Дружба как высшая нравственная ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:24, реферат

Описание работы

Каждое общество обладает определенной системой нравственных ценностей-принципов, норм и правил поведения, соблюдение которых необходимо для его существования и функционирования. В систему входят различные по форме и содержанию, уровню обобщения и конкретного назначения моральные требования. Особое место среди них занимают простые нормы человеческой порядочности, человеческого общежития. В трудовой деятельности, в учебе и быту у человека возникают разные формы личных отношений. В товариществе, дружбе и любви человеческое общение составляет не просто условие, но и главный смысл отношений, в которых реализуются важнейшие социально - психологические потребности. Радость взаимного интимного духовного взаимопонимания близких и симпатичных друг другу людей ничем заменить невозможно.

Содержание работы

1.Введение.

2.Понятие дружбы и её значения.

3.Возникновение дружбы.

4.Основные свойства дружбы.

5.Психология дружбы.

6.Морально-этические стороны дружбы.

7.Нравственная ценность дружбы.

8.Заключение.

9.Использованная литература.

Файлы: 1 файл

Реферат по этике.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

  Возникновению дружбы способствует общность взглядов и жизненных целей, интересов и идеалов, взаимная личная симпатия и уважение между людьми, наличие высоких нравственных качеств у людей и потребностей в общении. Общность интересов, идеалов и жизненных целей облегчает друзьям взаимопонимания при разрешении трудовых и спорных проблем. Если жизненные цели в главном совпадают и они серьезны и значительны, то дружба обычно продолжается всю жизнь, независимо от препятствий на ее пути.

Дружба возникает как разрыв в обычном течении событий, как скачок. В какой-то момент мы вдруг начинаем испытывать сильный прилив симпатии, интереса к другому человеку, он становится нам близок. Если мы давно с ним знакомы, появляется чувство, будто мы увидели его первый раз в жизни. Назовем это явление встречей. Встреча - это конечное событие, сгусток времени. Для дружбы важны только эти минуты наивысшей интенсивности жизни. Все, что происходит в промежутке, не имеет значения. Такая встреча всегда неожиданность, всегда открытие. По отношению к большинству наших знакомых мы так никогда и не сделаем этот первый шаг на пути к дружбе.

Дружба - это сложное переплетение встреч, и каждая встреча - испытание, она может принести успех и разочарование. В отличие от влюблённости мы можем даже не вспоминать о друге от встречи до встречи.

Мы не выбираем в друзья людей, которых не уважаем. Дружба - это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым строгим образом: так, как они в идеале должны были бы соблюдаться всеми.

Бывают такие ситуации в жизни когда нам плохо, например. Именно в такие моменты друзья всегда оказываются рядом. Друзья - это те, кто помогает нам в наших поисках, кто разделяет с нами нашу тревогу, борется вместе с нами за наши интересы, у кого те же, что и у нас, объекты любви. Настоящий друг остаётся рядом с нами и помогает нам, когда все остальные уходят. Настоящий друг проходит через испытания борьбой, ибо борьба заставляет выбирать. Он выбирает нас вместо кого-то другого. Без выбора нет дружбы. Ситуация придает выбору драматизм, делает его необратимым, отрезает путь назад. Друг - это тот, кто выбирает меня вместе с моими проблемами. Но отправиться на поиски друзей должен я сам. В тяжелые минуты я прежде всего обращаюсь за помощью к друзьям. Одни решаются пойти со мной, другие - нет. Всякая ситуация потери действует как естественный отбор: она выделяет те отношения, которым суждено выжить и иметь продолжение.

Помогая другу мы помогаем и себе, ведь может случится так, что мы поменяемся с ним ролями. Жертвой окажется он, а мы бросимся ему на помощь. Жить рядом, разделять все переживания другого означает вместе -

 

бороться с потерями, вместе выступать против сил зла. А значит, и обретать со временем общие объекты любви. Ими становятся наши близкие, его близкие, мы - объект его любви, он - объект нашей любви. Так рождается и крепнет дружба

Основные свойства дружбы

Критерии

1) Близость и эмоциональность, связанные с избирательностью  и исключительностью дружбы, обусловливают  такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.

2) Бескорыстие в дружбе  предполагает такие отношения, которые  свободны от соображений выгоды  и строятся на готовности помочь  друг другу, порой в ущерб своим  личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы.

Особенности

В отличие от кровнородственных отношений групповой солидарности это межличностное отношение является индивидуально-избирательным (с взаимной привязанностью участников).

