Этические кодексы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:49, реферат

Описание работы

Профессионально - этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г. В 2003 г. на основе рекомендаций Международной федерации социальных работников разработан Кодекс этики социального работника.
Настоящий Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель Кодекса этики социального работника - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Профессионально - этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г. В 2003 г. на основе рекомендаций Международной федерации социальных работников разработан Кодекс этики социального работника.  Настоящий Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель Кодекса этики социального работника - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этические кодексы социальной работы.

Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции как в обществе, являясь одним из способов ее регламентации, так и в самой профессиональной деятельности, определяя степень и меру влияния моральных норм на субъектов деятельности и способы их повседневных действий. Устанавливая определенные критерии, необходимые для выстраивания нравственных отношений между участниками деятельности, как субъектами, так и объектами, этические кодексы призваны выполнять следующие функции:

-обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;

-создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности;

-служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;

-унифицировать поведение специалистов на основе предъявляемых к ним единых этических требований;

-обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;

-обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;

-обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб;

-гарантировать осуществление прав клиентов; гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников;

-обеспечить преемственность действий как отдельных специалистов, так и социальных служб;

-дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;

-содействовать повышению уровня моральности - социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

-обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;

-повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;

-гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.

Социальные работники представляют собой специфическую профессиональную группу. И поскольку они в совокупности являются специфическим субъектом деятельности, о них можно говорить не как об отвлеченном объекте, а как о социальном организме, характеризующемся присущими ему стереотипами поведения и действий, социальной ролью в обществе. Этот социальный организм имеет определенный набор внутренних этических норм, в сравнении с которыми оцениваются и определяются поведение и действия каждого из отдельных его представителей, а также целостных коллективов и структур. Как в любой другой сфере деятельности, нравственные нормы в социальной работе складывались эмпирически и в настоящее время продолжают совершенствоваться с учетом научных исследований в данной области и накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Несмотря на то, что этические нормы в социальной работе длительное время (фактически вплоть до середины 90-х годов) не конституировались, их документальное оформление и сведение в этический кодекс началось не с нуля.

Во-первых, для современного человечества высшей базовой ценностью является человек, вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и др.

Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты представляет собой основной механизм, который помогает реализовать остальные права - на труд, на отдых, на образование и т. д.

Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты - право на достойную человека жизнь, а не просто существование или прозябание.

Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи, в том числе получали и сведения о мотивации деятельности благотворителей из разных слоев общества, о тех этических нормах и принципах, которые первоначально стихийно складывались в процессе становления и развития благотворительной деятельности и затем, с течением времени, превращались в традиции, бережно хранимые народом и передаваемые из поколения в поколение.

В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение нравственности современного российского общества, люди сохранили в себе человеколюбие. Национальный характер - это то качество народа, которое формируется тысячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению.  Российский народ всегда и всеми, согласно дошедшим до нас свидетельствам путешественников и торговых людей, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, способный к состраданию, незлобивый. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, причем не ожидая за это вознаграждения, говорит об изначальном гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но не может исчезнуть бесследно.

В-четвертых, социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность.

Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи.

В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма — не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития — и проводить в жизнь принцип социальной справедливости.  Институт социальной работы призван защищать население от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма.

В-шестых, специалисты, приходящие на социальную работу, привносят в нее собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности осуществляется по типу «человек - человек». Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалиста также играют определенную роль в формировании этических отношений.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:

-общечеловеческие ценности;

-этические традиции благотворительности;

-ценности современного российского общества;

-этические нормативы зарубежных стран;

-специфические ценности современной российской социальной работы;

-личностные ценности и идеалы специалистов. 

Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе

и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:

Он должен вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки.

В нем необходимо развивать и дополнять систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей.

Ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе.

Кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности.

Принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения. В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т. е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.

 

Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе, показывает, что, как правило, они могут быть условно сведены к двум группам нормативов: 

первая группа - то требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; 

вторая группа - требования к личности профессионала.

 

Десять заповедей из этического кодекса Ассоциации социальных работников США.

1)Люди имеют право на услуги и возможность улучшить качество жизни.

