы была наиболее эффективной, клиент должен сообщить об обстоятельствах дела максимально точно социальному работнику. Доступ к данным такого исследования разрешается только лицам, принимающим непосредственное участие в помощи клиенту.

Социальный работник должен четко представлять себе, какая информация может быть обнародована и в какой форме. По возможности участие клиента может быть анонимным. Личные данные клиента могут быть обнародованы только в том случае, если социальный работник объяснит клиенту возможные не только положительные, но и отрицательные последствия гласности. Социальный работник  обязан предвидеть возможные отрицательные последствия этого и своевременно предупредить о них.

Информация о работе Этические аспекты работы социальных служб