Для развития дружбы могут быть необходимы:

  • взаимная симпатия (приятность взаимного общения)
  • взаимопонимание
  • открытость (не скажут «это не твоё дело»)
  • откровенность, искренность и бескорыстие
  • доверительность
  • активная взаимопомощь
  • общность интересов и увлечений
  • ценностно-ориентационное единство

То, что зарождалось как дружба, может превратиться в поверхностные приятельские отношения, или даже вражду. При всей интимности дружбы, её противопоставление деловым отношениям довольно относительно, хотя дружбу отличает то, что она ценна сама по себе. Дружба отличается от сексуальных и любовно-эротических чувств по характеру своей мотивации. Обычно считается, что для дружбы характерно отсутствие сексуального влечения. Тем не менее, существует противоположная точка зрения, а именно о возможности сексуальных отношений между друзьями, если описанные выше мотивы превалируют над сексуальным влечением, но оно так же присутствует. Некоторые полагают, что дружба, хоть подсознательно, но эгоистична, так как в целом оказывается выгодна всем её участникам.

Нельзя понять дружбу умом . Дружбу можно только чувствовать, ее можно описать только качествами. Умом ее не понять, и рационализировать, формализовать. Для некоторых дружба оценивается только логическими схемами, а не ощущением единства. Тогда дружба - следствие общих интересов, личной симпатии, общих целей. Если они пропадают, то и проходит дружба. Но настоящая дружба никогда не заканчивается, она может изменяться, трансформироваться, но если было что-то близкое и настоящее с человеком, то оно всегда останется в душе.

Мало того, что широта дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, её функции меняются в процессе жизни индивидов, достигая наибольшей интенсивности в период юношества и ранней взрослости. В этот период отмечается большая частота встреч и больший объём совместно проводимого времени, в дальнейшем дружба начинает терять свою уникальность, хотя почти всё время остаётся одним из самых важных факторов поддержания стабильности личности.

Девочки раньше, чем мальчики, переходят от детской дружбы к юношеской, так как у них раньше формируется потребность в интимности. Истинная дружба — одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.

Морально-этические стороны дружбы

«Неписанные правила дружбы»:

1)Обмен.

  • Делиться новостями о своих успехах
  • Выказывать эмоциональную поддержку
  • Добровольно помогать в случае нужды
  • Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе

2)Интимность.

  • Уверенность в друге и доверие к нему
  • Отношение к третьим лицам
  • Защищать друга в его отсутствие

Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она выбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое отношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других.

Дружба - это отношения между двумя совершенно свободными индивидами, встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они встретятся как два свободных независимых человека, обладающих одинаковой властью и равным достоинством. Это процесс осуществления равенства. Но она погибает, если мы берём себе за правило беспрерывно пользоваться помощью друга.

Динамика дружбы во многом зависит от сознательной установки партнеров: как они определяют природу своих отношений (видят ли в них дружбу, любовь или простое знакомство), какие цели преследуют, как направляют настоящее и будущее дружеских отношений - стараются поддерживать, углублять их или пускают на самотек.

Дж. Аллан например, утверждает, что дружба - это качественная характеристика отношений, а не сам по себе объективно существующий вид отношений. Если два человека, независимо от своего социального положения, испытывают уважение друг к другу, если они общаются на равных, мы вправе считать их друзьями. Даже двое возлюбленных могут быть друзьями. Они становятся ими тогда, когда, забыв об эротических наслаждениях, каждый из них начинает желать добра другому бескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне.

Нравственная ценность дружбы

Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили дружбу. Ибо в дружбе расстояние между идеалом и реальностью предельно короткое. В дружбе нельзя провозглашать одно, а делать другое. Дружба соблюдает договоры и считает, что получить доверие друга можно, -

 

только заслужив его. Дружба может быть только честной, искренней, откровенной. Друг хочет нам добра не на словах, а на деле, он всегда рядом в трудную минуту. А тот, кому друг помогает, не должен пользоваться этим в корыстных целях или надоедать изъявлениями своей благодарности. Дружба не терпит обмана, не допускает злонамеренных поступков. Никогда, ни при каких условиях. В дружбе нужно уметь увидеть достоинства другого и оценить их. Друг - всегда человек открытый, жизнелюбивый, веселый. Он не может быть занудой, приставалой. Друг не должен быть и слишком щедрым, осыпать нас подарками, иначе он вызывает в нас потребность постоянно отвечать ему тем же, а в результате над нами постоянно тяготеет чувство неоплаченного долга. Дружба должна быть естественной и легкой даже тогда, когда совершаются героические поступки. Друг всегда говорит в ответ на благодарность: "Не за что". Даже если он рисковал жизнью. Таковы идеалы дружбы. Она не требует, чтобы ей отдали всё, не заставляет целовать прокаженных, лжесвидетельствовать в суде. Для нее не обязательно даже, чтобы друзья жили вместе. Но то, что она требует, должно быть выполнено неукоснительно. Если же требования дружбы не выполняются, она выносит осуждающий приговор. А осудив однажды, вряд ли уже когда-нибудь простит. Дружба не наказывает, не угрожает, не прибегает к репрессиям или шантажу. Она просто исчезает. Если её идеал не осуществляется, дружба уходит. Может быть, ни в одном типе человеческих отношений реальное не приближается настолько к идеальному, как в дружбе. Теперь вы понимаете, почему дружба так ранима и почему так много людей разочаровываются в ней. Они не хотят принимать правила её игры.

Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком прошлом, исчезла в современном мире. Дружба существовала в эпоху Конфуция и продолжает существовать поныне. У нас нет никаких оснований думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная модель, которой обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать этой модели, мир будет наполняться для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.

Чем многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бы созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация( разделение) дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим воспоминания молодости, с третьим - эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой. В дружбе большое значение имеют индивидуальные моральные качества человека: бескорыстие, преданность, честность, искренность, верность, прямота. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми, а взаимную помощь и поддержку — свободной от соображений выгоды. Дружба предполагает готовность помочь другу любой ценой, даже пойти на жертву. Искренность, честность и прямота позволяют друзьям делиться между собой самыми сокровенными мыслями и мечтами. В этом случае каждым из друзей живет жизнью и своего друга: радуется его успехам и огорчается его неудачам, советует, помогает, поддерживает и успокаивает. Преданность и верность означают, что в трудную минуту друг не оставит в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Можно с уверенностью сказать, что многие жизненные неудачи,  тем более трагедии, случались именно потому, что в трудную минуту у человека не оказалось рядом настоящего друга, который смог бы взять на свои плечи часть той тяжести, которая оказалась непосильной для одного. Взаимное уважение друзей определяется и мерой их взаимной требовательности, которая делает дружбу активной, преобразующей человека силой, не позволяющей мириться с личностными недостатками и требует их исправления. Настоящая дружба — в стремлении видеть друга сильным, умным, культурным. При благоприятных условиях взаимная требовательность и взаимопомощь могут привести к большим творческим успехам, которые были бы невозможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. И в этом глубокий общественный смысл и нравственная ценность дружбы.

Потребность дружбы особенно сильна в юности. Дело в том, что уже само наличие друга нравственно возвышает личность, поднимает ее авторитет. Дружба является косвенным показателем того, что человек кому-то нужен, интересен, дорог. Но есть и более важные причины: в откровенном обмене мнениями с друзьями, в обсуждении жизненных целей и планов у юноши или девушки формируются убеждения, идет процесс самопознания и самоопределения личности, остро и предметно ставятся задачи самовоспитания. В дружбе реализуются интересы к своему внутреннему миру и к миру сверстников. Дружба дает человеку определенные права и накладывает на него обязанности, исполнение которых предоставляет возможность иногда впервые испытать себя, узнать себе цену как личности. Способность человека к настоящей дружбе — показатель его высокой нравственной ценности.

Друзья близки. У них много общего. Однако они не во всем подобны друг другу. Это люди, имеющие свои индивидуальные особенности, и между ними возможны, даже неизбежны некоторые противоречия, столкновения и споры. И все же различие в индивидуально-психологических особенностях, в характерах и увлечениях настоящих друзей не разъединяет, наоборот, даже усиливает их взаимную привязанность, ибо каждый из друзей имеет возможность увидеть в друге достоинства, которыми, возможно, не обладает сам, и стать духовно богаче, сильнее, лучше.

Дружба признается величайшей социальной и нравственной ценностью большинством людей, считающих ее при этом ценностью очень редкой. Дружба — это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, нa единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.

Дружба — это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного резонанса друг с другом. Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью.

Существуют пределы, существует некий порог, который никто не должен переступать. Мы не можем требовать от нашего друга, чтобы он ради нас совершил что-нибудь недостойное, например лжесвидетельствовал бы в нашу пользу в суде. Если мы требуем этого, то нарушаем основные правила дружбы и перестаем вести себя так, как подобает другу. Дружба целиком базируется на оценочных критериях и на справедливости. Как только они утрачиваются, от дружбы ничего не остается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дружба — понятие историческое. На различных этапах общественного развития оно приобретало новые качества и реализовывалось в различных формах (братство по оружию, отношения, основанные на общности духовных интересов, близость отношений и связей, обусловленных частыми деловыми контактами, эмоциональная привязанность и др.). Дружеские отношения могут быть основаны и на контактах в решении больших социальных задач (например, творческая и личностная дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева, К. Маркса и Ф. Энгельса и др.). В благоприятных социально-исторических условиях понятие дружбы может распространяться и на отношения целых народов. Нравственная ценность дружбы определяется целями и установками, лежащими в ее основе.

Информация о работе Дружба как высшая нравственная ценность