2)Безопасность клиентов является первым условием.

3)В целом люди делают лучшее, что они могут, и не нацелены на причинение вреда. Однако зачастую они все же наносят вред друг другу в своих попытках справиться с ситуацией, когда у них не достаточно знаний и умений, следовательно, обучение необходимым навыкам существенно для снижения риска возникновения конфликтных ситуаций между людьми.

4) Сложные ситуации могут  дать шанс для изменений. Когда  люди страдают в трудных ситуациях, чаще всего они становятся  более открытыми к новому, если  осознают, что прежние реакции, поведение, действия причиняют ему боль. Сложные времена можно рассматривать, как возможность привлечения  людей к обучению новым альтернативным  формам деятельности в трудных  условиях, которые могут привести  к положительным результатам.

5) Неподходящие действия  могут причинять вред. Многие  из социальных работников хотели  бы думать, что помогают клиентам.

 

 

Очевидно, что мы не будем целенаправленно выбирать те действия, которые являются скорее вредными, нежели полезными в той или иной ситуации, поэтому едва ли не самым важным является предусмотрительность, осторожность, постоянный анализ и оценка предложенных вариантов. Важнейшим требованием является вовлечение самого клиента в этот процесс обсуждения и оценивания с целью получения более обстоятельной картины улучшений или потерь в результате выбранной стратегии.

6) Наиболее полезным является  применение «пробного, экспериментального»  подхода в работе с клиентом. Это подразумевает признание  следующего тезиса: то, что работает  в одном случае, не обязательно работает всегда, если социальный работник и клиент рассматривают какие-то действия как эксперимент, то они не будут рассматриваться в случае неудачи. В случае научного эксперимента, отрицательный результат, не подтвердивший ожидания, дает дополнительную информацию, которую возможно применить в будущем.

7) Нельзя говорить о  клиентах, что они «безнадежны». Многие опытные социальные работники  могли бы перечислить определенные  признаки, по которым они предполагают, что тот или иной случай  с клиентом будет успешным. Хотя  научно доказано, что предугадать  отсутствие позитивных изменений  не возможно, поэтому по поводу  перспектив каждого нового клиента  нужно быть настроенным как  можно более оптимистично, не  взирая ни на какую ужасную  информацию о нем. Этот позитивный  настрой передается клиенту и  он приобретает надежду.

8) Клиенты - это наши коллеги - партнеры и требуют уважения и конфиденциальности. Когда социальный работник работает с клиентом, он не просто делает свое дело, он также подвергается влияниям со стороны клиента. Поэтому клиент - это партнер.

9) Мотивированность клиентов и вселение в них надежды. Положительные изменения в жизни даются непросто, клиенты порой имеют веские причины избегать встреч с социальным работником. Поэтому социальный работник должен уметь помочь клиенту осознать пользу от сотрудничества с ним.

10) Клиенты имеют право  на изменение собственных убеждений  и жизненных стилей без всякого  давления со стороны социального  работника (если они не представляют  опасности для жизни и здоровья). Это значит, что они имеют право  сделать свой выбор, даже если  их вариант радикально отличается  от предложенного социальным работником.

 

Основные принципы этического кодекса Ассоциации социальных работников Великобритании.

Этические обязательства социального работника по отношению к руководящей организации.

Сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации:

а) социальный работник должен работать над совершенствованием, корректировкой политики своей организации, повышением эффективности и действенности ее служб;

б) социальному работнику следует действовать таким образом, чтобы предупредить и исключить ошибки, недостатки в политике и практике социальной работе;

в) социальный работник должен использовать ресурсы руководящей организации очень скурпулезно и только на те ее нужды, на которые эти ресурсы предназначены.

 

 

Центральным в социальной работе является признание ценности и достоинства каждого человека, независимо от происхождения, положения, пола, сексуальной ориентации, возраста, веры и вклада в общественное развитие.

Социальная работа направлена на улучшение жизни людей, связана с фасилитацией (созданием комфортных условий клиенту) и предупреждением трудностей и страданий. Социальные работники, следовательно, ответственны за помощь индивидам, семьям, группам и общинам.

Информация о работе Этические кодексы социальной работы